Задачи собрания:
- Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка.
- Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.
Форма проведения: родительский педагогический тренинг.
Подготовительная работа к педагогическому тренингу:
1. Анкетирование родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей №1.
- Я знаю, что школьная отметка – это…
- Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это…
- Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его…
- Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него…
- Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему…
- Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я…
- Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я….
Анкета для родителей №2.
Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком, анализируя его учение.
- Что ты получил сегодня?
- Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
- Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
- Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
- Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедиться.
- Сколько можно тебе это объяснять!
- Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
- Кто–нибудь получил отметку лучше, чем ты?
- Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
- Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
- Давайте еще раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
- Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
- Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!
- Посмотри, как я учился, а ты?
2. Анкетирование учащихся по проблеме собрания.
Анкета для учащихся №1.
- Если я получаю хорошую отметку, то…
- Если я получаю плохую отметку, то…
- Мои родители говорят, что я могу учиться…
- Мои родители говорят, что я не могу учиться…
- Если я получаю «пять», то родители мне…
- Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят…
- Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…
- Родители хотят, чтобы я был…
3. Анализ учащимися картины И.Репина «Опять двойка». План ответа на вопросы по картине.
- Понравилась тебе картина или нет?
- Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
- Как ему живется в родном доме?
- Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
- Хотелось бы тебе ему помочь?
- Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную, на картине?
- Как, по твоему мнению, закончится эта история?
4. Подготовка памяток для учащихся и родителей по проблеме собрания.
Памятка для родителей №1.
"Как относится к отметкам ребенка."
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
-
Сочувствуете своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
-
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
-
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
-
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
-
Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
-
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
-
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
-
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
- Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Памятка для родителей №2.
"Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий."
- Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
-
У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки, формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
-
Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
-
Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
-
Объясните ребенку главное правило учебной работы – учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
-
Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
-
Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
-
Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
-
Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
-
Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
-
Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
-
Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
-
Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
-
Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
- В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
5. Подготовка программы родительского педагогического тренинга.
Для проведения родительского педагогического тренинга необходимо подготовить помещение, в котором он будет проходить. Родители усаживаются по кругу. Если приходит много родителей, можно образовать внешний и внутренний круг.
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой.
II. Педагогический тренинг.
Упражнение первое.
Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?». Классный руководитель записывает на доске мнения родителей, которые наиболее часто повторяются; затем эти мнения обсуждаются совместно.
Упражнение второе.
Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
Упражнение третье.
Родителям предлагается вспомнить картину «Опять двойка».
Они должны попробовать нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века. Родители работают в парах.
Упражнение четвертое.
Классный руководитель знакомит родителей с описанием картины учащимися класса (без имен и фамилий). Затем идет обсуждение мнения учащихся по кругу.
Упражнение пятое.
Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье:
- ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы;
-
ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой;
-
во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца;
-
ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;
-
ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой;
- ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил отличную отметку. Это повторяется достаточно часто;
- ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Упражнение шестое.
Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.
Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката – положительное мнение учащихся об отношении родителей к их отметкам.
На второй половине – отрицательное мнение. По каждому отрицательному мнению они должны высказать свое суждение.
Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребенок …».
III. Итог собрания.
В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Он может выглядеть так:
Я узнал, что…
Новым для меня стало то, что…
Я убедился, что…
Меня не смогли убедить в том, что…
Я категорически против того, чтобы…
Я возмущен тем, что…
В конце собрания родители получают памятки, подготовленные классным руководителем по теме собрания.