Цель: развитие навыка беглого выразительного чтения через знакомство с литературными загадками.
I. Проверка домашнего задания. Работа в малых группах
1 группа: - фронтальная работа. Учитель проводит игру “Телеграмма”. Строки загадок разрезаны. Учитель показывает эти строки, дети читают про себя и называют отгадку.
Загадки:
а) Какая водица только для грамоты годится? (чернила).
б) Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
в) Платье потерялось – пуговки остались (рябина).
г) Сама холодная, а людей жжет (крапива).
2 группа: - работа в тройках. Задание: собрать загадку, отгадать. Загадки разрезаны по строкам. Загадки написаны разными цветами. Ребята собирают загадку и склеивают строки на бумаге.
Загадки:
а)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк).
б)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком (Еж).
в)
Маленький, беленький
По лесочку прыг, прыг
По снежочку тык, тык (Заяц).
3 группа - работа в “пятерках”. Работают 2 пятерки. Задание: отгадать кроссворд. Работа самостоятельная.
1. Весной цвету, Летом плод
приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю. |
2. Я, как песчинка, мал, А землю покрываю; Я из воды, а с воздухом летаю; Как пух, лежу я на полях, Как алмаз, блещу при солнечных лучах. |
3. Ниток много – много А в клубок не смотает, Одежды себе не шьет, А ткань всегда ткет. |
4. Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела, а живет, Без языка – кричит. |
5. На солнце я похожий, И солнце я люблю, За солнцем поворачиваю Я голову свою. |
КРОССВОРД
Проверка работы в группах проходит фронтально. Участники группы № 2 показывают полученные загадки, ребята отгадывают; аналогично проверяется группа № 3.
II. Знакомство с новым материалом
1) Мы загадываем загадки друг другу какие? (народные). Как вы думаете зачем люди загадывают загадки? Что нужно уметь, чтобы легко разгадывать загадки? Кто хочет сам научиться придумывать загадки?
2) Составлять загадки мы поучимся у опытных авторов таких как С.Я.Маршак, Б.Заходер, К.И.Чуковский, А.Прокофьев. Мы будем их читать, но сначала прочтем учебную статью о том, как нужно сочинять загадки.
3) Работа с учебником. Чтение вслух статьи.
4) Работа по содержанию статьи по вопросам учебника.
5) Чтение загадок. Эти загадки литературные. Почему?
6) Работа по отгадыванию загадок (называют авторские “подсказки”, те признаки предметов, которые помогают назвать отгадку).
III.
1) Работа в группах по составлению загадок (в тройках). Детей по группам распределяет учитель. С одной из групп работает учитель.
2) Проверка работы. Ребята загадывают придуманные загадки.
3) Игра “Молчанка”. Работа в группах. Состав групп остается тем же. Задание: показать при помощи мимики и жестов отгадку. Учитель загадывает загадки:
Есть у меня работники ,Во всем помочь охотники. Живут не за горой – День и ночь со мной: Целый десяток Верных ребяток! (Пальцы). М.Пожаров |
Красные двери В пещере со мной, Белые звери Сидят у дверей. И мясо, и хлеб Всю добычу мою Я с радостью Белым зверям отдаю! (Губы, зубы). К.Чуковский |
День за днем идет кино На экране этом. Солнца, зелени полно На экране летом. И зимой – синеет лед, Снег летит, играя Фильм идет, идет, идет Без конца и края….. (окно). А.Шибаев |
IV. Обобщение по вопросам
1) Мы сегодня учились отгадывать загадки и даже придумывали свои. Кого из авторов запомнили?
2) Организуется выставка книг К.Чуковского, С.Маршака, Б.Заходера. Загадываются загадки из книг авторов.
V. Задание на дом
- Составить своих сборник загадок.
- Составить сборник загадок известных авторов.
- Чтение, заучивание литературных загадок.
Дети выбирают задание.