Цели: Познакомить с развитием и размножением животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц; развивать мышление, учить сравнивать, обобщать; воспитывать бережное отношение к детенышам
I. Орг. момент.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Проверка домашнего задания
Мнемотурнир
А) Устно задаются вопросы
Б) Каждый обдумывает вопрос, ответы заносит в таблицу (Я), проставляет степень уверенности в ответе.
Не уверен - 0
Сомневаюсь – 1
Уверен – 2
В) После выполнения всех заданий ответы обсуждаются в паре. Скорректированный ответ заносится в таблицу (Группа), проставляется степень уверенности.
Г) Сообщается правильный ответ, записывается в таблицу (Эталон).
Д) Обучающиеся выставляют итоговый балл. За правильный ответ “ +”
- Какая наука изучает животных? Зоология.
- К какой группе животных относятся заяц, медведь, лиса? Звери.
- Как называется группа животных, которая питается мухами, гусеницами, и комарами? Насекомоядные.
- Какая группа животных считается санитарами
леса? Хищные.
При проверке задается вопрос.
- Почему хищников называют санитарами? - Какое звено пропущено в цепи питания: желудь - … - сова?
- У кого все ответы правильны? Молодцы! Вы хорошо усвоили материал о животных.
III. Новая тема
Вы знаете, что природу делят на живую и неживую.
- Чем живые существа отличаются от неживой природы. Они дышат, питаются, размножаются, растут, умирают.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как размножаются и развиваются животные.
- Прочитайте загадку про себя.
Расту червяком.
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу,
Но теплой весной
Я вновь оживаю
И, как птичка порхаю. Бабочка.
К какой группе животных относятся бабочки? Насекомые.
- С размножением и развитием насекомых познакомимся на примере бабочки – крапивницы.
- Почему ее так называют?
Используя загадку и иллюстрацию в учебнике, составим этапы развития бабочки.
Расту червяком,
Питаюсь листком.
- О каком червяке идет речь? Личинка у бабочек называется гусеницей.
- Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу.
- Что происходит с гусеницей? Превращается в куколку.
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.
-Что произошло с куколкой? Она превратилась в бабочку. В какое время года это произошло? Весной.
- Не все бабочки проводят зиму куколками. У нашей бабочки – крапивницы весь этап развития происходит за лето. А зимой она прячется в щелках.
- А как появляются гусеницы?
- Взрослая бабочка откладывает яйца на листьях крапивы.
- Назовем все этапы развития бабочки-крапивницы.
Составили схему: яйцо -> гусеница -> куколка -> взрослая бабочка
Вы должны досказать словечко в мой рассказ.
- Взрослая бабочка – крапивница откладывает …(яйца) на листьях крапивы, из них вылупляются…(гусеницы). Они питаются листьями крапивницы, быстро растут и превращаются в неподвижных…( куколок). Пройдет немного времени и из куколок появятся взрослые…(бабочки).
IV. Работа по учебнику
- Откройте страницу 105.
- Что вы видите на рисунке? Развитие бабочки и кузнечика.
- Что заметили в развитии кузнечика? Нет гусеницы и куколки.
- Личинки кузнечика очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое – большое и с крыльями.
- К какой группе животных относятся кузнечики? Насекомым.
Какой можно сделать вывод? У насекомых процесс развития разный.
V. Физминутка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
VI. Продолжение изучения новой темы
- А сейчас мы узнаем, как размножаются и развиваются рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.
- Какую группу животных называют рыбами? Водные животные тело, которых покрыто чешуёй. Передвигаться им помогают плавники, с помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воде.
- Какую группу животных называют земноводными? Животные, у которых кожа голая, нежная. Часть жизни они проводят на земле, а часть в воде.
- Какую группу животных называют пресмыкающиеся? Животные, тело которых покрыто сухими чешуйками. А у некоторых еще и панцирем. Всю жизнь эти животные ползают – пресмыкаются.
- Сейчас вы прочитаете в учебнике на стр. 106 о развитии рыб, земноводных и пресмыкающихся и выполните задание.
1 ряд составит этапы развития рыб. У обучающихся на столах карточки.
Цифрами 1, 2, 3 обозначь порядок этапов
развития рыб. Мальки, икра, взрослые животные. |
2 ряд выберет из данных этапов верный этап развития земноводных. У обучающихся на столах карточки.
Выбери из данных этапов верный. |
3 ряд должен зачеркнуть лишний этап развития пресмыкающихся. У обучающихся на столах карточки.
Зачеркни лишний этап развития
пресмыкающихся. Яйцо > мальки > детеныши > взрослые животные |
Проверка.
- Назовите этапы развития рыб.
Составляется схема: Икра ? малек ? взрослая рыба.
Вывод:
- Расскажите о том, как же происходит размножение и развитие рыб.
- Весной самки рыб выметывают в воду икру. Из икринок появляются маленькие мальки, которые похожи на взрослых рыб. Только очень маленькие. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.
- Назовите верный этап развития земноводных.
Составляется схема: Икра > головастик ? взрослое животное.
Вывод:
- Прочитайте о том, как происходит размножение и развитие рыб.
Весной лягушка откладывает в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и постепенно превращаются во взрослых лягушек или жаб.
- Что общего в развитии рыб и земноводных? Откладывают икру в воду.
- Как вы думаете, у кого этап развития происходит сложнее, у рыб или у земноводных?
Учитель показывает иллюстрацию развития лягушек и рассказывает.
- У головастиков, как у рыб есть жабры, с помощью которых они дышат в воде. Во взрослую лягушку головастик превращается примерно через 12 недель, но прежде у него появляются легкие для дыхания на суше.
- Какой этап был лишним в развитии пресмыкающихся?
Составляется схема: яйцо > детеныш > взрослое животное.
Вывод:
- Расскажите этап развития пресмыкающихся. Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из них вылупляются детеныши. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.
- О развитии птиц мы прочитаем вслух. Вы должны будете рассказать, что нового узнали.
- Что нового узнали?
- Составим схему этапов развития птиц.
Яйцо — птенец — птица.
Птица откладывает яйца и греет их своим теплом. Птенцы появляются либо голые, либо их тела покрыты пухом. Самка и самец ухаживают за птенцами, кормят их и только в начале лета.
птенцы покидают гнезда.
VII. Итог
- Что нового узнали на уроке?
Выполните задание.
Впиши пропущенные слова. У насекомых из яиц появляются ____________, а у птиц - __________. У рыб из икринок появляются __________ , а у лягушек и жаб ___________. |
Проверка.
VIII. Оценивание
IX. Д.з.
Стр.105 – 111 прочитать, выполнить задание № 2.