Цели:
- Расширить знания учащихся о художниках-анималистах;
- Формировать умение учащихся изображать кошек, собак, передавать пропорции фигуры животных.
- Формировать умение учащихся передавать фактуру шерсти животных, окраску.
- Воспитание у детей интереса и любви к животным, ответственного и эмоционально - отзывчивого отношения к ним.
Инструменты и материалы: альбомные листы, карандаш, кисти (поролоновые), краски (гуашь, акварель), фломастеры, карандаши.
Зрительный ряд: изображения собак и кошек, динамические таблицы, репродукции В.Серова и В.Ватагина.
Ход урока
1. Организация класса
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Сегодня опять
Будем с вами рисовать.
2. Вступительная беседа
1) Сообщение темы и целей урока.
- Тема урока сегодня называется “Наши меньшие братья”.
- Мы посвятим наше занятие нашим меньшим братьям – животным. На уроке научимся рисовать кошек и собак. Раскрашивать будем способом “тычкование” поролоновыми кисточками.
2) Слово учителя об анималистическом жанре.
- Как называют художников, которые рисуют животных?
- Художники- анималисты.
- Верно. Потому что слово “анималисты” произошло от лат. “animal”- животное.
Анималистический жанр является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов, (краски они делали из природных материалов: земли, глины, растений).
В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов-животных.
В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, музыкальные инструменты. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, иллюстрациях, скульптурах, предмета быта (показ иллюстраций).
Изображение животных требует пристального изучения их внешнего вида, пластики, строения формы тела.
3) Просмотр репродукций.
В произведениях известных художников красота животных показана с большой выразительностью. К таким художникам относится Валентин Александрович Серов. В своих работах он старался передать характер, индивидуальные черты животных. Его работы отличаются внешним изучением натуры, строения животного, они светлы и радостны. Известны его многочисленные наброски, рисунки и иллюстрации к басням И. Крылова.
Другим известным художником- анималистом является Василий Ватагин. Он очень любил животных и всю жизнь изучал их повадки и пластику. Он работал различными художественными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Особенно Василий Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдал за ними.
4) Литературный ряд.
Не только художники посвящали свои произведения животным, но и поэты и писатели.
- Послушайте небольшое стихотворение И. Токмаковой. (Читает подготовленный ученик).
Подарили собаку.
Нет, не просто подарили,
В лень рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идет смешной- смешной,
Путается в лапах.
Подрастет щеночек мой –
Он поправдашний, живой.
- Также многие писатели рассказывали нам о животных в своих произведениях: Е. Чарушин, В. Бианки учат нас любить и бережно относиться к ним (представляю выставку книг).
- В устном народном творчестве много загадок о животных, в которых тонко подмечены основные внешние и внутренние черты животных.
- Какие загадки о кошках и собаках знаете вы?
+ Мягкие лапки, в лапках цап - царапки.
+ С хозяином дружит, дом сторожит.
- Много песен о животных написали детские композиторы. Одной из таких песен является песня “Пропала собака” (дети слушают и подпевают).
У большинства вас дома тоже есть кошки и собаки, и у вас было задание написать о них мини-сочинение. (2 ученика)
- В своих рассказах вы сумели передать любовь к братьям нашим меньшим и конечно нельзя забывать о том, что содержать животное – это большая ответственность: животным необходимо не только уход, но и доброе отношение к ним, ласка. Животное – это не игрушка, которой можно поиграть и забыть о ней.
3. Подготовительная работа
1) Анализ образца.
- Сегодня мы будем рисовать кошек, собак.
- На какие части можно условно разбить фигуру животных?
+ Голова, шея, туловище, лапы, хвост.
- Каковы особенности строения фигуры кошки, собаки?
+ У собаки более сильные лапы, челюсти.
+ У кошек плавные очертания фигуры
- Существует много разных пород кошек и собак. В зависимости от этого у них разное строение фигуры, окрас и длина шерсти. Но есть основные правила построения фигуры кошек и собак.
2) Этапы работы (по динамической таблице):
а) работа карандашом:
- определим расположение листа (зависит от позы животного);
- намечаем общую высоту, ширину;
- определяем основные пропорции животного;
- намечаем общие формы;
- уточняем формы, прорисовываем мелкие детали;
б) работа в цвете:
- покрываем локальным цветом;
- добавляем оттенки;
- покрываем темные части;
- показываем фактуру шерсти (поролоновой кисточкой);
- дорисовываем мелкие детали, расставляем акценты.
4. Самостоятельная работа учащихся
Выполните работу “Наши меньшие братья”, изобразив любимых животных.
5. Анализ, оценивание
Критерии оценки.
- Компоновка.
- Пропорции фигуры животного.
- Цветовое сочетание окраса шерсти.
- Выразительность рисунка.
6. Итог
- Как называется жанр, в котором мы работали?
- С творчеством каких художников-анималистов мы познакомились?
- Как мы должны относиться к братьям нашим меньшим?
+ Мы должны ответственно относиться к нашим питомцам, ухаживать за ними, любить их, и они ответят нам взаимностью.
- Какую пользу приносят человеку кошки, собаки?
- Кошки ловят мышей, собаки охраняют дом. Есть собаки, которые являются поводырями для слепых людей, собаки-спасатели и т.д. Просто общение с домашними животными благоприятно для хорошего душевного самочувствия человека. И, конечно, мы должны помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили.