Введение
Реформы в обществе влекут за собой реформы в школе. Одно из направлений реформирования школы - это уровневая дифференциация образования.
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации – индивидуальное обучение, основанное на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.
С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.
С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
Выделяются две формы дифференциации:
1) внутренняя - совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с
учетом индивидуальных способностей детей на основе выделения разных
уровней усвоения знаний при овладении школьниками обязательным базовым
уровнем подготовки;
2) внешняя - создание на основе определенных принципов (интересов, способностей) изучения учебного материала.
Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формирования на этой основе повышенных уровней овладения учебным материалом.
Если дифференцированный подход традиционно основывается на психолого-педагогических различиях школьников, но при этом конечные учебные цели для всех учащихся едины, то уровневая дифференциация в обучении позволяет выбрать объем и глубину усвоения учебного материала, сообразуя и учитывая их способности, интересы, потребности. Достижение уровня обязательной подготовки становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика и в соответствии с этим перестраивается содержание его работы: его усилия направляются либо на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.
Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение ряда важнейших условий:
1)выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;
2)уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше учебного материала, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем, мы устанавливаем различные уровни требований к усвоению;
3)в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням: обязательная часть - базисный уровень и дополнительная часть - средний и высокий уровень. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки;
4)добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. В соответствии с этим каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.
Именно такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирование и регулирование своей деятельности.
Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, особенностей класса, возраста учащихся.
В качестве основного пути осуществления уровневой дифференциации обучения в школе мы выбрали формирование мобильных групп. Деление на группы осуществляется на основе критерия достижения уровня обязательное подготовки. Учитель планирует работу и с группами выравнивания (базисный стандарт), и с группами повышенного уровня. Создаваемые группы мобильны и состав их может меняться в зависимости от темы и целей урока, содержания учебного материала.
Возможны следующие варианты.
1. Когда учебный материал отобран специально для группы выравнивания и для группы повышенного уровня.
Пример с урока Елисеевой Тамары Александровны.
Фрагмент урока по чтению. 3 класс.
«Наша Жучка» Дуров В.Н.
После прочтения детьми произведения и беседы по содержанию детям дается задание:
1 группа (выравнивание) - карточка с двумя вопросами по содержанию и двумя вопросами по смыслу.
Составить еще два любых вопроса по произведению. |
2 группа (повышенного уровня) - сами придумывают три вопроса по содержанию и три вопроса по смыслу.
Весь класс работает с заданиями на странице 100 по учебнику Родная Речь.
После подготовки 1 группа отвечает на вопросы, а 2 группа предлагает свои вопросы всему классу.
Фрагмент урока по ОЗМ. 3 класс. Обобщение по темам:
«Государственный бюджет» и «Семейный бюджет»
1 группа (выравнивания) раскладывает карточки с названием статей расхода в семейный бюджет и государственный бюджет.
Карточки
Выплата пенсий |
Расходы на питание |
Содержание армии, милиции |
Здравоохранение |
Расходы на транспорт |
Оплата жилья |
Охрана природы |
Наука и культура |
Карточки прикрепляются к доске магнитом в два столбика.
2 группа (повышенного уровня) самостоятельно записывают в два столбика эти статьи. При сравнении эта группа дополняет недостающие статьи расходов. Остальные дети выполняют задания в «Рабочей тетради» Плешакова А.А. на стр. 41 № 1:
Покажи стрелками доходы и расходы твоей семьи.
После выполнения задания происходит фронтальная проверка и самопроверка (ребята из группы повышенного уровня добавляют свои статьи в список, составленный ребятами группы выравнивания).
1. Когда внутри учебного материала находятся задания для детей группы выравнивания и повышенного уровня, то есть осуществляется работа смешанной группы.
Пример с урока Елисеевой Тамары Александровны.
Интегрированный урок. Москвоведение и труд. 4 класс.
Тема «История московского Кремля».
Четыре группы в классе по 5-6 человек. Каждая группа получает задание по описанию Кремля в разные исторические эпохи.
В каждой группе часть детей готовят аппликации: башни, стены, лента Москва-реки, фигуры людей в костюмах того времени.
Один ученик составляет на листе композицию из этих работ и наклеивает. Материал они берут в учебнике Москвоведения, где рассматривают, какая была одежда, из чего были сделаны стены Кремля и т.д.
Еще один ученик готовит сообщение по плану:
- В каком веке строился этот Кремль?
- Из какого материала сделан?
- Кто правил в Москве в это время?
- Чем знаменит этот правитель?
В результате в конце урока получается четыре композиции с исторической справкой.
Фрагмент урока по математике. 3 класс.
Тема «Закрепление пройденного. Решение задач».
На уроке дается задача № 5 на странице 6 для самостоятельного решения.
Задача.
«На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов в два раза больше, чем чтецов, а в хоре было на 8 человек больше, чем музыкантов. Сколько всего человек выступило на концерте?»
Интегрированная группа детей (4 ученика) получают карточку с краткой записью этой задачи.
Работа ребят в группе осуществляется по плану:
- Один ученик составляет полное условие задачи.
- Второй - план решения.
- Третий - записывает решение на доске и объясняет.
- Четвертый - говорит полностью ответ.
Отчет группы о проделанной работе проводится у доски.
В итоге проходит проверка самостоятельно решенной в классе задачи.
Кроме работы мобильных групп осуществляются и другие формы организации разноуровневого обучения:
1. Использование тестовых заданий, включающих обязательные и
дополнительные части.
Тестовое задание по русскому языку по проверке знаний и умений.
2 класс. Учитель Елисеева Т.А.
«Деление на слоги и перенос»
1. Составь слова по схемам:
2. Составь схемы к словам:
товарищ маленькая куст
3. Раздели на слоги, и перенеси данные слова:
слоги | перенос |
корабль |
|
пальто |
|
прекрасная |
|
яркая |
|
4. Выдели корни в сложных словах
вездеход рыболов паровоз пылесос
ледокол пчеловод сталевар зверолов
*5. Составь сложные слова из данных и выдели соединительную гласную
Снег падает - …
Вода падает - …
Пешком ходит - …
Птиц ловит - …
Сам летает - …
Сам варит - ...
*6. Раздели на слоги и перенеси сложные слова:
слоги | перенос |
огнетушитель |
|
оленевод |
|
вертолет |
|
земледелие |
|
сноповязалка |
|
* - Задание повышенного уровня;
С 1-4 - обязательны для всех.
2. Выбор самими учащимися посильного для них задания.
Фрагмент урока по математике. 3 класс. Учитель Елисеева Т.А.
Самостоятельная работа после прохождения темы «Площадь прямоугольника»
I | II |
|
III |
|
1. Начертить отрезок 10 см |
1. Начертить отрезок 1 дм |
1. Начертить отрезок 1дм 1см |
||
2. Начертить квадрат со стороной 3 см |
2. Начертить прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см |
2. Начертить прямоугольник со сторонами 5 см и другая сторона на 2 см больше |
||
|
|
|
||
3. Найти площадь квадрата со стороной 7 см |
3. Найти площадь прямоугольника 13 см и 4 см |
3. Найти сторону |
||
4. Сравнить |
4. Сравнить |
4. Сравнить |
||
25 см...2 дм 5 см |
25 см...5 дм 2 см |
25 дм...5 дм 2 см |
||
87 см...1м |
4 м...48 дм |
6 см...55 мм |
Задание карточки I - удовлетворительно;
Задание карточки II - хорошо;
Задание карточки III - отлично.
3. Постановка вопросов на разных уровнях в течение всего урока.
Примерные вопросы на разных уровнях
(для выявления уровня усвоения учащимися ЗУН)
1.Вопросы на сравнение.
(Сравни...?) - II уровень
2.Вопросы на установление причинно-следственных связей.
(Что послужило причиной...?) - III уровень
3.Вопросы, требующие установления основных характерных черт, признаков,
качеств явлений, важнейших условий процесса, действия.
(Укажите основные черты) - I уровень
4. Вопросы, требующие классификации предметов или явлений по указанному
признаку.
(На какие группы можно разделить...?) - III уровень
5. Вопросы, требующие установления значения того или иного события, научного
открытия.
(Какое значение имела...?) - III уровень
6. Вопросы, требующие характеристики.
(Дайте характеристику) - I и II уровни
7. Вопросы, требующие объяснения, доказательства, обоснования.
(Чем объяснить...? Чем можно доказать...?) - II и III уровни
Фрагмент урока по русскому языку. 3 класс.
Учитель Елисеева Т.А. «Упражнение в написании существительных с шипящими на конце»
На доске написаны слова:
Помощь, вещь, ослепительная, тишь, скорая, роскошь, багаж, ценная, тяжелый.
Вопросы и задания:
1. На какие группы можно разделить эти слова?
- имена существительные, имена прилагательные
2. Что такое существительное?
- определение
3. Назовите существительные. Какое существительное лишнее?
- багаж
4. Обоснуйте
- это существительное мужского рода, остальные - женского рода
5. Докажите
- он, мой - багаж
6. Приведите еще примеры существительного мужского рода
- дети приводят пример
7. Составьте схематически правило правописания существительных с
шипящими на конце.
8. Повторите еще раз правила правописания.
Уровневая дифференциация имеет целый ряд преимуществ перед традиционным подходом. Она дает учителю четкие ориентиры для отбора содержания и позволяет сделать ее целенаправленной. Деление учащихся на группы в зависимости от достижений ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер. Организуемая учителем дифференцированная работа выглядит объективной и в глазах ученика, поэтому не создает почвы для обид.
Важно, что ученик может самостоятельно оценить свои возможности и выбрать для себя тот уровень, который ему соответствует. Ориентация на обязательные результаты обучения постоянно поддерживает подготовку ученика на опорном уровне. Это позволяет ему при возможности и возникшем интересе перейти на более высокие уровни на любом этапе обучения. Все это является гарантией оперативности, гибкости, мобильности, дифференциации, создает в классе атмосферу взаимного доверия между учителем и учениками, способствует активному введению положительных мотивов учения для разных категорий учащихся.