Цели и задачи
Образовательные:
- обобщить знания об изученных частях речи
- познакомить с новой частью речи – глагол
- показать какую роль играют глаголы в речи
- формировать умение находить глаголы в тексте
Развивающие:
- развивать мыслительные операции (память, мышление, внимание)
- развивать орфографическую зоркость
Воспитательные:
- формировать умение работать в парах (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению)
- воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий
Оборудование: паровоз, город Мастеров, конверты с карточками, пословицы, профессии.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы отправляемся в город Мастеров. Путешествовать будем на весёлом паровозике.
- Как вы думаете, кто живёт в городе Мастеров?
Живут люди разных профессий, мастера своего дела.
II. Актуализация знаний
У нас будет не просто путешествие, мы будем выполнять интересные задания, узнаем много нового.
1) Чистописание.
Чтобы путешествие запомнилось, мы будем заполнять “путевые листы” т.е. работать в тетрадях. Отправляемся.
Разминка для пальчиков.
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались, путь далёк,
Лишь оставили дымок.
Начинаем заполнять “путевые листы”. Запишите дату отправления и маршрут нашего путешествия. (дата, классная работа).
Нарисуем дымок от нашего паровоза.
Рельсы и шпалы по которым помчится наш паровоз.
2) Словарная работа.
С собой в путешествие мы возьмём пассажиров. А кто они, вы узнаете, отгадав загадки. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
(Проверка по карточкам)
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас,
Она добра, хоть и бывает строгой
В мир знаний открывая нам дорогу. (учитель)День рабочий настаёт
Очень рано он встаёт
Ведь его забота-
Отвезти всех на работу. (шофёр)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (маляр)Он науку изучил,
Землю словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовётся …(агроном)И у Толи, и у Веры
Обе мамы-… (инженеры- инженер- ед. ч)
Человек, который трудится на заводе, фабрике. (рабочий)
Как одним словом назвать эту группу слов?
+ Профессии.
Профессий много и они все разные. Составьте предложение о профессии своих родителей. Запись предложения на доске, синтаксический разбор.
III. Постановка проблемы
Мы доехали до города Мастеров. Посмотрите, кто нас встречает.
Назовите профессии людей?
Прочитайте слова в правой колонке. К какой профессии относится каждое из этих слов? Чем занимаются люди этих профессий?
Что объединяет эти слова?
+ Обозначают действие, отвечают на вопросы что делать?
Кто догадался о чём пойдёт речь на уроке?
+ О глаголах
IV. Поиск решения
Что такое глагол?
Составление схемы по части речи глагол.
Глагол - ч.р. (действие) | - что делать? - что сделать - что делает? - что сделает? |
Прочитайте текст на доске.
У Толи папа водолаз. Он работает на дне реки. Водолазы укрепили опоры моста. По мосту идут поезда. |
О какой профессии говорится в тексте?
Найдите глаголы в тексте. Как определили что это глаголы?
+ Обозначают действие, отвечают на вопрос что делает?
5. Выражение решения
Прочитайте текст без глаголов. Понятен ли текст? Смогли бы в речи обойтись без глаголов?
Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
+ Делают нашу речь понятной, выразительной.
Учитель - наш пассажир, он предлагает сравнить правило в учебнике.
Открыли учебники на с. 195. Прочитайте правило.
Такое ли правило мы с вами вывели по схеме.
Молодцы!
6. Реализация полученных знаний
В нашем городе нет бездельников, все работают, потрудимся и мы.
С.196 упр. 521
Взаимопроверка.
7. Первичная проверка усвоенного материала
1) Работа над пословицами.
Строители помогали строить город Мастеров. Работали они дружно и придерживались правил.
Прочитайте, что это?
+ Пословицы.
Пословицы распались, помогите их собрать.
О чём пословицы, объясните.
И жители города Мастеров придерживаются этих правил, потому что там живут трудолюбивые, добрые, внимательные люди.
Спишите пословицы, подчеркните глаголы.
Физ.минутка
Врач предлагает отдохнуть
2) Работа в парах.
Пассажиры приготовили конверты с заданием.
Что общего у слов, найдите лишнее
слово. Работа, рабочий, работать. Строитель, стройка, строительный. Лечение, лечебный, лечащий. |
(однокоренные, лишнее работать –глагол, строительный –прил., лечение –сущ.)
3) Творческое домашнее задание.
На предприятиях нашего города трудятся люди разных профессий. Трудятся ваши родители, бабушки, братья, сёстры. Они тоже мастера своего дела. А какую профессию они выбрали и уважают ли они свой выбор мы услышим в ваших сочинениях (чтение сочинений).
8. Итог урока. Оценивание
Закончилось наше путешествие в город Мастеров.
С какой частью речи мы познакомились за время путешествия?
+ Глагол
Что называется глаголом?
Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
Чем занимаетесь вы, у вас нет профессии?
+ Учёба
Ваша главная работа — учёба. Сегодня на уроке хорошо работали…
Мы много сегодня говорили о профессиях людей. У вас есть ещё время определиться кем быть. Но помните, что профессию нужно выбирать по душе, профессию нужно любить и тогда вы станете настоящими мастерами.
А я хотела бы закончить наш урок словами из стихотворения В.В Маяковского “Все работы хороши, выбирай на вкус”.