Цели:
- Познакомить учащихся с символами России.
- Формировать представления детей о том, что значит быть гражданином, главой государства.
- Воспитывать уважительное отношение к государственным символам Российской Федерации, любовь к своей Родине.
- Способствовать развитию познавательных интересов.
Оборудование:
- Презентация к уроку по теме “Мы живём в Российском государстве”.
- Запись Гимна России.
- Раздаточный материал к заданию “Мозаика”.
- Рабочая тетрадь учащихся по окружающему миру № 2.
Ход урока
№ |
Название этапа урока |
Содержание этапа |
Вспомогательный материал |
Время |
1. | Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь! - Ребята, сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вспомните о вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно это будет капля дождя на лепестках розы, возможно - освежающий прыжок в прохладу реки жарким днём… Припомни свои чувства и мгновения счастья (пауза). Теперь образ этого события и предмета, подарившего тебе радость, начнет постепенно бледнеть, пока не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его. Теперь потянись, выпрямись и открой глаза |
1,5 минуты | |
2. | Сообщение темы урока | Сегодня на уроке мы познакомимся с символами нашей страны, попытаемся выяснить: зачем каждому государству нужны свои символы? | Слайд № 1 | 1 минута |
3. |
Беседа | - У каждого из нас есть свой дом, семья. Кем вы
являетесь для своих родителей? (Сыном, дочерью). - А для бабушки и дедушки? (Внуком, внучкой). - Но у нас всех есть один общий дом. Как он называется? (Страна). - В словаре С.И. Ожегова слово “страна” объясняется так: “Территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством”. - Ребята, давайте вспомним, как называлась наша страна в разные исторические времена. - Мы все являемся гражданами России. Кто такой гражданин? - Обратимся снова к толковому словарю. Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. - Что это значит - быть Гражданином? (Исполнять законы, иметь права). - У всех граждан России есть право участвовать в управлении страной. Как это происходит? (Участием в выборах). - Кого выбирают ваши родители? (Президента своей республика, страны, депутатов). - А можете ли вы голосовать на выборах? (Нет). - Почему? (Право голоса имеют лица, достигшие возраста 18 лет). - Кто же такой президент? (Глава государства, которого выбирают Граждане России). - Кто является нашим президентом? (В.В. Путин). - А что такое Правительство Российской Федерации? (Это высший орган исполнительной власти). |
Слайд № 2 Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
|
4,5 минуты |
4. |
Физическая пауза | 1. У оленя дом большой. Он глядит в свое окно. Зайка по полю бежит, И ушами шевелит. Тук-тук, дверь открой! Там в лесу охотник злой. Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай! Повторить 2 раза 2. В понедельник
я купался, (изображаем плавание) А теперь, ребята, встали! |
2 минуты |
|
5. |
Работа с символами России. |
|
||
5.1. |
Знакомство с гербом России | - Что представляет собой герб? - Слово “герб” происходит от немецкого “эрбе” - наследство. Гербы появились очень давно. Гербом называется изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы создаются по четким правилам. Прежде всего - это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый - изобилие, красный - мужество и храбрость. В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. -Герб РСФСР – первый по времени появления среди гербов союзных республик. Центральное место занимает серп и молот, символизирующий союз рабочих и крестьян. Серп и молот помещены на красном щите, освещенном лучами солнца. Солнце – символ счастья. Золотые колосья символизируют народное богатство, плодородие земли, мирную мощь и могущество Советской России. Таких колосьев в гербе 14 – по числу крупных территориальных единиц, составивших Российскую Федерацию. Красная лента с лозунгом “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. -Герб СССР. На фоне Восточного полушария земного шара изображены золотые серп и молот, в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. В верхней части герба – пятиконечная звезда. - Герб России четырёхугольный с заострением внизу. На гербе России изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Георгий Победоносец считается защитником от всякого зла. Двуглавый орёл, который держит в лапах скипетр и державу. Это символ власти, независимости и мощи. А орёл выбран потому, что его облик наиболее был распространен в национальных орнаментах. |
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8 |
6 минут |
5.2. |
Выполнение задания “Мозаика” | Каждому ученику дается герб России, который разрезан на несколько частей. Необходимо собрать герб России. | Раздаточный материал к заданию |
3 минуты |
5.3. |
Знакомство с гербом города Самара | - Знаете ли вы, что изображено на гербе нашего
города? - Учитель показывает герб и просит объяснить учащихся, что он символизирует. - Герб Самарской губернии был принят 5 июля 1878 года. “В лазоревом щите серебряный дикий козел с золотыми рогами, червлеными глазами и языком и черными копытами. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою”. |
Слайд № 9 |
3 минуты |
6. |
Физическая пауза | Комплексы упражнений для снижения утомления глаз 1.Удивление И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб. Постараться сохранить кожу абсолютно гладкой хотя бы в течение одной - двух минут. 2.Сердитесь И. П.- сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться- расслабить брови. 3.Страх И. П.- сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить глаза - расслабить веки. 4. И. П.- сидя, откинувшись на спинку стула. Зажмуриться - расслабить веки. 5. И. П.- сидя, откинувшись на спинку стула. Сузить глаза - расслабиться. 6. И. П.- сидя, откинувшись на спинку стула. Поднять верхнюю губу, сморщить нос - расслабиться. 7. И. П. - сидя. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот. 8. II. П. - сидя. Закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите веки, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови. 9. И. п. - сидя. Разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончиками пальцев небольшими крупными движениями помассируйте виски. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными. Этот комплекс воздействует на мышцы и сосуды глаз. |
2 минуты |
|
7. |
Продолжение работы с символами России. | |||
7.1. |
Знакомство с флагом России | - Флагом называют прикрепленное к древку
полотнище, строго определенных размеров и
цветов, иногда с изображением герба или эмблемы.
Флаги являются символами объединения и власти. - Флаги мы видим часто. Большие - над зданиями, где размещаются власти. Маленькими флажками машут встречающие, когда приезжают почетные гости. Флаг несут перед воинской частью на параде, поднимают его на корабле. Самые первые флаги были военными. Появились они тогда же, когда появилась армия и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется - свой или вражеский. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились настоящие флаги. Каждый цвет на флаге имеет свое символическое значение. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится к флагу - ведь под ним совершено так много подвигов! Трехцветный флаг России учрежден первым российским императором - Петром I. В ту эпоху эти цвета трактовались как выражение трех основных сословий общества: белый обозначал духовенство, синий - служивое дворянство, красный - трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковывать по-другому:
Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли поменять цвета местами? |
Слайд № 10 |
5 минут |
7.2. |
Работа в рабочей тетради №2 | Выполнение задания № 76, страница 26 | Рабочая тетрадь |
2 минуты |
7.3 |
Знакомство с флагом Самары | Флаг Самарской области был принят в декабре 1998 года. В середине флага изображен герб Самарской области. | Слайд № 11 |
2 минуты |
7.4. |
Знакомство с гимном России | - Третий символ государства - гимн. - Что это такое? (Гимн - это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях). - Есть гимны государственные, военные, религиозные. Долгое время гимном России служила мелодия полонеза “Гром победы, раздавайся!” В 20-е годы XIX века князь А.А. Львов и поэт В.А.Жуковский написали новый гимн - “Боже, царя храни...”. Во времена революции 1905 - 1907 гг. рабочие пели “Марсельезу”. После Октябрьской революции 1917 года государственным гимном стал “Интернационал”, его исполняли до 1944 года. В ночь на 1 января 1944 года по радио исполнили гимн СССР (поэт С. Михалков и Г. Эль-Регистан, композитор А. Александров). В 1977 году текст гимна был обновлен. В 1991 году был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М.И. Глинки. В 2001 году принят обновленный текст гимна на стихи С. Михалкова, музыку А. Александрова. Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя. -Сейчас мы с вами послушаем гимн России. Прошу всех встать. Слушание гимна. |
Слайд № 12
Магнитофонная запись |
6 минут |
8. |
Домашнее задание | Страница учебника 149 – 150. Выучить гимн России наизусть | 1 минута |
|
9. |
Итог урока |
|
Слайд № 13 |
1 минута |