Рассказ Л.Н. Толстого "Прыжок". Работа над осознанностью чтения и анализ рассказа как жанра художественной литературы

Разделы: Начальная школа


Цель: Создать условия для формирования читательской эрудиции; организовать работу по совершенствованию аналитического чтения учащихся.

Оборудование: Портрет Л.Н.Толстого; выставка книг Л.Н.Толстого; светофоры настроения (солнышко с улыбкой, солнышко за тучкой).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Какое настроение?

Дети. Поднимают свои светофоры настроения (солнышко с улыбкой)

Учитель. Я предлагаю вам проверить домашнее задание по карточкам, а затем поработать по своим учебным проблемам в парах постоянного состава.

II. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Каждая пара получает по две карточки.

Учитель. Выясняем значение некоторых слов в первой карточке.

Карточка 1. Соедини слово и его значение.

мачта отдельное помещение на судне
раззадорился прийти в сознание
оступиться неудачно ступить, споткнуться
опомнился запальчивое, вызывающее поведение
долги вертикальная конструкция на палубе
каюта продолжительный, длительный

Учащиеся выполняют задание в парах. Проверка задания в малых группах.

Карточка 2. Отметьте эти смысловые отрывки в тексте.

1абзац. Вступление.
2 и 3 абзацы. Завязка.
4 и 5 абзацы. Развитие действия.
6, 7 и 8 абзацы. Кульминация.
9 абзац. Продолжение действия.
10, 11 и 12 абзацы. Развязка.

Поощрение самостоятельной работы учащихся.

III. Физминутка.

Учитель. Дружно встали

Дети.

Раз. Два. Три
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Наблюдать все дружно станем,
Повернёмся влево, вправо,
Получается на славу.
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ниже, ниже наклонимся,

Учитель. Ну, теперь пора, садимся.

IV. Совершенствование ЗУН, исходя из личных потребностей учащихся.

- обогащение читательского опыта;

- развитие внимания к тексту;

- активизировать работу каждого.

Учитель. Я хочу, чтобы вы научились работать вдумчиво, с пользой для себя и других. По вашему желанию, я распределила вас на две малые группы. Каждая группа получит карточки с заданием.

Карточка для 1-й группы.

1. Озаглавьте смысловые части и составьте план рассказа.

2. Проверьте каждую часть плана.

3. Сделайте вывод своей работы.

4. Сдайте план учителю.

Карточка для 2-й группы.

1. Прочитайте план к рассказу Л.Н.Толстого “Прыжок”.

2. Найдите ошибки.

3. Расставьте пункты плана в правильном порядке.

4. Обсудите в группе.

План:

1. Проказы обезьяны.

2. На корабле.

3. Погоня за обезьяной.

4. Решение отца.

5. На перекладине.

6. Прыжок.

Дети самостоятельно работают в парах постоянного состава.

Проверку работы выполняют в малых группах.

V. Физминутка.

Учитель. Покажите глазами

Ваши глаза следят за мальчиком на перекладине;

Мальчик покачнулся;

Он прыгает в море.

Дети. Выполняют задания глазами.

Учитель. Как выполнили физминутку?

Дети. Вот так! (большой палец вверх)

VI. Итог урока.

Учитель. Рассказ Л.Н.Толстого вас чему-то научил?

Писатель заставил вас о чём-то задуматься?

Хотите ли вы прочитать другие произведения этого автора?

Ответы детей.

Учитель. Покажите, как вы оцениваете работу сегодня на уроке.

Дети. С помощью светофора настроения выбирают и показывают солнышко с улыбкой.

VII. Домашнее задание.

Учитель. Пересказ по плану от имени мальчика.