Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа элективного курса по
английскому языку «Судебные системы
Великобритании и США» разработана для учащихся
10–11 классов юридического профиля. Курс
соответствует основным положениям концепции
профильного обучения в старшей школе и
требованиям Государственного стандарта
(полного) общего образования по английскому
языку.
Программа курса рассчитана на 17 академических
часов.
Цели курса:
- Создание условий для развития у учащихся навыков чтения и говорения на английском языке в специальной области «юриспруденция»;
- Расширение знаний учащихся о странах изучаемого языка.
Задачи курса:
- Расширить практические знания учащихся о судебных системах Великобритании и США;
- Сформировать основные навыки говорения и чтения специальной юридической литературы.
Содержание курса
Курс состоит из 7 разделов.
- Вводный. История возникновения закона. Закон в древней Греции и Риме.
- История развития законодательства в Великобритании. Великая Хартия Вольностей.
- Процесс создания закона в Великобритании. Судебная система в Англии и Уэльса
- Законы в США. Судебная система США. Процесс создания закона в США.
- Юридические профессии в Великобритании. Адвокаты и поверенные. Судьи. Присяжные. Магистраты. Коронеры. Служащие суда.
- Юридические профессии в США. Адвокаты как самая популярная профессия из всех юридических.
- Конституция – основной закон демократического государства. Феномен американской конституции.
По окончании курса учащиеся должны
Знать/понимать:
- Основные этапы развития законодательства в Великобритании и США.
- Функциональные различия в юридических профессиях в Великобритании и США.
- Понимать общее содержание текстов юридической направленности.
Уметь/владеть:
- Рассказать о судебных системах Великобритании и США.
- Владеть навыками чтения неадаптированного текста юридической направленности.
Формы и методы учебно-познавательной деятельности:
- Практический метод.
- Проблемный метод.
- Поисковый метод.
- Проектный метод.
- Уроки-практикумы.
- Уроки-конференции.
- Урок-экскурсия в городскую библиотеку (урок-поиск).
- Урок-презентация мини-проектов.
Формы и методы контроля:
- Выступления с монологическими высказываниями по осуждаемым темам.
- Структурирование и представление материала в технологии критического мышления.
- Презентация мини-проектов.
Примерная тематика проектных заданий:
- «Известные адвокаты в Великобритании и США»
- «Преступление и наказание» – дела, вошедшие в историю криминалистики»
- «Конституция США – идеальный документ демократического государства…?»
- Примечание: учащиеся могут выбрать свою тему для проектного задания.
Используемые технологии:
- Технология проектного обучения;
- Технология критического мышления.
Учебно-тематический план
Тема занятия |
Кол-во |
Виды учебной деятельности |
Виды контроля |
Методическое оснащение |
1. Вводный | 2 |
фронтальная, групповая | собеседование | учебное пособие |
2. История развития законодательства в Великобритании. | 2 |
групповая | представление кластера | учебное пособие |
3. Судебная система Англии. | 2 |
групповая | представление кластера | учебное пособие, кластеры |
4. Судебная система США | 3 |
групповая | представление кластера | учебное пособие, кластеры |
5. Юридические профессии в Великобритании | 2 |
индивидуальная | составление дисграфа | учебное пособие, дисграфы учащихся |
6. Юридические профессии в США | 1 |
индивидуальная | составление дисграфа | учебное пособие, дисграфы учащихся |
7. Конституция – основной закон демократического государства. | 5 |
фронтальная, групповая, индивидуальная | представление мини-проектов |
проекты учащихся |
Календарно-тематическое планирование
Дата |
№ |
Тема занятия |
Содержание |
Основные |
Ожидаемый |
1. | Вводное | Определение задач курса, входной контроль | Умение определять задачи (прием «фишбон») | Осознание учащимися практической значимости курса. | |
2. | История возникновения закона. Закон в Древней Греции и Риме | Первый свод законов в Сирии, первый письменный закон Хаммурапи, Законы Драко, происхождение слова «драконовский», законы Солона, Юстинианский Кодекс законов | Чтение текста в технологии критического мышления, прием «инсерт» | Обсуждение полученной информации | |
3. | История развития законодательства в Великобритании. | Законы в феодальной Англии, Роль Уильяма-Завоевателя в развитии законодательства в Англии. Общее право. Суды справедливости | Работа с текстом в технологии
критического мышления. прием «кластер» |
Монологическое высказывание по теме с использованием кластера |
|
4 | Великая Хартия Вольностей | История создания Великой Хартии Вольностей, Английский Билль о правах, две великие законодательные системы западного мира – Общее право англоязычных стран и Римское гражданское право. | Умение работать с текстом в приеме «кластер» | Монологическое высказывание по теме с использованием кластера | |
5. | Процесс создания закона в Великобритании | Палата Лордов как начальный этап законотворчества, Палата Общин как решающий фактор в принятии закона, Королевская санкция как завершающее формальное действие | Умение обсудить полученную информацию | Дискуссия по теме | |
6. | Судебная система Англии и Уэльса | Суд магистратов, Суд Короны. Суды графств. Европейский суд по правам человека | Умение работать с таблицей | Говорение с опорой на таблицу | |
7. | Законы в США | Структура правовой системы в США: конституционное, административное, статутное и прецедентное право | Чтение текста в приеме «инсерт» | Обсуждение полученной информации | |
8. | Судебная система в США | Суды штатов. Федеральные суды, Верховный суд, высший суд. Аппеляционный суд. Низшие суды, суды последней инстанции | Умение работать с таблицей | Говорение с опорой на таблицу | |
9. | Процесс создания закона в США | Прохождение законопроекта через Палату представителей, Сенат. Комитет при администрации, Сенатский комитет, вето президента | Чтение текста в приеме «инсерт» | Обсуждение полученной информации | |
10. | Юридические профессии в Великобритании | Адвокаты и поверенные. | Работа с текстом в приеме «графический дисграф» | Говорение по теме с использованием дисграфа | |
11. | Юридические профессии в Великобритании | Судьи, присяжные, магистраты, коронеры, служащие суда | Работа с текстом в приеме «кластер» | Общий кластер по судебной системе Великобритании | |
12. | Юридические профессии в США | Почему карьера юриста так популярна? | Умение обсудить полученную информацию | Дискуссия по теме – общий кластер по судебной системе США | |
13. | Конституция – основной закон демократического государства | Природа конституционного закона. Характеристики конституции | Работа с текстом в приеме «инсерт» | Обсуждение полученной информации | |
14. | Феномен американской конституции | История создания американской конституции. Американский Билль о правах | Работа с текстом в приеме «графический дисграф» | Говорение по теме с использованием дисграфа |
|
15 | Обобщение учебного материала | Умение обобщить полученные знания | Выполнение тестовой работы | ||
16. | Мини-проекты. Подготовительный этап |
Умение применить все полученные знания при подготовке проектного задания | Сценарий проектного задания | ||
17 | Мини-проекты. Представление | Умение представить свою работу | Выступление на конференции |
Контроль полученных знаний
- Who was Hammurabi? Where and when did he reign?
- What document did he write?
- Who were Dracon and Solon? What does the word «draconian» mean?
- What document was called the Justinian Code?
- Was there any written law in medieval England?
- What is Common Law based on?
- Who examines cases and pronounces judgment in the Courts of Equity?
- When was the Magna Carta adopted?
- What did the Magna Carta provide?
- What is a Bill? How does a bill become a law?
- Name the types of British courts.
- What is almost unique about the English legal system?
- What is the difference among legal systems in different states of the USA
- In what way are the federal courts in America organized?
- What is an attorney in the USA? How is he appointed?
- What makes attorneys so important in American communities?
- What is constitutional law according to Black Law Dictionary? Why is it so important?
- What does the word «constitution» mean?
- Which country first followed the idea of constitution?
- What is so unique about American constitution?
Используемая литература
- Основная: Английский для юристов: Учебное пособие/ Ю.Л.Гуманова, В.А.Королева; под ред. Т.Н.Шишкиной. – М.:Гуманитарное знание, ТЕИС, 1998. –198 с.
- Дополнительная: Практический английский для юристов / И.П.Агабекян. – Изд.2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 – 416 с. – (Высшее образование Английский язык для юристов. Серия «Учебники для МГУ», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 – 320 с.