Цель урока: развивать умение проверять написание безударных гласных в корне слова
Задачи:
- Образовательная: учить детей проверять написание безударных гласных в корне.
- Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.
- Воспитательная : воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- Здоровьесберегающая : способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Разминка для пальцев
- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик)
III. Чистописание
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.
На доске записаны слова:
сл...за, гл...за, б...лит
- Прочитайте слова. Какие буквы являются орфограммами данных слов? Составьте цепочку из данных букв. Напишите строчку до конца: еао
IV. Сообщение темы урока
V. Словарная работа
- Ребята, во всех ли словах можно проверить безударную гласную, как мы это делали сейчас со словами: слеза, глаза, болит? (Нет, есть слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых надо запомнить).
- В записи сегодняшней даты также есть словарное слово декабрь. Как вы его написали? Покажите карточкой, какую букву вставили.
- Что вы можете сказать об этом месяце? А какой месяц предшествовал ему? (Н...ябрь – последний осенний месяц).
- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).
- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).
- А какие это витамины?
В классе на стенах, шкафах, шторах висят листочки, на которых записаны словарные слова.
Картофель, огурец, яблоко, морковь, капуста, горох, помидор.
Составьте свое предложение, используя эти слова и слово витамины.
VI. Актуализация знаний. Работа над темой урока
1.
- Ребята, послушайте рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему дружку Пете записку: “Приходи с мечом вечером, сыграем”. Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие – длинный деревянный меч.
- Почему так получилось? Какого правила не знал Дима, когда писал записку Пете?
- Нужно ли проверять безударную гласную? А как нужно проверять?
2. Запись предложения, записанного на доске.
Л...сная тр...пинка т...нулась вдоль р...ки.
- Какие буквы пропущены в словах? Как их проверить? Какое правило вы используете?
3. Работа над правилом
4. Подбор проверочных слов.
Мал – малыши, снег – снеговик, хлопать – хлопушка, холодный – холод, почта – почтовый, сад – садовый, корм – кормовой, польза – полезный.
Физминутка (для глаз)
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом)
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и выполняют летательные движения)
VII. Закрепление темы урока
1. Фронтальная работа по вариантам. Взаимопроверка
1вариант
М...рской к...нек, З...леная травка.
2 вариант
Л...тают стр...жи, к...менистое дно.
Задание: Устно подобрать проверочное слово; записать данные словосочетания в тетрадь, подчеркнуть опасное место, выделить корень; подумать, какое правило помогло справиться с заданием.
(Дети самостоятельно выполняют работу. После написания – взаимопроверка (на доске правильный вариант написания словосочетаний)).
- Какое правило использовали привыполнении задания?
2. Письмо по памяти.
Курить – здоровью вредить.
В здоровом теле – здоровый дух.
- Объясните смысл этих пословиц.
- На какие орфограммы мы должны обратить внимание?
VIII. Домашнее задание
Конверты с разноуровневыми заданиями
IX. Релаксация
На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:
- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра “Волшебный сон”. Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. “Волшебный сон” закончится, когда я скажу: “Открыть глаза, встать!” Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в “Волшебный сон”.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают...засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело.
Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Вы полны сил и энергии.
Вы многое знаете и умеете.
Вы – единая команда.
И в вашем единстве – ваша сила.
На счет “три” откройте глаза.
Один! Два! Три! Встать!
X. Итог урока
- Посмотрите на это стихотворение. Найдите слова с безударными гласными.
“Говорю я всем: “Зимой закаляйтесь все со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть”.
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительной дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепитецветы.
Если урок не отличается от прежних и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то- желтый, чахлый лист.