Открытый урок по литературному чтению "Заяц-обманщик", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


 

Цели:

  1. Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  2. Обеспечивать речевое развитие и активное формирование речевых умений и навыков чтение, слушания и рассказывания.
  3. Воспитание нравственных качеств: вежливости, честности, любви к чтению.

Наглядность:

картинки животных: зайца, медведя, лисы. Карточки со словами, характеризующими этих животных.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы сегодня пришли в школу зимним, февральским днем. На улице свежо, воздух чистый. Давайте, представим, что мы на улице и подышим свежим воздухом.

2. Упражнение на дыхание: вдох- выдох.

Настроение прекрасное
И язычок наш проситься поиграть.

3. Речевая разминка.

Чтение скороговорки.

Бедным курицам не спится
Если им лисица снится.

( медленно, быстрее, быстро- хором, а теперь прочтите это радостно, удивленно, с жалостью )

4. Пришло время жужжащему чтению.

(откройте свои книги по домашнему чтению)
Включили звук, начали (2 мин.), закончили.

5. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим разговор о сказках и познакомимся с новой сказкой.

6. Повторение пройденного.

Как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости, учит нас уму- разуму. Когда сказка приходит на урок, это праздник:


О чем-то скрипит половица
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.


Посмотрите у меня на столе шкатулка, она волшебная в ней живут сказки.

- Ребята, чем отличается сказка от других произведений?

- А кто пишет сказки?

- Как называются сказки, которые сочинил народ?

- А как называются сказки, которые сочинил автор?

- Каких писателей – сказочников вы знаете?

Молодцы!

7. Игра « Узнай сказку»

Волшебная шкатулка предлагает вам игру. Нужно открыть шкатулку, взять карточку, прочитать отрывок и узнать из какой сказки, вспомнить кто сочинил эту сказку.

А) « Нет, друзья,- прошептала Елка - ведь всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые».
Б) Битый небитого везет, битый не битого везет.
В) Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь, поскорей!
Г)

Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка как лягушка
Ускакала от меня.

Молодцы!

- Ребята, на какие группы делятся сказки по содержанию?

олшебные, бытовые, о животных)

8. Работа над темой урока.

Сейчас мы будем читать авторскую сказку о животных.
Посмотрите на доску и прочитайте, как называется сказка и кто ее автор. ( «Заяц обманщик» С Михалков )

- Как вы думаете, о ком будет сказка, и что сделал заяц? ( На доску вывешиваю картинку Зайчика )
- В сказке участвует не только Заяц, а и другие звери, отгадайте какие.

А)

Добрый он, большой, лохматый
Его знаете, ребята.
Он в берлоге спит зимой
Он не слон и не мартышка
Это косолапый………(Мишка. картинку - на доску)

Б) Посмотрите на ребус, отгадайте название другого действующего лица (Лиса. Ккартинку на доску)
рисунок1

 

 

A

- Ребята, какая обычно в сказках ласа? (хитрая, Плутовка, лгунья и т. д.)

А в этой сказке Лиса другая, а какая вы узнаете прослушав сказку. Сегодня мне будут помогать читать Аня, Максим, Нина. (дети заранее подготовлены ) Аня будет читать слова Зайчика. Максим - слова Медведя. Нина - слова Лисы, я буду читать слова автора.

 

9. Чтение сказки.

10. Беседа.

- Над чем вы смеялись?
- Что произошло в лесу?
- Какой Заяц в сказке? Прочитайте какими словами можно охарактеризовать Зайца. (слова под картинку Зайчика - на доску)
- А какой Медведь? Докажите, что он был вежливый, озабоченный
( слова - на доску)
- Мне, дети, очень понравился Медведь. А особенно то, что он сказал мудро: « Век живи - век учись»
- А чему надо учится? ( Ответы учащихся )
- Ребята, эти слова пословица, она подходит и к людям. Мы живем и всю жизнь чему- то учимся: в школе - читать, а в жизни быть настоящим человеком, понимать товарищей. Поступать мудро.
- Что вы можете сказать о лисе? Какая она? (слова на доску )
- Можно сказать, что она необычная? Докажите.

11. Работа над выразительным чтением.

Я, думаю, вам интересно было слушать сказку? Давайте прочитаем ее еще раз. Старайтесь показать голосом Зайца, Медведя и Лису. ( повторное выразительное чтение)

- Дети, а с людьми мог бы произойти похожий случай?
- А вы когда – нибудь обманывали?

12. Итог урока

Какой урок преподнесла нам сказка? (обманывать нельзя, век живи - век учись)

13. Домашнее задание: приготовиться читать сказку по ролям.

Новая сказка прощается с вами
Но вы должны помнить слова
«Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок»