Урок окружающего мира по программе "Школа России" в 3-м классе. Тема урока: "Размножение животных"

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить с развитием и размножением животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц; развивать мышление, учить сравнивать, обобщать; воспитывать бережное отношение к детенышам

I. Орг. момент.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

II. Проверка домашнего задания

Мнемотурнир

img1.gif (2249 bytes)

А) Устно задаются вопросы

Б) Каждый обдумывает вопрос, ответы заносит в таблицу (Я), проставляет степень уверенности в ответе.

Не уверен - 0

Сомневаюсь – 1

Уверен – 2

В) После выполнения всех заданий ответы обсуждаются в паре. Скорректированный ответ заносится в таблицу (Группа), проставляется степень уверенности.

Г) Сообщается правильный ответ, записывается в таблицу (Эталон).

Д) Обучающиеся выставляют итоговый балл. За правильный ответ “ +”

  1. Какая наука изучает животных? Зоология.
  2. К какой группе животных относятся заяц, медведь, лиса? Звери.
  3. Как называется группа животных, которая питается мухами, гусеницами, и комарами? Насекомоядные.
  4. Какая группа животных считается санитарами леса? Хищные.
    При проверке задается вопрос.
    - Почему хищников называют санитарами?
  5. Какое звено пропущено в цепи питания: желудь - … - сова?

- У кого все ответы правильны? Молодцы! Вы хорошо усвоили материал о животных.

III. Новая тема

Вы знаете, что природу делят на живую и неживую.

- Чем живые существа отличаются от неживой природы. Они дышат, питаются, размножаются, растут, умирают.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как размножаются и развиваются животные.

- Прочитайте загадку про себя.

Расту червяком.
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу,
Но теплой весной
Я вновь оживаю
И, как птичка порхаю. Бабочка.

К какой группе животных относятся бабочки? Насекомые.

- С размножением и развитием насекомых познакомимся на примере бабочки – крапивницы.

- Почему ее так называют?

Используя загадку и иллюстрацию в учебнике, составим этапы развития бабочки.

Расту червяком,
Питаюсь листком.

- О каком червяке идет речь? Личинка у бабочек называется гусеницей.

- Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу.

- Что происходит с гусеницей? Превращается в куколку.

Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.

-Что произошло с куколкой? Она превратилась в бабочку. В какое время года это произошло? Весной.

- Не все бабочки проводят зиму куколками. У нашей бабочки – крапивницы весь этап развития происходит за лето. А зимой она прячется в щелках.

- А как появляются гусеницы?

- Взрослая бабочка откладывает яйца на листьях крапивы.

- Назовем все этапы развития бабочки-крапивницы.

Составили схему: яйцо -> гусеница -> куколка -> взрослая бабочка

Вы должны досказать словечко в мой рассказ.

- Взрослая бабочка – крапивница откладывает …(яйца) на листьях крапивы, из них вылупляются…(гусеницы). Они питаются листьями крапивницы, быстро растут и превращаются в неподвижных…( куколок). Пройдет немного времени и из куколок появятся взрослые…(бабочки).

IV. Работа по учебнику

- Откройте страницу 105.

- Что вы видите на рисунке? Развитие бабочки и кузнечика.

- Что заметили в развитии кузнечика? Нет гусеницы и куколки.

- Личинки кузнечика очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое – большое и с крыльями.

- К какой группе животных относятся кузнечики? Насекомым.

Какой можно сделать вывод? У насекомых процесс развития разный.

V. Физминутка

Утром бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

VI. Продолжение изучения новой темы

- А сейчас мы узнаем, как размножаются и развиваются рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.

- Какую группу животных называют рыбами? Водные животные тело, которых покрыто чешуёй. Передвигаться им помогают плавники, с помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воде.

- Какую группу животных называют земноводными? Животные, у которых кожа голая, нежная. Часть жизни они проводят на земле, а часть в воде.

- Какую группу животных называют пресмыкающиеся? Животные, тело которых покрыто сухими чешуйками. А у некоторых еще и панцирем. Всю жизнь эти животные ползают – пресмыкаются.

- Сейчас вы прочитаете в учебнике на стр. 106 о развитии рыб, земноводных и пресмыкающихся и выполните задание.

1 ряд составит этапы развития рыб. У обучающихся на столах карточки.

Цифрами 1, 2, 3 обозначь порядок этапов развития рыб.

Мальки, икра, взрослые животные.

2 ряд выберет из данных этапов верный этап развития земноводных. У обучающихся на столах карточки.

Выбери из данных этапов верный.
  1. Головастик > икра > взрослое животное.
  2. Икра > взрослое животное > головастик.
  3. Икра > головастик > взрослое животное.

3 ряд должен зачеркнуть лишний этап развития пресмыкающихся. У обучающихся на столах карточки.

Зачеркни лишний этап развития пресмыкающихся.

Яйцо > мальки > детеныши > взрослые животные

Проверка.

- Назовите этапы развития рыб.

Составляется схема: Икра ? малек ? взрослая рыба.

Вывод:

- Расскажите о том, как же происходит размножение и развитие рыб.

- Весной самки рыб выметывают в воду икру. Из икринок появляются маленькие мальки, которые похожи на взрослых рыб. Только очень маленькие. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.

- Назовите верный этап развития земноводных.

Составляется схема: Икра > головастик ? взрослое животное.

Вывод:

- Прочитайте о том, как происходит размножение и развитие рыб.

Весной лягушка откладывает в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и постепенно превращаются во взрослых лягушек или жаб.

- Что общего в развитии рыб и земноводных? Откладывают икру в воду.

- Как вы думаете, у кого этап развития происходит сложнее, у рыб или у земноводных?

Учитель показывает иллюстрацию развития лягушек и рассказывает.

- У головастиков, как у рыб есть жабры, с помощью которых они дышат в воде. Во взрослую лягушку головастик превращается примерно через 12 недель, но прежде у него появляются легкие для дыхания на суше.

- Какой этап был лишним в развитии пресмыкающихся?

Составляется схема: яйцо > детеныш > взрослое животное.

Вывод:

- Расскажите этап развития пресмыкающихся. Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из них вылупляются детеныши. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.

- О развитии птиц мы прочитаем вслух. Вы должны будете рассказать, что нового узнали.

- Что нового узнали?

- Составим схему этапов развития птиц.

Яйцо — птенец — птица.

Птица откладывает яйца и греет их своим теплом. Птенцы появляются либо голые, либо их тела покрыты пухом. Самка и самец ухаживают за птенцами, кормят их и только в начале лета.

птенцы покидают гнезда.

VII. Итог

- Что нового узнали на уроке?

Выполните задание.

Впиши пропущенные слова.

У насекомых из яиц появляются ____________, а у птиц - __________. У рыб из икринок появляются __________ , а у лягушек и жаб ___________.

Проверка.

VIII. Оценивание

IX. Д.з.

Стр.105 – 111 прочитать, выполнить задание № 2.