Цель:
Познакомить воспитанников с предметами, дополняющие костюм – аксессуарами, с краткой историей возникновения и эволюции основных аксессуаров. Научить творчески и со вкусом подходить к подбору аксессуаров своего костюма.
Задачи:
- Научить детей различать виды аксессуаров, соотносить их со стилями одежды, типами фигуры, назначением, возрастными и индивидуальными особенностями человека.
- Развивать творческое мышление, внимание, память, воображение, проявляя при этом творчество, фантазию.
- Воспитывать художественный и эстетический вкус, положительное отношение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование:
Наглядные пособия и материалы:
- Таблица "Аксессуары"
- Аксессуары: (бусы из различных материалов), пелерина, шарфы, косынки, перчатки, ремни, сумки, галстуки, подтяжки, шляпы, шапочки, очки, зонт, носовой платок и др).
- Комплекты одежды (пальто, костюм, платье, блузы, сарафаны и др.).
- Иллюстрации “Аксессуары”
- Индивидуальные карточки “Аксессуары”
- Журналы мод “Бурда” и “Шик”.
- Косынки и шарфы (на каждого учащегося).
Ход занятия
1 Этап. Организация начала занятия
- Организационный момент: Педагог приветствует
детей, отмечает присутствующих, знакомит с
гостями.
- Сообщение темы: На занятиях по конструированию
и моделированию одежды мы с вами занимаемся
изготовлением одежды. Шьем юбки, блузы, брюки,
платья…
- Скажите, пожалуйста, а чем все изделия
отличаются друг от друга? Правильно, фактурой
ткани, покроем, размером…
- С помощью, каких деталей, дополнений к изделию
можно придать особый вид, создать индивидуальный
образ?
- Воротник, манжеты, отделки, шарфы и др.
- А вы знаете, как можно назвать одним словом эти дополнения?
Все мелкие детали, предметы, дополняющие костюм называются аксессуарами.
Итак, тема нашего занятия: “Аксессуары и мода”.
Знакомства с целью и задачами: Сегодня на занятии мы познакомимся с основными видами аксессуаров, познакомимся с их краткой историей. Научимся различать и правильно применять в одежде (соответственно стилю одежды, типу фигуры, возрасту, индивидуальным особенностям человека)
Основная часть.
Педагог: Аксессуар – слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету.
Вопрос:
Как вы думаете, для чего нужны аксессуары в одежде?
- Аксессуары используются для украшения одежды,
костюма;
- С помощью аксессуаров можно выгодно
подчеркнуть достоинства фигуры и даже скрыть
некоторые недостатки.
- Защита от непогоды.
У вас уже есть небольшой жизненный опят, вы неоднократно встречались с этими дополнениями.
Вопрос: Какие вам знакомы аксессуары?
Правильно: их очень много, у каждого есть определенное предназначение.
Бусы, ожерелья, шарфы, ремни, косынки, часы, сумки и др. – вот неполный перечень аксессуаров.
Вопрос: А знаете ли вы, когда человек начал украшать свое тело, свою одежду?
Педагог: Историки утверждают, что украшения человек придумал раньше, чем свою одежду. Первобытные народы и племена разукрашивали свои тела с помощью глины, земли, соков растений.
Вопрос: Как вы думаете, почему человеку хотелось украшаться?
Педагог: Я думаю, что источником вдохновения послужила сама природа. Наблюдая за птицами, животными, деревьями и цветами человеку, как частичке этой природы, тоже хотелось каких-то перемен в своей внешности.
Цветы на дереве, цветущий луг, оперение птиц, мягкие, пушистые животные – вот источники вдохновения.
Вопрос: Из чего человек делал свои украшения?
Педагог: Правильно, человек украшал свое тело бусами из косточек рыб, животных, из травинок и цветков. До сих пор сохранились такие украшения у некоторых племен Австралии, Оксании, Африки…
Прослеживая историю культуры древних египтян, можно сказать, что и эти народы придавали большое значение украшениям.
Показ иллюстрации.
Педагог: Я предлагаю вам памятки, в которой название Аксессуара (дополнения) и его назначение к разным стилям одежды. Прочитайте внимательно; в конце занятия вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную работу. Знания, фантазия, внимание, воображение помогут вам справиться с заданием игры “Найди ошибку” и игра “Модельер”.
Педагог: Менялись эпохи, шли года, менялась мода, что уходило в прошлое, а что – актуально и сейчас.
Серьги – украшение для ушей; встречается у всех народов древности, от египтян до римлян. Серьгами приписывалась сила амулета, предохраняющего от болезней, поэтому носили их не только женщины и дети, но и мужчины. Правда, в Древней Греции и Риме серьги носили только женщины, поскольку серьга в ухе мужчины была обычно признаком рабства. Материалы для серег используются самые разнообразные: серебро, золото, пластмасса, бамбук и м.др..
Демонстрация (показа / различных серег)
Вопрос: Как вы думаете, как правильно подбирать украшения? Что надо учитывать?
- При подборе украшений учитывается, цвет одежды, прическа, возраст человека, форма лица, даже темперамент человека.
То, что подходит одному, не всегда подходит другому.
Например, женщине с круглым лицом подойдут серьги продолговатой формы.
Девочкам школьного возраста лучше украшаться маленькими скромными сережками, а не “мамиными” огромными и тяжелыми.
Стиль одежды тоже требует строгого подбора аксессуаров.
Например, фольклорный (этнический) стиль – подойдут деревянные, керамические, кожаные;
Праздничная, вечерняя одежда - золотые, жемчужные, серебряные, с натуральными камнями. Сейчас в моде изделия из бисера, стекляруса, пластика.
Клипсы – украшения на уши. В 20 веке благодаря своей простой застежке более популярны, чем серьги.
Показ образца, его рассматривание.
Колье – ожерелье с драгоценными украшениями, подвесками.
Показ образца.
Эти украшения больше подойдут к вечернему, праздничному наряду.
Бусы – шейное украшение из различных материалов (жемчуг, дерево, природные камни, пластмасса и др.).
Все выбранные украшения должны отвечать особенностям фигуры. Людям с короткой (недостаточно вытянутой шеей) нельзя носить короткие бусы, а только длинные, которые, заодно, придадут стройность фигуре. Правда, при условии, что ноги не слишком коротки; в этом случае надо отдать предпочтение бусам среднего размера.
Показ и рассматривание образцов.
И еще один важный момент – ни в коем случае не следует сочетать драгоценные изделия с бижутерией. У молодежи сейчас в моде, изделия из бисера, стекляруса (фенечки).
Показ образцов.
Браслеты: первоначально мужское и женское украшение, которое носили на запястье или выше локтя. У германских воинов он служил символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XVII века браслет становится исключительно женским украшением.
Показ образцов.
Кольца – самое распространенное украшение. С древних времен кольцо служило опознавательным знаком. Оно указывало на степень власти, которой обладал человек, на принадлежность к определенному роду. И только потом появилось кольцо – украшение.
В средние века появились кольца - близнецы, которые порознь украшали руки супругов. Обручальные кольца по традиции являются хранителями любви и верности.
Наличие колец одновременно различных по материалу – считается признаком “дурного” тона.
Девочкам школьного возраста я не советую носить кольца, разве что на праздники к праздничному наряду.
Брошь - украшение лацкана на жакете или вечернее платье.
Показ и рассматривание образцов.
Бижутерия подходит практически всем стилям и возрастам (исключение, разве, только что в деловой одежде, где лучше использовать тоненькую шейную цепочку из золота);
Но главное – знать меру: из-за чрезмерного увлечения “побрякушками” женщина может быть похожа на новогоднюю елку.
Бант – остается одним из самых любимых атрибутов дамского платья с незапамятных времен, поскольку способен оживить и украсить любую хламиду.
Цветок – человек научился использовать для украшения одежды одно из самых тонких, дивных и нежных творений – цветок.
Показ, демонстрация..
Перчатки – украшение и средство защиты рук. Были уже известны в Древнем Египте. Египтянки и римляне защищали перчатками руки во время работы и еды.
Кожаные рукавицы или рукавицы из железных колец были частью охотничьего, или воинского снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства богато украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.
Дамы дарили свою перчатку кавалеру в знак своей особой расположенности.
Перчатки украшались драгоценными камнями, мехом, вышивкой, позже – кружевами.
Сегодня перчатки являются неотъемлемой частью мужской, женской, детской одежды. Подбирать перчатки желательно в одной гамме с пальто, курткой, костюмом, головным убором, обувью.
Показ образцов.
Шаль – тканое или вязаное полотнице разного вида и размера, прикрывающее плечи. Еще в XV веке в Кагимире (Индия) делали тонкие шали из шерсти тибетских коз с легкой руки. Супруга Наполеона, которая была законодательницей французских мод, кашемировая шаль появилась не только во Франции, но и во всей Европе.
В ее гардеробе было около 400 шалей, носила их на платьях, использовала как покрывала, делал подушки для своих собак. В настоящее время пуховые шали согревают нас от холода.
Показ образца.
Галстук – декоративный элемент одежды. Галстук поистине многолик. Его носят банковские служащие, без него немыслим костюм бизнесмена, он один из любимых аксессуаров женщин. Его предшественник - шейный платок - впервые был замечен у древних римлян. С его помощью пытались защитить себя от холода, а не украсить одежду. Галстук надевают к рубашке, с блузой. Может иметь деловой, строгий характер или быть нарядным дополнением. В этом случае его делают из легких, шелковых или блестящих тканей.
Однако каким бы ни был галстук, непреложно одно: лучше вообще не повязывать, чем делать это плохо. А вот “бабочки”, банты, шарфы и платки можно крутить как угодно – полет фантазии только приветствуется.
Бабочка – приняты лишь в официальных случаях (в сочетании с белой рубашкой и смокингом).
Шарф – еще одно дополнение к одежде. В России первыми людьми, надевшими шарф, были офицеры. Это произошло в середине XVIII века. Вскоре и эту деталь мужского костюма захватили женщины.
Шарф – это не только предмет для согревания шеи, но и один из важнейших аксессуаров одежды. Шарфы бывают разные по стилю, должны соответствовать одежде.
Необходимо помнить, что для строгого делового костюма – подходят сдержанные тона. Яркие цвета, со смелыми рисунками придают костюму, платью легкомысленный вид.
Так, объемное кашемировое пальто “не терпит” слишком тонких тканей шарфов, а к костюму из изящной ткани никак не подходит шарф из шерсти.
Показ образцов, показ и объяснение способов завязывания шарфов с помощью учащихся.
Пояс – Ваша талия в этом сезоне обязательно должна быть подчеркнута. Пояс буквально за минуту может сделать ваш силуэт модным, подтянутым.
В старину на Руси пояс имел особенное, магическое значение. Он сопровождал человека в течение всей его жизни. Ему предавалось значение оберега от всех темных сил. Сегодня мы носим пояс, вряд ли задумываемся о его магическом значении, для красоты, удобства, потому что модно.
Головной убор – как составная часть одежды появился с практической целью – защиты от жары, холода, осадков. Сохраняя это свое основное назначение, впоследствии он стал также и признаком социального положения человека, символом богатства, сана. Шляпки – всегда модный атрибут, вносящий в любой дамский костюм романтические нотки, придавая законченный вид всему облику.
Сумки и сумочки: Важный аксессуар дамского туалета. Должен соответствовать стилю наряда в целом.
Сумочка – небольшая дамская сумка для мелких предметов. Первое упоминание о сумках относится к 1630 году. Сумки производились кустарным способом из кожи, гобелена, расшивались бисером, драгоценными камнями. Сегодня сумки можно разделить, на несколько групп. Какие это группы?
- Деловые. Дизайн – очень строгий, размеры от больших до средних. Фурнитура – в минимальном количестве.
- Сумки - Портфели, дипломаты.
- Выходные - дамская, театральная.
- Дорожные – сумки - баулы, кейсы, чемоданы, саквояжи.
- Молодежные сумки - рюкзак, портфель, сумка-кисет.
Педагог: Я сознательно оставила еще один аксессуар, знакомый нам с детства. Какой? Это платок.
Может, кто-нибудь из вас расскажет что-то о платках?
Что можно сделать из платка?
Платок – это нечто большее, чем простой квадрат ткани.
В Индии платок – это традиционное сари (без швов, безо всякого края и закрепляющих узлов, только с помощью драпировки вокруг всего тела полотнище ткани превращается в платье.)
Во многих теплых странах обернутый вокруг всего тела платок – единственная одежда человека. При этом больше всего фантазии проявляют женщины, особенно женщины Полинезии.
Изделия из платков называются парео – юбки.
Педагог: Сейчас мне кто-то из вас поможет продемонстрировать, какие чудеса могут происходить с обыкновенным платком.
Демонстрация и показ, объяснение приемов завязывания платков – парео.
Игра “Найди ошибку”
Задание учащимся:
Педагог: В процессе занятия вы внимательно слушали и работали вместе со мной. Сейчас я предлагаю вам два изделия, где вы должны найти ошибку, в подборе аксессуара и объяснить, почему они не подходят.
Работа учащихся. 5 минут.
- Молодцы, все справились с работой!
Игра “Модельер”
- А теперь представьте себя модельерами. Вам предлагаются готовые образцы одежды.
Задание: Подобрать подходящий аксессуар к пальто, костюмам, платьям и объяснить, почему именно этот, а не другой аксессуар вы выбрали. Будьте внимательны, среди этих вещей есть изделие, которое не нуждается в дополнениях, найдите его и объясните “почему?
- Это и есть наша самостоятельная работа, которая покажет, как вы усвоили материал.
Работа детей. 10 минут.
Демонстрация изделий и аксессуаров и объяснение выбора учащимися.
- Итог работы.
Я думаю после такого занятия, вы будете различать виды аксессуаров, и уместно соотносить их разными стилями и правильно применять.
На следующем занятие мы с вами изготовим аксессуар своими руками.
Подведение итогов занятия.