Уровневая дифференциация в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


 

Введение

Реформы в обществе влекут за собой реформы в школе. Одно из направлений реформирования школы - это уровневая дифференциация образования.

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации – индивидуальное обучение, основанное на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.

С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Выделяются две формы дифференциации:

1) внутренняя - совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с
учетом индивидуальных способностей детей на основе выделения разных
уровней усвоения знаний при овладении школьниками обязательным базовым
уровнем подготовки;
2) внешняя - создание на основе определенных принципов (интересов, способностей) изучения учебного материала.

Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формирования на этой основе повышенных уровней овладения учебным материалом.

Если дифференцированный подход традиционно основывается на психолого-педагогических различиях школьников, но при этом конечные учебные цели для всех учащихся едины, то уровневая дифференциация в обучении позволяет выбрать объем и глубину усвоения учебного материала, сообразуя и учитывая их способности, интересы, потребности. Достижение уровня обязательной подготовки становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика и в соответствии с этим перестраивается содержание его работы: его усилия направляются либо на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.

Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение ряда важнейших условий:

1)выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;
2)уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше учебного материала, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем, мы устанавливаем различные уровни требований к усвоению;
3)в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням: обязательная часть - базисный уровень и дополнительная часть - средний и высокий уровень. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки;
4)добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. В соответствии с этим каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.

Именно такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирование и регулирование своей деятельности.
Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, особенностей класса, возраста учащихся.

В качестве основного пути осуществления уровневой дифференциации обучения в школе мы выбрали формирование мобильных групп. Деление на группы осуществляется на основе критерия достижения уровня обязательное подготовки. Учитель планирует работу и с группами выравнивания (базисный стандарт), и с группами повышенного уровня. Создаваемые группы мобильны и состав их может меняться в зависимости от темы и целей урока, содержания учебного материала.
Возможны следующие варианты.

1. Когда учебный материал отобран специально для группы выравнивания и для группы повышенного уровня.

Пример с урока Елисеевой Тамары Александровны.

Фрагмент урока по чтению. 3 класс.

«Наша Жучка» Дуров В.Н.

После прочтения детьми произведения и беседы по содержанию детям дается задание:

1 группа (выравнивание) - карточка с двумя вопросами по содержанию и двумя вопросами по смыслу.

  1. Почему ребята решили наказать Жучку?
  2. Расскажите, как они тянули жребий?
  3. Как относится рассказчик к своему поступку?
  4. Почему рассказ называется наша Жучка?

Составить еще два любых вопроса по произведению.

2 группа (повышенного уровня) - сами придумывают три вопроса по содержанию и три вопроса по смыслу.

Весь класс работает с заданиями на странице 100 по учебнику Родная Речь.
После подготовки 1 группа отвечает на вопросы, а 2 группа предлагает свои вопросы всему классу.
Фрагмент урока по ОЗМ. 3 класс. Обобщение по темам:
«Государственный бюджет» и «Семейный бюджет»

1 группа (выравнивания) раскладывает карточки с названием статей расхода в семейный бюджет и государственный бюджет.

Карточки

Выплата пенсий

Расходы на питание

Содержание армии, милиции

Здравоохранение

Расходы на транспорт

Оплата жилья

Охрана природы

Наука и культура

Карточки прикрепляются к доске магнитом в два столбика.

2 группа (повышенного уровня) самостоятельно записывают в два столбика эти статьи. При сравнении эта группа дополняет недостающие статьи расходов. Остальные дети выполняют задания в «Рабочей тетради» Плешакова А.А. на стр. 41 № 1:

Покажи стрелками доходы и расходы твоей семьи.

После выполнения задания происходит фронтальная проверка и самопроверка (ребята из группы повышенного уровня добавляют свои статьи в список, составленный ребятами группы выравнивания).

1. Когда внутри учебного материала находятся задания для детей группы выравнивания и повышенного уровня, то есть осуществляется работа смешанной группы.

Пример с урока Елисеевой Тамары Александровны.

Интегрированный урок. Москвоведение и труд. 4 класс.

Тема «История московского Кремля».

Четыре группы в классе по 5-6 человек. Каждая группа получает задание по описанию Кремля в разные исторические эпохи.
В каждой группе часть детей готовят аппликации: башни, стены, лента Москва-реки, фигуры людей в костюмах того времени.
Один ученик составляет на листе композицию из этих работ и наклеивает. Материал они берут в учебнике Москвоведения, где рассматривают, какая была одежда, из чего были сделаны стены Кремля и т.д.

Еще один ученик готовит сообщение по плану:

  1. В каком веке строился этот Кремль?
  2. Из какого материала сделан?
  3. Кто правил в Москве в это время?
  4. Чем знаменит этот правитель?

В результате в конце урока получается четыре композиции с исторической справкой.

Фрагмент урока по математике. 3 класс.

Тема «Закрепление пройденного. Решение задач».
На уроке дается задача № 5 на странице 6 для самостоятельного решения.
Задача.
«На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов в два раза больше, чем чтецов, а в хоре было на 8 человек больше, чем музыкантов. Сколько всего человек выступило на концерте?»
Интегрированная группа детей (4 ученика) получают карточку с краткой записью этой задачи.

Работа ребят в группе осуществляется по плану:

  1. Один ученик составляет полное условие задачи.
  2. Второй - план решения.
  3. Третий - записывает решение на доске и объясняет.
  4. Четвертый - говорит полностью ответ.

Отчет группы о проделанной работе проводится у доски.
В итоге проходит проверка самостоятельно решенной в классе задачи.
Кроме работы мобильных групп осуществляются и другие формы организации разноуровневого обучения:

1. Использование тестовых заданий, включающих обязательные и
дополнительные части.

Тестовое задание по русскому языку по проверке знаний и умений.

2 класс. Учитель Елисеева Т.А.
«Деление на слоги и перенос»

1. Составь слова по схемам:

2. Составь схемы к словам:

товарищ маленькая куст

3. Раздели на слоги, и перенеси данные слова:

слоги

перенос

корабль

 

пальто

 

прекрасная

 

яркая

 

4. Выдели корни в сложных словах

вездеход рыболов паровоз пылесос
ледокол пчеловод сталевар зверолов

*5. Составь сложные слова из данных и выдели соединительную гласную

Снег падает - …
Вода падает - …
Пешком ходит - …
Птиц ловит - …
Сам летает - …
Сам варит - ...

*6. Раздели на слоги и перенеси сложные слова:

слоги

перенос

огнетушитель

 

оленевод

 

вертолет

 

земледелие

 

сноповязалка

 

* - Задание повышенного уровня;

С 1-4 - обязательны для всех.

2. Выбор самими учащимися посильного для них задания.

Фрагмент урока по математике. 3 класс. Учитель Елисеева Т.А.
Самостоятельная работа после прохождения темы «Площадь прямоугольника»

I

II

 

III

 

1. Начертить отрезок 10 см

1. Начертить отрезок 1 дм

1. Начертить отрезок 1дм 1см

2. Начертить квадрат со стороной 3 см

2. Начертить прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см

2. Начертить прямоугольник со сторонами 5 см и другая сторона на 2 см больше

 

 

 

3. Найти площадь квадрата со стороной 7 см

3. Найти площадь прямоугольника 13 см и 4 см

3. Найти сторону
прямоугольника, если его площадь 96 см, а одна сторона 12 см

4. Сравнить

4. Сравнить

4. Сравнить

25 см...2 дм 5 см

25 см...5 дм 2 см

25 дм...5 дм 2 см

87 см...1м

4 м...48 дм

6 см...55 мм

Задание карточки I - удовлетворительно;
Задание карточки II - хорошо;
Задание карточки III - отлично.

3. Постановка вопросов на разных уровнях в течение всего урока.

Примерные вопросы на разных уровнях
(для выявления уровня усвоения учащимися ЗУН)

1.Вопросы на сравнение.
(Сравни...?) - II уровень

2.Вопросы на установление причинно-следственных связей.
(Что послужило причиной...?) - III уровень

3.Вопросы, требующие установления основных характерных черт, признаков,
качеств явлений, важнейших условий процесса, действия.
(Укажите основные черты) - I уровень

4. Вопросы, требующие классификации предметов или явлений по указанному
признаку.
(На какие группы можно разделить...?) - III уровень

5. Вопросы, требующие установления значения того или иного события, научного
открытия.
(Какое значение имела...?) - III уровень

6. Вопросы, требующие характеристики.
(Дайте характеристику) - I и II уровни

7. Вопросы, требующие объяснения, доказательства, обоснования.
(Чем объяснить...? Чем можно доказать...?) - II и III уровни

Фрагмент урока по русскому языку. 3 класс.

Учитель Елисеева Т.А. «Упражнение в написании существительных с шипящими на конце»

На доске написаны слова:

Помощь, вещь, ослепительная, тишь, скорая, роскошь, багаж, ценная, тяжелый.

Вопросы и задания:

1. На какие группы можно разделить эти слова?
- имена существительные, имена прилагательные

2. Что такое существительное?
- определение

3. Назовите существительные. Какое существительное лишнее?
- багаж

4. Обоснуйте
- это существительное мужского рода, остальные - женского рода

5. Докажите
- он, мой - багаж

6. Приведите еще примеры существительного мужского рода
- дети приводят пример

7. Составьте схематически правило правописания существительных с
шипящими на конце.

8. Повторите еще раз правила правописания.

Уровневая дифференциация имеет целый ряд преимуществ перед традиционным подходом. Она дает учителю четкие ориентиры для отбора содержания и позволяет сделать ее целенаправленной. Деление учащихся на группы в зависимости от достижений ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер. Организуемая учителем дифференцированная работа выглядит объективной и в глазах ученика, поэтому не создает почвы для обид.

Важно, что ученик может самостоятельно оценить свои возможности и выбрать для себя тот уровень, который ему соответствует. Ориентация на обязательные результаты обучения постоянно поддерживает подготовку ученика на опорном уровне. Это позволяет ему при возможности и возникшем интересе перейти на более высокие уровни на любом этапе обучения. Все это является гарантией оперативности, гибкости, мобильности, дифференциации, создает в классе атмосферу взаимного доверия между учителем и учениками, способствует активному введению положительных мотивов учения для разных категорий учащихся.