Применение и закрепление знаний по теме "Неорганические материалы"

Разделы: Химия


 

Структура урока:

  1. Орг. момент.(1мин)
  2. Подготовка к основному этапу (5мин)
    - вводное слово учителя
    - постановка цели
  3. Эвристическая беседа (2 мин)
  4. Деловая игра “Своя игра” (35 мин)
    - формирование групп, постановка задач перед группами
    - работа в группах
    - отчеты групп
  5. Итог (2мин)

Место урока:

Раздел 1:«Химия в быту и медицине»

Тема I. «Неорганические материалы» 4 урок в 11 классе гуманитарного(универсального) профиля.

Тип урока: комбинированный.

Цель: создание условий учащимся для повторения и закрепления пройденного материала

ТДЦ

- образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о соединениях кремния и кальция
- развивающая: продолжить формирование химического мышления, воображения, развития речи, памяти, познавательного интереса, самостоятельности, интеллекта, развивать умения работать в группах и индивидуально, закрепить умение работать с периодической системой Д.И.Менделеева.
- воспитательная: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества.

Цель, адаптированная на ученика:

  • знать особенности строительных материалов, физические и химические свойства их, применение
  • уметь работать с периодической системой

Форма проведения учебного занятия: урок.

Ведущий вид деятельности: игра, познание, общение

Методы и приемы: вступительная беседа учителя, фронтальный опрос, индивидуальные задания, выполняемые у доски, работа в группах

Оборудование:

  1. Периодическая система Д.И.Менделеева.
  2. Медиапроектор
  3. Компьютер
  4. Наглядные пособия.
  5. Учебник химии.
  6. Карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Пояснительная записка

Тема рассчитана на один урок в 11-м классе. Целесообразно проводить групповую работу. Заранее прошу ребят разделиться на две группы. Каждой группе подготовить материал о семействах строительных материалов, где должны быть отражены: виды строительных материалов, физические свойства, химические свойства, применение,. Заранее можно дать подготовить сообщения о строительных материалах, известных с доисторических времен, подготовить выставку сообщений учащихся о различных строительных материалах.

Цель: в развлекательной форме обобщить знания по химии с практическим применением, стимулировать чтение книг по химии, познакомить с необычными фактами, способствовать развитию логики, мышления, сообразительности, находчивости; прививать интерес к химии.

1 ведущий:

Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Так будем вечно химию любить.

2 ведущий:

Будем химию учить,
Будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья,
Без неё прожить нельзя.

Учитель:

Я приветствую всех. А начать хочу словами Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Я желаю успеха сегодняшним командам. Сегодня играют две команды: «Гуманитарии» и «Технари».

Судить игру и помогать мне будут учащиеся класса.

1 тур


Области знаний

Цена вопроса

Школа в цифрах

10

20

30

40

50

Связующие материалы

10

20

30

40

50

Вещества и превращения

10

20

30

40

50

Открывают вопросы, если ответ дан правильный, то карточка с количеством баллов достается команде. Если ответ неправильный, то баллы не начисляются.

1. Школа в цифрах

10. Сколько было ремонтов в школе за 40 лет существования (39)
20.Сколько деревянных парт сегодня в школе? (0)
30. Какой объем бетона потрачен на фундамент школы?(950 кб. м)
40. Этот природный минерал применяется в качестве сырья для получения стекла. Назовите его. Сколько кв.м стекла нужно, чтобы застеклить всю школу. ()
50. “Кот в мешке”. Тема: “Высказывания”.

И.Сельвинский спрашивает: «Видишь мрамор? Это просто кальций». В чем ошибка поэта? Предложите свой вариант высказывания. Где это вещество применяется в школе?

2. Связующие материалы

10. Это соединение называют «негашеная известь». Ее формула… (СaO)
20. Строительный гипс получают из природного минерала – гипсового камня. Его формула.
()
30. Укажите, какой силикатный материал используется для изготовления облицовочной плитки (керамика)
40. “Кот в мешке” тема: “Или, или”

Керамика содержащая оксиды иттрия и бария или сверхпроводник?

50. При изготовлении теста используют известь и кварцевый песок. В тесте: извести 5,5-6,5% по массе, вода 6-8% остальное кварцевый песок. Подготовленную массу прессуют, нагревают до 170 0С в автоклаве под действием пара высокого давления. Какое изделие при этом получается (силикатный кирпич)

3. Вещества и превращения

10. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит (жженая известь)
20. Какое стекло растворяется в воде (жидкое стекло – силикат натрия)
30. Вещества, которые меняют цвет коридоров нашей школы? Из чего состоят эти вещества? (Суспензия тонко измельченных пигментов в олифе, лаке или др.связующих веществах )
40. При выжигании горючих добавок из керамических изделий образуются пористые материалы. Из этого материала возведена школа №22 и город Вавилон. (красный кирпич)
50. “Черный ящик” тема: “Вещества”

В этом ящике находится вещество, на Кавказе его называют гажей и ганчем, в Средней Азии - арзыком.Оно встречается в этих районах в виде породы. В России из него изготавливают листовой отделочный материал. В школе применяли при отделки здания изнутри (гипсокартон)

(подводятся итоги первого тура)

Химическая пауза: “Удивительные цветы”

(Бумажные цветы пропитывают щелочью и высушивают, а затем из пульверизатора брызгают спиртовым раствором фенолфталеина).

 2 тур


Области знаний

Цена вопроса

Вещества в строительных материалах

20

40

60

80

100

Сырье

20

40

60

80

100

Допишите уравнения

20

40

60

80

100

Металлы и их соединения

20

40

60

80

100

 

1. Вещества в строительных материалах

20. Какой состав имеет 90% получаемого в мире стекла (оксид натрия, оксид кремния, оксид кальция)
40.Стекло устойчиво к действию воздуха, воды, большинства кислот, прозрачное, но хрупкое. Какие добавки применяют для улучшения качества стекла ? (оксид молибдена (VI)- жаропрочность, оксиды хрома(VI), никеля, железа (III) для окраски в желтый цвет, медь и золото – в красный цвет, оксид хрома (III) и оксид меди (II) в зеленый и т.д)
60 Как называется представитель тонкой керамики белого цвета с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость и природная декоративность. (фарфор)
80. Какой строительный материал использовался при строительстве школы №22 и Колезея в Риме в I в.до н.э. (бетон)
100. Какое вещество использовалось в XVI - XV вв до н.э. как связующее и клеящее вещество.(известь)

2. Сырье

20. Перечислите сырье для получения древесностружечных плит, применяемых для изготовления мебели (стружка, опилки, мелкие куски древесины, щепа.)
40. "Кот в мешке." Угадай из чего получают пигмент пурпур (морская раковина – пурпурницы)
60. Это вещество встречается в пигментах и в строительных материалах, оно имеет белый цвет, применяется в школе (мел)
80. Назовите формулу гашеной извести, которой мы белим потолки, бордюры и деревья около школы.
100. Представьте картину солнечного заката по стихотворению Валерия Брюсова (1905 год). Описание его похоже на закат около школы. Подберите пигменты краски которыми можно рисовать этот пейзаж.

Желтым шелком, желтым шелком
По атласу голубому
Шьют невидимые руки
К горизонту золотому
Ярко – пламенным осколком.

Сходит солнце в час разлуки
Тканью празднично-пурпурной.
Убирает кто-то дали,
Расстилая багрянцы
И в воде желто-лазурной
Заметались, заблистали
Красно-огненные птицы

 

3. Допишите уравнения

 

4. Металлы и их соединения

20. Этот металл называют крылатым, из него делают самолеты, кастрюли и вентиляции (Al)
40. Этот металл входит в состав гемоглобина крови, он входит во многие сплавы, которые мы используем в быту, в строительстве (Fe)
60. Соли этого металла окрашивают краску в желтый цвет. Она пагубно влияет на здоровье из-за высокой токсичности. Назовите формулу соли ()
80.Почему соли свинца входящие в пигменты на воздухе со временем чернеют? (взаимодействуют с сероводородом, образуется сульфид свинца черного цвета)
100. “Кот в мешке” Угадай вещество

Одно и тоже вещество входит в состав «воды» и «молока». Если в такую воду подуть через трубочку, оно превратиться в молоко , если дуть долго, оно станет прозрачным как вода. О каком веществе идет речь?

(известковая вода, молоко, гашеная известь)

Финал.

По описанию, определите металл и назовите соединения, которые встречаются в организме человека.
«По своим свойствам в живых системах он настолько универсален, что, пожалуй, не имеет себе равных не только среди металлов, но и среди других химических элементов. Достаточно сказать, что он присутствует во всех тканях и жидкостях животных и растений, а его ионы оказывают влияние практически на все процессы, протекающие в клетке, активируют действие многих ферментов, способствуют свертыванию крови, регулируют проницаемость клеточных мембран, стимулируют передачу нервного импульса, являются основными участниками механизма мышечного сокращения.
Этого металла в нашем организме содержится больше, чем остальных металлов, вместе взятых,— целый килограмм! Это понятно: основная масса его входит в состав скелета, весящего у взрослых 12 кг и составляющего почти 18 % общего веса человека».
(металл – кальций, соединения хлорид кальция, минерал оксиапатит .

Подводятся итоги, награждается победившая команда. Победителям вручают букет цветов, который на глазах зрителей меняет свой цвет.