Классный час в 11-м классе "Памятники международного значения"

Разделы: Классное руководство


Актуальность:

В настоящее время одной из самых серьёзных проблем является то, что современные подростки не знают международных исторических и культурных памятников, как и историческое наследие нашего государства. Причин этого явления множество, начиная с низкого уровня жизни, не желание молодежи расти духовно и интеллектуально, отсутствие широкой работы средств массовой информации. Один из путей решения этой проблемы, это активная и постоянная работа преподавателей различных гуманитарных дисциплин образовательных учреждений. Ведь не зная культурных традиций человеческой цивилизации и своей Родины, не возможно научиться любить и гордиться достижениями своих предков. Осмысленно полюбить свою Родину – стать патриотом, нужно иметь определенный багаж знаний по истории страны, знать законы, которые защищают исторические и культурные памятники, а так же ответственность за разрушение и причинение порчи памятникам культуры.

Задачи урока:

  • Расширить и углубить знания обучающихся о знаменитых памятниках культуры, имеющих международное значение.
  • Формировать ценностные ориентации и убеждения обучающихся, на основе постижения опыта по истории культуре.
  • Развивать личностные качества (умение адекватно себя оценивать, принимать решения и реализовывать эти решения).
  • Расширить культурно-исторический кругозор.
  • Воспитывать патриотические чувства у подростков.

План урока:

1. История появления культурно-исторических памятников в мире.
2. История создания исторического мемориала Мамаева кургана.
3. История памятника в США «Статуя Свободы».
4. Законы РФ о защите культурно-исторических и памятников.
5. Отношение к историческому наследию в наши дни за рубежом и в России.
6. Дидактическая игра.

Оборудование урока:

1. Изображения исторических памятников культуры.
2. Видеосалон.
3. Демонстрация фотографий памятников международного значения.

Форма урока:

Класс делится на три группы, которые готовят выступления:
1. А – об истории памятника ансамбля Мамаев курган.
2. Б – статьи Конституции РФ и Уголовного Кодекса РФ об охране и защите культурно-исторических памятников.
3. В – проявление вандализма к памятникам в наши дни.
В конце урока по закреплению проводятся игровые моменты: по фотографиям определить памятники международного значения.

ХОД УРОКА

Учитель:

По определению Энциклопедического словаря: «Памятник — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий, скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т.д. Наиболее развитый вид памятника— мемориальные сооружения».
Первоначально страсть к увековечению, особенно сильно владевшая правителями древних государств, реализовалась в основном в создании гробниц и похоронных сооружений. Они были различными. Для египетского — пирамида. Для славянского вождя — насыпной курган. Для европейского короля или могущественного феодала — построенный на его средства собор или костел, где устанавливали его саркофаг.
Но существовала в то время и другая традиция. В демократической Греции увековечивали героев-победителей Олимпийских игр. В их честь создавали статуи. Правда, то были не портреты реальных спортсменов, а скорее именно статуи в честь победителей в беге, метании копья, стрельбе из лука, борьбе. Греки же оставили потомкам и первые изображения воинов, героев своих мифов, а заодно и своих выдающихся государственных деятелей, правителей, философов — Перикла, Сократа и многих других. Статуи работы знаменитых греческих ваятелей — Лисиппа, Мирона, Праксителя — украшали храмы, форумы, общественные здания, городские площади.

В античном мире родилась и еще одна традиция — увековечивать события. Как правило, этого удостаивались знаменитые походы, победы, завоевания, особенно те, которые приводили к захвату большого количества пленных, обращаемых в рабство. В честь таких побед стали воздвигать специальные сооружения — триумфальные арки и колонны.
В 1622 году был сооружен первый в Европе памятник не военному лицу и не венценосцу, а гражданскому деятелю, писателю и философу Эразму Роттердамскому, автору знаменитой «Похвалы Глупости» (скульптор — Хендрик де Кейзер). А позже памятники поэтам и писателям начали постепенно, но неуклонно и настойчиво теснить монументы монархам.
В России первыми писателями, кому были поставлены памятники, стали Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов. Вслед за поэтами появились на пьедесталах композиторы, ученые, путешественники, врачи. Постепенно стали увековечивать не только писателей, но и героев их книг.
Начиная с Петра I в России появляется большое количество различных памятников, в том числе и самому царю. А в допетровскую эпоху в нашей стране не было скульптурных памятников. И не потому, что не было великих людей, достойных увековечения, а просто в канонах православного христианства было не принято ставить памятники. Зато существовал обычай увековечивать не людей, а события, в основном, конечно, связанные с победами. Для этой цели строили храмы или часовни.
Однако гуманистическое наследие античной культуры все шире распространялось в XIX и XX веках по всем странам и континентам. Сегодня мы богаты культурно-историческим наследием наших предков, мы имеем огромное количество памятников культуры. Наша задача сохранить их для будущего потомства.
На территории нашего города есть памятник культуры, имеющий историческое международное значение – это Мамаев курган.

А
(Выступление обучающихся   об истории открытия Мамаева кургана)

Мамаев курган возвышается над Сталинградом на 102 метра. Более четырех месяцев (сентябрь 1942 г. — январь 1943 г.) шли кровопролитные бои за эту высоту. Много раз вершина кургана переходила из рук в руки. Много раз эту высоту брали самоотверженные советские воины, но через день-два фашисты сосредоточивали превосходящие силы пехоты, танков, авиации, артиллерии и снова овладевали вершиной. Только 26 января 1943 года все окрестности Мамаева кургана, все прилегающие к нему высоты были очищены от врага.
Но сколько своих товарищей похоронили советские воины в священной земле Мамаева кургана, густо усеянной осколками от мин, бомб, снарядов: на каждый квадратный метр их приходилось от 500 до 1250...
Бессмертные образы защитников Сталинграда воскресают в монументальном памятнике  Победы, воздвигнутом на Мамаевом кургане. Авторы ансамбля — творческий коллектив во главе с народным художником СССР  скульптором Е. Вучетичем и архитектором Я.Белопольским.
Открытый в 1967 году памятник-монумент включает в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вот что писал в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, народный художник СССР скульптор Евгений Вучетич: «...В сталинградской эпопее с необычайной силой раскрылись благородство души и прекрасные качества советских людей. Здесь жизнь торжествовала над смертью, и ушедшие из жизни не уходили в небытие — они словно оставались в строю, и пример их подвига звал на подвиг других».
На строительстве памятника-ансамбля выполнено свыше 1 миллиона кубометров земляных работ. Уложено около 20 тысяч кубометров бетона, использовано более 25 тысяч тонн металлоконструкций.
Главным монументом ансамбля является скульптура  «Родина-Мать». Ее высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 29 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. (Приложение, рисунок 1).
Зал Воинской славы имеет форму цилиндра диаметром 40 метров, высотой 13,5 метра. На 34 мозаичных  знаменах увековечены свыше 7000 фамилий советских воинов, погибших в Сталинградской битве. (Приложение, рисунок 2).

Просмотр документального фильма «Родина-Мать» – 5–8 мин.

Учитель:
28 октября 1886 года, под грохот канонады — 21 пушечный выстрел состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк. С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт, встречает здесь гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к небу руке. (Приложение, рисунок 3).
Статуя Свободы стала символом Соединенных Штатов Америки.
Статуя, весом 255 тонн, представляет собой увенчанную короной! женскую фигуру, попирающую ногами разорванные кандалы тирании. Семь остроконечных зубцов ее короны символизируют свободу, распространяемую на семь континентов и семь морей. В левой руке Свобода держит некое подобие книги с высеченными на ней двумя датами: 4 июля 1776 года — день принятия Декларации независимости и 14 июля 1789 года — день взятия Бастилии. Скульптор Бартольди представлял, что эти события идейно связаны между собой. Правая рука поднимает символический факел. Факел и корона по вечерам подсвечиваются.
Высота самой статуи — 46 метров, и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес — 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, — 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта — 91 сантиметр. Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков — индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.
Каждая страна мира чтит и бережет свою культуру. В нашей стране изданы законы, которые охраняют и защищают культурно — исторические памятники.

Б
(Выступление обучающихся по содержанию нормативных документов, защищающих исторические памятники и знаки)

Конституция Российской Федерации:

Статья 44

Каждый  обязан заботиться о сохранении исторического и культурного  наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уголовный Кодекс Российской Федерации:

Кодекс Российской Федерации об Административных нарушениях:

Статья 7.13.

1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия  памятников истории и культуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, внесенных в Список всемирного  культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны. — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — четырехсот до пятисот минимальных размеров труда.

Уголовный Кодекс Российской Федерации:

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух пет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, — наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти пет.
Статья 244. Надругательство над тепами умерших и местами их захоронения
1. Надругательство над тепами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размене заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц  группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом, – наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех пет.

Учитель:
Несмотря на принятые законы об охране памятников в нашей стране, сегодня очень часто стали появляться сообщения в средствах массовой информации о том, что где-то разрушены или планируются демонтировать памятники культуры.

В
(Выступления обучающихся о состоянии памятников в России и за рубежом)

Эстонский парламент создал прецедент для советских памятников во всем мире. "Принятие эстонскими депутатами закона "О защите воинских захоронений" "дает не очень хороший пример другим странам и не является плюсом для российско-эстонских отношений", –  считает член комитета Госдумы по международным делам, председатель подкомитета по европейскому сотрудничеству Андрей Климов. 10 января 2007 года парламент Эстонии принял в третьем чтении закон, который позволяет перенести из центра Талина памятника советским воинам-освободителям на Тынисмяги (Бронзовый солдат).  Они мотивируют свою позицию тем, что хотят оградить  святыни от актов вандализма.
"В центре Европы такое решение принимается теми, кто считает себя представителями европейского сообщества. Зачем заниматься перетаскиванием останков? Воевать с костями не лучший признак цивилизованности. Эстонский парламент подает не очень хороший пример", – заметил А.Климов.
Проявление вандализма имеет место и в России, так,  например вандалы надругались над мемориалом  «Скорбящая» в Перми. (Приложение, рисунок 4).
Таких мест в России становится с каждым годом все больше.
"Советский военный мемориал в Трептов-парке – грандиозный памятник примерно 21 тысяче погибших в 1945 году при взятии столицы фашистской Германии воинов. Мы чтим их память и до сих пор считаем мемориал советским, так как именно СССР освободил Берлин. Мы делаем все возможное для достойного ухода за всеми тремя крупными советскими военными мемориалами в нашем городе – в Трептов-парке, в Тиргартене и Шенхольцер Хайде", – рассказывает глава дирекции строительства в правительстве Берлина Ханс Штимманн.
В одной руке советского солдата – меч, разрубающий свастику, а на другой – спасенная маленькая немецкая девочка возвышается на постаменте в берлинском Трептов-парке. Всемирно известная скульптура Евгения Вучетича торжественно водружена на то место, где она стояла с 1949 года. (Приложение, рисунок 5).
Внутри пьедестала, к которому ведет гранитная лестница, находится круглый купольный мемориальный зал. Его стены выложены смальтовой мозаикой, выполненной по эскизам художника А.А. Горпенко. На большом и ярком мозаичном панно изображены представители народов Европы, возлагающие венки на могилы советских воинов – своих освободителей.
По обеим сторонам ансамбля от знамен до главного монумента белеют по восемь массивных белокаменных саркофагов. Это простые каменные блоки с рельефами, рассказывающими о Великой Отечественной войне. Переходя от одного барельефа к другому, двигаясь к центральному монументу, посетитель может видеть события Великой Отечественной войны. Вучетич с большой силой передает драматизм события. Перед взором посетителя последовательно развертывается волнующая картина смертельной битвы с фашизмом.
...40-тонную фигуру советского солдата сняли с пьедестала для капитального ремонта в октябре 2005 года. Затем разобрали на семь частей и отправили для реставрации на северогерманский остров Рюген. Там она была покрыта специальным защитным слоем. Кроме того, был изготовлен и помещен внутрь фигуры специальный металлический корсет, винтами накрепко скрепленный с наружными деталями. Эта конструкция многократно увеличивает устойчивость памятника. Немецкая сторона затратила на этот капитальный ремонт 1,5 миллиона евро. Таковы детали грандиозного берлинского проекта.
Это один из лучших символов нашей Победы. И сегодняшнее его возвращение после реставрации тоже символично.  Любой из памятников той войны – а среди них есть и шедевры архитектурного искусства, и скромные обелиски – ценен, прежде всего, своим внутренним, историческим содержанием.

Учитель:
В болгарском городе Пловдиве на холме Бунарджик в 1954 году поставлен памятник советскому воину освободителю «Алеша» по проекту болгарских скульпторов Радославова, Занкова, Коцева и Топалова. Высота памятника 18 метров, выполнен из камня. Позже появилась песня «Алеша», которая стала гимном Пловдива.

Просмотр фильма об истории памятника «Алеша» в болгарском городе Пловдиве – 5–8 мин.

Учитель:
Но нельзя стереть время, как нельзя стереть память и историю.
Белинский отмечал: «Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время». Я думаю, что время расставит все на свои места.

Закрепление:  

С помощью  фотографий (Приложение) определить памятники международного значения.

1.  Европа – «Воин-Освободитель» – Евгений Вучетич  (Берлин)
2.  Белоруссия – Мемориал Хатынь – С Селиханов, В. Занкович (Минск)
3.  Россия – Мемориала «Солдатское поле» –   А.Е.Криволапов  (Волгоград)
4.  «Стоять насмерть» – Евгений  Вучетич (Волгоград)
5.  «Родина-Мать» – Евгений  Вучетич (Волгоград)
6.  Зал Воинской славы – Евгений  Вучетич (Волгоград)
7.  Монумент В.И.Ленина у Волго-Донского судоходного канала –  Евгений    
Вучетич (Волгоград).  Монумент В.И.Ленина занесен в Книгу рекордов    
Гиннеса как самый большой в мире памятник, установленный  реально    
жившему  человеку.
8.  «Медный всадник» – Этьен Морис Фальконе (С-Петербург),
9.  Памятник Минину и Пожарскому – Этьен Морис Фальконе (Москва).
10. США –    Статуя Свободы –  Бартольди.
11. Египет – большой Сфинкс в Гизе.

Литература:

  1. Александров В.Н. История русского искусства. – Минск; Харвест. 2004.
  2. Волгоград: четыре века истории. – Волгоград.:  Нижне – Волж. кн. изд, 1989.
  3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. – М.: Глобус, 20007.
  4. Основные кодексы и законы Российской Федерации. – С–Пет.: ИД Весь, 2002.
  5. Самин Д.К. Сто великих памятников. – М.: Вече, 2001.