Тема:
«Я – осенний листок».
Цели:
научить детей частичному подражанию в сочетании с самостоятельными действиями;
проявлять способность «войти» в воображаемые события (я – лист);
развивать у детей воображение, интерес к процессу и результату рисования;
понимать рисунок как средство выражения придуманной ситуации;
вызвать интерес к данной теме.
Оборудование:
листы бумаги в форме кленового листа (по числу учащихся), акварельные краски, кисточки двух номеров, пастель;
рисунки с прошлых уроков на эту тему;
аудио запись
Ход урока
I. Орг.момент.
Звучит музыка.
Дети заходят в украшенную разноцветными листьями студию.
Листья висят на дереве и лежат на полу.
II. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Вот и наша поляна. Ещё несколько уроков назад она была зелёная. Что же случилось?
Дети расходятся по «поляне».
Учитель: Обратите внимание, все ли листья пожелтели, все ли опали?
Дети отмечают, что некоторые листья ещё зелёные, часть листьев ещё крепко держатся за кленовое дерево.
Учитель: Ребята, а давайте спросим у Его величества кленового дерева, что же произошло?
Кленовое дерево (аудио запись):
Если хотите знать, то усаживайтесь поудобнее да послушайте, о чём говорят листья, и вы всё поймёте.
Неожиданно зазвучали голоса (аудиозапись).
Голос 1-го листа: Эй, вы, там, наверху! Чего зашумели? Испугались чего-то?
Голос 2-го листа: А ты бесстрашный? Пришла ведь осень!
Голос 1-го листа: А я не боюсь никакой осени!
Листья: Осень, осень… Ветер, ветер... Боимся упасть. Крепче будем держаться за Его величество кленовое дерево.
Учитель: Но тут подул сильный ветер, и листья полетели вниз. Лишь немногие остались на ветках.
Голос 1-го листа: Подумаешь, осень! Кто-то с нею и не справится, а я-то выстою. Ой, что-то мой лес стал совсем иным.
Учитель:
Листок увидел, что словно кто-то могучий проредил деревья, покрасил листья в разные цвета. Листьев стало мало, и сквозь них была видна речка. Лист даже не знал, что смотреть по сторонам и вниз так интересно! Вот белка причёсывает своего бельчонка. Вот идёт ёжик и несёт большое яблоко. А вот и мишка с медвежатами. Ой, да это же ребята идут по тропинке! Вдруг мимо пролетел осенний листик.
Голос 1-го листа: Эй, ты куда это? Решил улететь?
Голос пролетающего листа: Я никуда не улетаю, я просто падаю.
Голос 1-го листа: Надо было сильнее держаться!
Учитель: И лист снова стал смотреть вниз и удивляться увиденному.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что ещё интересного мог увидеть кленовый лист?
Ответы детей.
Учитель:
Ребята, вы не забыли, что мы на лесной полянке? Наша полянка не простая, она – волшебная. Если чего-то очень сильно захотеть, обязательно сбудется. А что если нам сегодня превратиться в осенние листики и самим всё посмотреть? Как вы считаете? Нужно закрыть глаза и произнести: «Я – листик, я - маленький листик. Я вишу на ветке Его величества Кленового дерева и вижу много интересного».
Открываем глаза. Мы теперь не девочки и мальчики, мы все – осенние листики. Предлагаю на листах в форме кленового листочка нарисовать всё то, вы «видите» сверху.
III. Самостоятельная работа детей.
IV. Выставка детских работ и рассказы детей о своих рисунках.
Готовые рисунки развешиваются на Его величество Кленовое дерево к «нашему» листику.
Дети усаживаются на «поляне» и рассказывают по желанию о том, что «видели» интересного.
V. Итог.
Учитель: 1 – 2 – 3 – хлопаем в ладоши, волшебство кончилось. Вы теперь снова стали девочками и мальчиками.
Голос Кленового дерева:
Спасибо вам, ребята за подаренные мне листья. И я могу подарить вам свои осенние листочки
(дети берут осенние листочки для украшения своего класса).
Учитель: Ваше величество, нам пора уходить с полянки. Но мы обещаем вернуться. Правда, дети?
(Дети прощаются, обещают ещё вернуться).