Человечество за многие тысячелетия своего существования все еще не научились учиться.
И. Ефремов
Технология из 4 цикловых этапов
1 этап – этап объяснения
Здесь важно создать у учеников определенный
уровень мотивации и обеспечить ориентировочную
основу действий (алгоритм) с новым
материалом. Для этого применяются различные
методы актуализации базовых опорных знаний:
фронтальная беседа, сигнальные карточки,
математические диктанты, работа в тетради с
печатной основой.
Рассматриваемая схема организации обучения
предусматривает, что каждый ученик выполняет
своеобразные тесты. В результате он имеет
возможность убедиться, что материал ему понятен,
либо у него возникают вопросы, на которые учитель
отвечает непосредственно в ходе
объяснения. Как раз носителями
тестов и являются тетради с печатной основой.
Гальперин назвал первый этап усвоения этапом
ориентировки в материале и способах работы с ним.
2 этап – этап решения задач
Предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты; реши с помощью, реши вместе с товарищами, реши самостоятельно. Подталкивая каждого ученика к самостоятельному решению.
3 этап – этап общения
В форме взаимопроверки, групповой работы, работы в паре. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.
4 этап – этап самостоятельной работы
Организуется с помощью дидактических
материалов и экспрессовых фронтальных способов
контроля и самоконтроля
Ответы можно проверить сразу. На типичные ошибки
можно дать задание для работы в паре.
При данной технологии требуется, чтобы учитель
проконтролировал каждый шаг работы каждого
ученика. Контроль на всех этапах усвоения – один
из важнейших компонентов технологии. Он
направлен на то, чтобы помочь ученику избежать
возможных ошибок.
Атака мыслей
Цели:
- Решение научной проблемы посредством объединения творческих мыслей обучающихся.
- Воспитание сотрудничества.
Применяется при опросе, изучение нового,
повторения и обобщении пройденного.
Для придания атаке мыслей большей
целенаправленности можно вначале придумать
различные варианты проблемы, затем выявить в ней
последовательно соотношения и порядок вне
зависимости от того, насколько они соответствуют
представлениям других людей.
Бинарный урок
Цели:
- Развитие сотрудничества педагогов.
- Формирование у обучающихся убеждения в связности предметов.
Чтение бинарной лекции может проходить по
следующему сценарию. Первый лектор высказывает
свои мысли по какой-либо проблеме, второй слушает
и по окончанию задает вопросы, дополняет,
возражает. Затем они меняются ролями.
Технологию можно использовать и для проведения
семинара, беседы.
Опрос пятерых
Цели:
- Проверка знаний обучающихся.
- Развитие умений формулировать вопросы.
- Улучшение психологического климата в классе.
- Снижение конфликтности во время опроса.
У доски пять человек. Обучающиеся сидящие за
партами, задают вопросы стоящим у доски.
Начинается «огонь по стоящим», вопросы задают
все, кто сидит; если первый не ответил,
отвечает следующий и т.д.
Можно задавать на 3,4,5 вопросов каждому.
Данная форма опроса стимулирует активность всех
обучающихся. Они находятся в постоянном,
интеллектуальном напряжении учатся задавать
вопросы. Наблюдается лучшее усвоение материала,
т.к. при подготовке вопроса обучающиеся еще раз
его осмысливают.
Показательный опрос
Один обучающейся отвечает у доски, остальные слушают, такой опрос нужен, когда ребята демонстрируют блестящий ответ, чтобы формировать у других образ ответа, к которому нужно стремиться.
Повторяем с контролем
Ребята составляют серию контрольных вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
Коноп (контрольный опрос обучающихся)
Цель: Контроль знаний, умений и навыка. Развитие менеджерских умений. Развитие интереса к предмету.
I. Организация и порядок проведения
Класс разбит на группы по 5–6 человек, в каждой группе должен быть консультант. Капитан получает – кубик, 2 набора карточек с вопросами, фишки и игровое поле. Игровое поле имеет форму круга, разбитого на сектора. Количество и номера секторов совпадает с количеством карточек и номерами на них. Красный цвет – экзаменационные вопросы, синий цвет на поле – простые вопросы.
II. Оценка ответов
Правильные ответы – 15 баллов, не точные – 10
баллов, со значительными погрешностями – 5
баллов.
На экзаменационные вопросы – 20 б, 15 б, 10 б.
На оценку «5» – 45 б
«4» – 30 б
«3» – 15 б
III. Ход игры
Члены команды поочередно бросают кубики, берут
из набора карточек вопрос и отвечают на него.
Если ответ не точен, нужно его дополнить, может
любой игрок, получая за это число баллов, если
никто не знает, можно купить информацию у другой
группы, заплатив за простой вопрос – 15 баллов, за
экзамен – 20 баллов. После того как игра обошла по
кругу всех членов команды, очередь снова подошла
к первому.
Он бросает кубик, ему выпадает цифра «2» он
прибавляет (тот номер, который выпал в первый раз,
например 52 + 5 = 7) отвечает на 7 вопросов. Игра
заканчивается, когда будут даны ответы на все
вопросы.
Команда № 1 |
№2 |
||||||
ФИ. |
№ (баллы) |
Всего |
№ команды |
Получил баллов |
штраф |
Покупка |
Всего баллов |
1. Иванов П. | |||||||
«Покупка информации» Премия Штраф |
Премия дается за четкую и хорошую организацию
игры команде – 30 баллов.
За скорость ответов – 10 баллов;
За самый высокий средний балл – 20 баллов.