Цель: Создать условия для формирования читательской эрудиции; организовать работу по совершенствованию аналитического чтения учащихся.
Оборудование: Портрет Л.Н.Толстого; выставка книг Л.Н.Толстого; светофоры настроения (солнышко с улыбкой, солнышко за тучкой).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Какое настроение?
Дети. Поднимают свои светофоры настроения (солнышко с улыбкой)
Учитель. Я предлагаю вам проверить домашнее задание по карточкам, а затем поработать по своим учебным проблемам в парах постоянного состава.
II. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Каждая пара получает по две карточки.
Учитель. Выясняем значение некоторых слов в первой карточке.
Карточка 1. Соедини слово и его значение.
мачта | отдельное помещение на судне |
раззадорился | прийти в сознание |
оступиться | неудачно ступить, споткнуться |
опомнился | запальчивое, вызывающее поведение |
долги | вертикальная конструкция на палубе |
каюта | продолжительный, длительный |
Учащиеся выполняют задание в парах. Проверка задания в малых группах.
Карточка 2. Отметьте эти смысловые отрывки в тексте.
1абзац. | Вступление. |
2 и 3 абзацы. | Завязка. |
4 и 5 абзацы. | Развитие действия. |
6, 7 и 8 абзацы. | Кульминация. |
9 абзац. | Продолжение действия. |
10, 11 и 12 абзацы. | Развязка. |
Поощрение самостоятельной работы учащихся.
III. Физминутка.
Учитель. Дружно встали
Дети.
Раз. Два. Три
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Наблюдать все дружно станем,
Повернёмся влево, вправо,
Получается на славу.
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ниже, ниже наклонимся,
Учитель. Ну, теперь пора, садимся.
IV. Совершенствование ЗУН, исходя из личных потребностей учащихся.
- обогащение читательского опыта;
- развитие внимания к тексту;
- активизировать работу каждого.
Учитель. Я хочу, чтобы вы научились работать вдумчиво, с пользой для себя и других. По вашему желанию, я распределила вас на две малые группы. Каждая группа получит карточки с заданием.
Карточка для 1-й группы.
1. Озаглавьте смысловые части и составьте план рассказа.
2. Проверьте каждую часть плана.
3. Сделайте вывод своей работы.
4. Сдайте план учителю.
Карточка для 2-й группы.
1. Прочитайте план к рассказу Л.Н.Толстого “Прыжок”.
2. Найдите ошибки.
3. Расставьте пункты плана в правильном порядке.
4. Обсудите в группе.
План:
1. Проказы обезьяны.
2. На корабле.
3. Погоня за обезьяной.
4. Решение отца.
5. На перекладине.
6. Прыжок.
Дети самостоятельно работают в парах постоянного состава.
Проверку работы выполняют в малых группах.
V. Физминутка.
Учитель. Покажите глазами
Ваши глаза следят за мальчиком на перекладине;
Мальчик покачнулся;
Он прыгает в море.
Дети. Выполняют задания глазами.
Учитель. Как выполнили физминутку?
Дети. Вот так! (большой палец вверх)
VI. Итог урока.
Учитель. Рассказ Л.Н.Толстого вас чему-то научил?
Писатель заставил вас о чём-то задуматься?
Хотите ли вы прочитать другие произведения этого автора?
Ответы детей.
Учитель. Покажите, как вы оцениваете работу сегодня на уроке.
Дети. С помощью светофора настроения выбирают и показывают солнышко с улыбкой.
VII. Домашнее задание.
Учитель. Пересказ по плану от имени мальчика.