В гимназии № 12 г. Ростова-на-Дону разработаны и реализованы школьные образовательные проекты по изучению поликультуры с использованием ИКТ.
Основными задачами данных проектов являются:
- расширение информационно-коммуникативной компетенции обучаемых в условиях Интернет среды,
- воспитание у школьников уважительного и толерантного отношения к культуре других стран, более глубокого осознания своей культуры,
- формирование толерантного сознания личности школьника,
- воспитание критически мыслящей личности, обладающей критическим подходом к анализу получаемой из Интернета информации.
Использование ИКТ в разработке и реализации школьных образовательных проектов по изучению поликультуры основано на следующих принципах:
- подчинение процессов использования информационно-коммуникационных технологий решению приоритетных задач учебно-познавательной деятельности школьников, модернизации российского образования;
- обеспечение согласованности внедрения ИКТ с государственными учебными программами;
- создание методической базы для внедрения ИКТ в учебный процесс по обучению школьников;
- открытость использования ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников.
В рамках проекта “ИКТ в изучении английского языка” учитель и 16 учащихся:
- прошли обучение по Программе открытого доступа к Интернет;
- разработаны и размещены в Интернете два персональных сайта учителя http://alumni.iubip.ru/Makarenko/ http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/;
- разработаны и опубликованы учебно-методические материалы для учащихся и учителя по использованию информационно-коммуникационных технологий в языковой подготовке школьников.
Разработанные материалы размещены на сайте Издательского дома “Первое сентября” в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, изданы Издательским домом “Первое сентября”, МОУ гимназия № 12 г. Ростова – на - Дону и РГПУ.
Участвуя в международном Интернет-проекте “Глобальные диалоги по вопросам демократии”, учащиеся МОУ гимназии № 12 приобрели опыт работы в международных проектах, Интернет - форуме, получения дистанционного образования посредством Интернета; учителя разработали учебно-методическую литературу по теме “Демократия и толерантность”. В данном проекте приняли участие 64 учреждения образования из четырех стран, Литвы, Польши, России, США, в том числе – 28 учреждений образования из России, 13 - из Литвы, 9 – из Польши, 14 - из США.
Проект предусматривал виртуальное обсуждение вопросов в форме диалога по темам: “Жизнь молодежи”, “Права и обязанности учащихся вашей школы”, “Демократия и толерантность”, “Развитие демократии в стране”.
Учащиеся проектных групп школ-партнеров, используя возможности Интернета на основе кросс-культурного диалога в режиме on-line, обменивались ответами на вопросы, предложенные для обсуждения.
Работа в Интернет - проекте дала возможность в форме диалога культур четырех стран изучить учащимися предложенные темы, приобрести опыт проектной работы на международном уровне, межкультурной коммуникативной технологии обучения и общения, сформировать навыки работы в Интернет проекте. Организация познавательной деятельности учащихся в малых группах дала возможность проявлять свою познавательную активность каждому ученику в форме диалога, работая в составе российской команды, и в процессе виртуальной межкультурной коммуникации с командами четырех стран.
С целью оказания помощи ученикам и другим пользователям, использующим возможности Интернета для совершенствования английского языка, усиления его поликультурной направленности и для самостоятельного изучения страноведческого материала, на моем втором персональном веб-сайте http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/ создана веб-страница “Ссылки и список использованной литературы” (“References and Works Consulted”).
Здесь 62 сайта распределены по рубрикам, что значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации:
- “Образование в Интернете” (Education on the Internet),
- “Информация об англо–говорящих странах” (Information about English–speaking Countries),
- “Профессиональные организации преподавателей английского языка как иностранного” (Professional Organizations of Teachers of English as a Foreign Language),
- “Образование за рубежом” (Education Abroad),
- “Информация для тех, кто посещает Соединенное Королевство” (Information for Visitors to the UK),
- “Ростов–на–Дону. История и современность” (“Background and Knowledge about Rostov–na–Donu, Russia”).
Главная цель Проекта “Мой поликультурный мир” - разработка и проведение учебного курса для старшеклассников “Поликультурный мир: проблемы и решения” как компонента образовательного учреждения государственного Стандарта.
Для проведения 30-часового учебного курса учителем разработаны учебно-методические пособия для учащихся и учителей “Поликультурный мир: проблемы и решения”.
В процессе изучения данного курса учащимися МОУ гимназии № 12 г. Ростова-на-Дону созданы учебные материалы:
- Сборник творческих работ учащихся по английскому языку “Мой поликультурный мир”,
- Презентации авторских учебных материалов сборника творческих работ учащихся по английскому языку “Мой поликультурный мир” в среде Power Point.
Проект учащихся 11-х классов «Мой поликультурный мир» размещен на сайте Издательского дома «Первое сентября» в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2006 году <https://urok.1sept.ru>.
В рамках проекта «Учебные пособия по изучению культуры англо-говорящих стран и России с использованием ИКТ» по школьной программе «Одаренные дети» в 2006 - 2007 годы учащимися создано три учебных пособия для 5-11 классов.
Пособие по английскому языку «Виртуальные экскурсии по музеям Санкт - Петербурга» выполнен в форме реализованного проекта, содержащего следующие главы: введение, предложение проекта, описание проекта, описание результатов выполненного проекта, выводы по результатам выполненного проекта, приложение.
Во введении ученица, описывая участие учителей и учащихся в международных проектах, отмечает, что создание школьных проектов является составной частью образования в гимназии №12. В разделе «Персональный проект - виртуальные экскурсии по музеям Санкт - Петербурга» раскрывается цель, определяются задачи создания пособия для учащихся «Виртуальные экскурсии по музеям Санкт Петербурга», его структура и содержание.
Данное пособие состоит непосредственно из двух частей: рекламной листовки учебного курса и учебного модуля. Учебный модуль состоит из 8 глав:
- «Санкт – Петербург как культурная столица России и город славы»,
- «Государственный Русский музей в Санкт – Петербурге как самый большой музей русского изобразительного искусства в мире»,
- «Русская школа живописи»,
- «Государственный Русский музей – сокровищница мирового значения»,
- «Михайловский замок – один из самых мистических зданий Санкт - Петербурга»,
- «Эрмитаж – лучшая картинная галерея России, выдающийся музей мирового значения»,
- «Павловский дворец и парк – уникальный ансамбль»,
- «Крейсер Аврора – памятник российскому кораблестроению, символ советской эпохи».
Тексты для чтения и выполнения заданий подобраны из Интернета. Указаны названия и адреса вебсайтов. Дано два возможных варианта работы с текстами: с выходом в Интернет и с CD, на котором записаны предлагаемые рассказы. Для работы с текстами ученицей разработаны задания с ключами.
Ценность данной творческой работы состоит в том, что учеником создано учебное пособие для учащихся с использованием английского языка и информационно-коммуникационных технологий, включая Интернет, которое может быть использовано как дополнительный учебный материал к учебникам английского языка для учащихся различных типов школ, обладающих необходимым уровнем сформированности коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций.
В 2002-2007 гг. более 70 учащихся гимназии №12 приняли участие в реализации пяти международных проектов с использованием Интернета; более 200 учеников – участники школьных образовательных проектов с использованием ИКТ и английского языка. Учащиеся под руководством учителей создают дополнительные учебные материалы на английском языке в электронном виде: сборники творческих работ, образовательные проекты с использованием ИКТ, пособия по страноведению для школьников и студентов.
В основу разработки всех образовательных проектов с использованием ИКТ, включая Интернет-технологии, положены следующие идеи:
- Интернет это - способ изучения поликультуры в условиях глобального образования.
- Использование критического подхода в познавательной деятельности обучаемых является главным условием работы с информационными ресурсами.
- Поликультурное образование как составная часть глобального образования является фактором формирования толерантного сознания личности.
- Гражданско-правовое образование – средство формирования толерантностного подхода к особенностям культуры различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам.
- Диалог культур – это способ изучения поликультуры в условиях глобального образования.
- Культура диалога в образовательном пространстве диалога культур это - средство межкультурного общения.
Литература
Макаренко И.А. Авторская программа учебного курса «Интернет на уроках английского языка». Компонент образовательного учреждения государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку. Базовый уровень./Автор И.А. Макаренко – Ростов-на-Дону, 2004.-36с.
Макаренко И.А. Реализация компонента образовательного учреждения государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку в процессе изучения учебного курса “Internet in learning English”.// Язык и коммуникация: Научно-методический журнал. Вып. 5 – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 2004. – С. 29 – 34.
Макаренко И.А. Тузлукова В.И., Розина И.Н. English with the Internet. Polycultural world and global education: Problems and solutions: Книга для ученика – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2004. – 52 с.
Макаренко И.А. Интернет на уроках английского языка: Методическое пособие для учителя. – Ростов-на-Дону, 2004. - 40с.
Макаренко И.А. Развитие иноязычной компетенции школьников на основе углубления поликультурной направленности языковой подготовки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год: Книга 2. - М: «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2005. – С. 114.
Макаренко И.А. Интернет как способ изучения поликультуры в условиях глобального образования. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год: Книга 2. - М: «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2005. – С. 145.
Макаренко И.А. Интернет в школе – проблемы и решения. Сборник статей: Современная наука глазами молодых ученых. – Ростов н/Д: РГПУ, 2005. – С. 95 – 112.
2005/2006 учебный год. Книга 2. – М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2006. – C. 130.Макаренко И.А. Использование современных информационных технологи для разработки и реализации образовательных проектов на уроках английского языка. Сборник научных трудов участников VI научно-практической конференции-выставки 17-19 октября 2006 г.: Информационные технологии в образовании-2006. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2006. – С. 56 – 58.
Макаренко И.А. Использование ИКТ в школьных образовательных проектах. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сайт Издательского дома «Первое сентября»<https://urok.1sept.ru> М., 2006.