Методические находки на уроках математики

Разделы: Математика


Человечество за многие тысячелетия своего существования все еще не  научились учиться.

И. Ефремов

Технология из 4 цикловых этапов

1 этап – этап объяснения

Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий (алгоритм) с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знаний:
фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты, работа в тетради с печатной основой.
Рассматриваемая схема организации обучения предусматривает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.     Как раз носителями тестов и являются тетради с печатной основой.
Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним.

2 этап – этап решения задач

Предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты; реши с помощью, реши вместе с товарищами, реши самостоятельно. Подталкивая каждого ученика к самостоятельному решению.

3 этап – этап общения

В форме взаимопроверки, групповой работы, работы в паре. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.

4 этап – этап самостоятельной работы

Организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля
Ответы можно проверить сразу. На типичные ошибки можно дать задание для работы в паре.
При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения – один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

Атака мыслей

 

Цели:

  • Решение научной проблемы посредством объединения творческих мыслей обучающихся.
  • Воспитание сотрудничества.

Применяется при опросе, изучение нового, повторения и обобщении пройденного.
Для придания атаке мыслей   большей целенаправленности можно вначале придумать различные варианты проблемы, затем выявить в ней последовательно соотношения и порядок вне зависимости от того, насколько они соответствуют представлениям других людей.

Бинарный урок

Цели:

  • Развитие сотрудничества педагогов.
  • Формирование у обучающихся убеждения в связности предметов.

Чтение бинарной лекции может проходить по следующему сценарию. Первый лектор высказывает свои мысли по какой-либо проблеме, второй слушает и по окончанию задает вопросы, дополняет, возражает. Затем они меняются ролями.
Технологию можно использовать и для проведения семинара, беседы.

Опрос пятерых

Цели:

  • Проверка знаний обучающихся.
  • Развитие умений формулировать вопросы.
  • Улучшение психологического климата в классе.
  • Снижение конфликтности во время опроса.

У доски пять человек. Обучающиеся сидящие за партами, задают вопросы стоящим у доски.
Начинается «огонь по стоящим», вопросы задают все, кто сидит; если первый не ответил, отвечает следующий и т.д.
Можно задавать на 3,4,5 вопросов каждому.
Данная форма опроса стимулирует активность всех обучающихся. Они находятся в постоянном, интеллектуальном напряжении учатся задавать вопросы. Наблюдается лучшее усвоение материала, т.к. при подготовке вопроса обучающиеся еще раз его осмысливают.

Показательный опрос

Один обучающейся отвечает у доски, остальные слушают, такой опрос нужен, когда ребята демонстрируют блестящий ответ, чтобы формировать у других образ ответа, к которому нужно стремиться.

Повторяем с контролем

Ребята составляют серию контрольных вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

Коноп (контрольный опрос обучающихся)

Цель: Контроль знаний, умений и навыка. Развитие менеджерских умений. Развитие интереса к предмету.

I. Организация и порядок проведения

Класс разбит на группы по 5–6 человек, в каждой группе должен быть консультант. Капитан получает – кубик, 2 набора карточек с вопросами, фишки и игровое поле. Игровое поле имеет форму круга, разбитого на сектора. Количество и номера секторов совпадает с количеством карточек и номерами на них. Красный цвет – экзаменационные вопросы, синий цвет на поле – простые вопросы.

II. Оценка ответов

Правильные ответы – 15 баллов, не точные – 10 баллов, со значительными погрешностями – 5 баллов.
На экзаменационные вопросы – 20 б, 15 б, 10 б.
На оценку «5» – 45 б
«4» – 30 б
«3» – 15 б

III. Ход игры

Члены команды поочередно бросают кубики, берут из набора карточек вопрос и отвечают на него.
Если ответ не точен, нужно его дополнить, может любой игрок, получая за это число баллов, если никто не знает, можно купить информацию у другой группы, заплатив за простой вопрос – 15 баллов, за экзамен – 20 баллов. После того как игра обошла по кругу всех членов команды, очередь снова подошла к первому.
Он бросает кубик, ему выпадает цифра «2» он прибавляет (тот номер, который выпал в первый раз, например 52 + 5 = 7) отвечает на 7 вопросов. Игра заканчивается, когда будут даны ответы на все вопросы.

Команда № 1

№2

ФИ.

№ (баллы)

Всего
баллов

№ команды

Получил баллов

штраф

Покупка
индивид

Всего баллов

1. Иванов П.              
«Покупка информации» Премия
Штраф
             

Премия дается за четкую и хорошую организацию игры команде – 30 баллов.
За скорость ответов – 10 баллов;
За самый высокий средний балл – 20 баллов.