Структура урока:
- Орг. момент.(1мин)
- Подготовка к основному этапу (5мин)
- вводное слово учителя
- постановка цели - Эвристическая беседа (2 мин)
- Деловая игра “Своя игра” (35 мин)
- формирование групп, постановка задач перед группами
- работа в группах
- отчеты групп - Итог (2мин)
Место урока:
Раздел 1:«Химия в быту и медицине»
Тема I. «Неорганические материалы» 4 урок в 11 классе гуманитарного(универсального) профиля.
Тип урока: комбинированный.
Цель: создание условий учащимся для повторения и закрепления пройденного материала
ТДЦ
- образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о соединениях кремния и кальция
- развивающая: продолжить формирование химического мышления, воображения, развития речи, памяти, познавательного интереса, самостоятельности, интеллекта, развивать умения работать в группах и индивидуально, закрепить умение работать с периодической системой Д.И.Менделеева.
- воспитательная: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества.
Цель, адаптированная на ученика:
- знать особенности строительных материалов, физические и химические свойства их, применение
- уметь работать с периодической системой
Форма проведения учебного занятия: урок.
Ведущий вид деятельности: игра, познание, общение
Методы и приемы: вступительная беседа учителя, фронтальный опрос, индивидуальные задания, выполняемые у доски, работа в группах
Оборудование:
- Периодическая система Д.И.Менделеева.
- Медиапроектор
- Компьютер
- Наглядные пособия.
- Учебник химии.
- Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Пояснительная записка
Тема рассчитана на один урок в 11-м классе. Целесообразно проводить групповую работу. Заранее прошу ребят разделиться на две группы. Каждой группе подготовить материал о семействах строительных материалов, где должны быть отражены: виды строительных материалов, физические свойства, химические свойства, применение,. Заранее можно дать подготовить сообщения о строительных материалах, известных с доисторических времен, подготовить выставку сообщений учащихся о различных строительных материалах.
Цель: в развлекательной форме обобщить знания по химии с практическим применением, стимулировать чтение книг по химии, познакомить с необычными фактами, способствовать развитию логики, мышления, сообразительности, находчивости; прививать интерес к химии.
1 ведущий:
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Так будем вечно химию любить.
2 ведущий:
Будем химию учить,
Будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья,
Без неё прожить нельзя.
Учитель:
Я приветствую всех. А начать хочу словами Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Я желаю успеха сегодняшним командам. Сегодня играют две команды: «Гуманитарии» и «Технари».
Судить игру и помогать мне будут учащиеся класса.
1 тур
Области знаний |
Цена вопроса |
||||
Школа в цифрах |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Связующие материалы |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Вещества и превращения |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Открывают вопросы, если ответ дан правильный, то карточка с количеством баллов достается команде. Если ответ неправильный, то баллы не начисляются.
1. Школа в цифрах
10. Сколько было ремонтов в школе за 40 лет существования (39)
20.Сколько деревянных парт сегодня в школе? (0)
30. Какой объем бетона потрачен на фундамент школы?(950 кб. м)
40. Этот природный минерал применяется в качестве сырья для получения стекла. Назовите его. Сколько кв.м стекла нужно, чтобы застеклить всю школу. (
)
50. “Кот в мешке”. Тема: “Высказывания”.
И.Сельвинский спрашивает: «Видишь мрамор? Это просто кальций». В чем ошибка поэта? Предложите свой вариант высказывания. Где это вещество применяется в школе?
2. Связующие материалы
10. Это соединение называют «негашеная известь». Ее формула… (СaO)
20. Строительный гипс получают из природного минерала – гипсового камня. Его формула.
(
)
30. Укажите, какой силикатный материал используется для изготовления облицовочной плитки (керамика)
40. “Кот в мешке” тема: “Или, или”
Керамика содержащая оксиды иттрия и бария или сверхпроводник?
50. При изготовлении теста используют известь и кварцевый песок. В тесте: извести 5,5-6,5% по массе, вода 6-8% остальное кварцевый песок. Подготовленную массу прессуют, нагревают до 170 0С в автоклаве под действием пара высокого давления. Какое изделие при этом получается (силикатный кирпич)
3. Вещества и превращения
10. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит (жженая известь)
20. Какое стекло растворяется в воде (жидкое стекло – силикат натрия)
30. Вещества, которые меняют цвет коридоров нашей школы? Из чего состоят эти вещества? (Суспензия тонко измельченных пигментов в олифе, лаке или др.связующих веществах )
40. При выжигании горючих добавок из керамических изделий образуются пористые материалы. Из этого материала возведена школа №22 и город Вавилон. (красный кирпич)
50. “Черный ящик” тема: “Вещества”
В этом ящике находится вещество, на Кавказе его называют гажей и ганчем, в Средней Азии - арзыком.Оно встречается в этих районах в виде породы. В России из него изготавливают листовой отделочный материал. В школе применяли при отделки здания изнутри (гипсокартон)
(подводятся итоги первого тура)
Химическая пауза: “Удивительные цветы”
(Бумажные цветы пропитывают щелочью и высушивают, а затем из пульверизатора брызгают спиртовым раствором фенолфталеина).
2 тур
Области знаний |
Цена вопроса |
||||
Вещества в строительных материалах |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Сырье |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Допишите уравнения |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Металлы и их соединения |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
1. Вещества в строительных материалах
20. Какой состав имеет 90% получаемого в мире стекла (оксид натрия, оксид кремния, оксид кальция)
40.Стекло устойчиво к действию воздуха, воды, большинства кислот, прозрачное, но хрупкое. Какие добавки применяют для улучшения качества стекла ? (оксид молибдена (VI)- жаропрочность, оксиды хрома(VI), никеля, железа (III) для окраски в желтый цвет, медь и золото – в красный цвет, оксид хрома (III) и оксид меди (II) в зеленый и т.д)
60 Как называется представитель тонкой керамики белого цвета с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость и природная декоративность. (фарфор)
80. Какой строительный материал использовался при строительстве школы №22 и Колезея в Риме в I в.до н.э. (бетон)
100. Какое вещество использовалось в XVI - XV вв до н.э. как связующее и клеящее вещество.(известь)
2. Сырье
20. Перечислите сырье для получения древесностружечных плит, применяемых для изготовления мебели (стружка, опилки, мелкие куски древесины, щепа.)
40. "Кот в мешке." Угадай из чего получают пигмент пурпур (морская раковина – пурпурницы)
60. Это вещество встречается в пигментах и в строительных материалах, оно имеет белый цвет, применяется в школе (мел)
80. Назовите формулу гашеной извести, которой мы белим потолки, бордюры и деревья около школы. ![]()
100. Представьте картину солнечного заката по стихотворению Валерия Брюсова (1905 год). Описание его похоже на закат около школы. Подберите пигменты краски которыми можно рисовать этот пейзаж.
| Желтым шелком, желтым шелком По атласу голубому Шьют невидимые руки К горизонту золотому Ярко – пламенным осколком. |
Сходит солнце в час разлуки |
3. Допишите уравнения

4. Металлы и их соединения
20. Этот металл называют крылатым, из него делают самолеты, кастрюли и вентиляции (Al)
40. Этот металл входит в состав гемоглобина крови, он входит во многие сплавы, которые мы используем в быту, в строительстве (Fe)
60. Соли этого металла окрашивают краску в желтый цвет. Она пагубно влияет на здоровье из-за высокой токсичности. Назовите формулу соли (
)
80.Почему соли свинца входящие в пигменты на воздухе со временем чернеют? (взаимодействуют с сероводородом, образуется сульфид свинца черного цвета)
100. “Кот в мешке” Угадай вещество
Одно и тоже вещество входит в состав «воды» и «молока». Если в такую воду подуть через трубочку, оно превратиться в молоко , если дуть долго, оно станет прозрачным как вода. О каком веществе идет речь?
(известковая вода, молоко, гашеная известь)
Финал.
По описанию, определите металл и назовите соединения, которые встречаются в организме человека.
«По своим свойствам в живых системах он настолько универсален, что, пожалуй, не имеет себе равных не только среди металлов, но и среди других химических элементов. Достаточно сказать, что он присутствует во всех тканях и жидкостях животных и растений, а его ионы оказывают влияние практически на все процессы, протекающие в клетке, активируют действие многих ферментов, способствуют свертыванию крови, регулируют проницаемость клеточных мембран, стимулируют передачу нервного импульса, являются основными участниками механизма мышечного сокращения.
Этого металла в нашем организме содержится больше, чем остальных металлов, вместе взятых,— целый килограмм! Это понятно: основная масса его входит в состав скелета, весящего у взрослых 12 кг и составляющего почти 18 % общего веса человека».
(металл – кальций, соединения хлорид кальция, минерал оксиапатит
.
Подводятся итоги, награждается победившая команда. Победителям вручают букет цветов, который на глазах зрителей меняет свой цвет.