№ урока |
Тема |
Задание |
1. | Ввведение. Что такое художественная культура. Художественная культура актуальная и охраняемая. Произведения искусства – основа художественной культуры. Культура ушедших эпох. Почему не стареют произведения искусства далекого прошлого. Секреты красоты. Настроения, мысли, чувства. (Репродукции картин, фотографии, видеофильм) | Поиск репродукций картин, изображений архитектурных сооружений, комментарии к ним |
2-3. | В музее изобразительных искусств. Крупнейшие музеи России – хранители бесценных сокровищ. Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Виды и жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт. Скульптура: круглая, рельеф, барельеф ( видео и фотоматериалы, репродукции) | Записи в тетради Поиск доп. материалов |
4. | Урок индивидуального творчества. Выполнение работ в разных жанрах и видах. | |
5. | Общность духовных исканий человека в древности. Памятники первобытной худ. Культуры: о чем свидетельствуют. Единение образов человеческого и природного мира в первобытном искусстве. Пещера Альтамира. Стоунхендж. (Видеофильм) | Тестовая работа по материалам по видам и жанрам искусства |
6. | Урок-экскурсия в Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (или видеоурок) | Обсуждение посещения, зарисовки из музей, письменные отзывы |
7. | Худ. Культура Египта. Вера в бессмертие человека – основа духовной жизни Др.Египта и египетской художественной культуры. Устойчивость худ. Образов в искусстве Египта (канон и догма). Социальная основа заупокойного культа, обожествление власти фараона. Символическое воплощение вечного миропорядка жизни и смерти в образе пирамиды. Пирамида Джосера (зодчий Имхотеп). Пирамида Хеопса в Гизе. Сфинкс. (просмотр видеофильма: Строительство пирамид. Подготовка к загробной жизни) | - тестовые задания - изготовление рисунков или кукол, созданных по египетскому канону |
8. | Заупокойный храм фараона Хефрена. Росписи и рельефы храмов и пирамид. Египетское изобразительное искусство о музыке и музыкантах. Скульптура, воплощение в ней представлений о красоте человека (скульптурные портреты фараона Эхнатона, царицы Нефертити) | Беседа: Отличаются ли представления о красоте у египтян и у нас? |
9. | Храм Амона в Луксоре. Храмовый комплекс в Карнаке. Народные мистерии. Абу-Симбел. Одежда египтян ( просмотр видеофильма – Тайны египетских пирамид) | - создание одежды для кукол, изгот. По
канону - декорирование рисунков |
10. | Культура Шумера, Ассирии и Вавилона. Пессимизм религиозных учений. Религиозное предназначение музыки. Храмовая архитектура. Древнеассирийский эпос (“Сказание о Гильгамеше”- радиоспектакль) | Ответы на вопросы учителя - чтение хрестоматии |
11. | Искусство Др. Вавилона. Вавилонская башня, ее история в Библии. Памятники худ. Культуры др. Ирана (“Авеста”). Заратуштра, его учение | Ответы на вопросы учителя - чтение хрестоматии |
12. | Худ. Культура др. Индии. Индуизм – философско-религиозная система. Пантеон богов. Достижения индийцев. Делийская колонна. Булат. Скульптура и архитектура. “Рамаяна” и “Махабхарата”. Буддизм – стремление к нирване. Мировая религия | Ответы на вопросы учителя - чтение хрестоматии - тестовые задание - работа с аппликациями |
13. | Художественная культура др. Китая. Письменность, архитектура. Живопись – “Земля и вода”. Человек как часть природы. Конфуцианство – образ жизни. Великая Китайская стена. Просмотр видеофильма | Ответы на вопросы учителя - чтение хрестоматии - записи в тетради -рисунки тушью иероглифов - задание на опережение: поиск материалов о чудесах света |
14. | Семь чудес света. Видеофильм. | Ответы на вопросы учителя - создание страничек книги “Чудеса света” |
15. | Античное искусство. Памятники крито-микенской худ. Культуры (Архитектура, изобразительное искусство, мифология). Львиные ворота. Шлиман. | Ответы на вопросы учителя |
16. | Дельфы. Дельфийский оракул. Пифийские игры. Крылатые выражения. | - Мифы др. Греции - работы с аппликациями |
17. | Жилище и быт др. грека. Пенаты. Греческая семья. Одежда. Мебель | Ответы на вопросы учителя |
18-19. | Др. Афины. Скульптура.Архитектура. Акрополь. Эрехтейон. Храм Ники Бескрылой. Пропилеи. Парфенон. | Ответы на вопросы учителя - тестовые задания |
20. | Музеи в Афинах. Керамика. Сюжеты. Скульптура. | Ответы на вопросы учителя |
21. | Очеловеченные боги. Представления греков о мироздании. Олимпийские боги и герои. Музы – покровительницы искусств. | - Мифы др. Греции |
22. | Древнегреческий театр – школа гражданина. Трагедия. Комедия. Софокл. Эврипид. Аристофан. Музыка. Олимпийские игры. Культ красоты. | - ответы на вопросы учителя |
23. | Урок проверки знаний | Викторина |
24-26. | Древний Рим – становление художественной культуры. Связь с искусством др. Греции. Пантеон. Рим. Колизей Триумфальные арки. Их украшения. Капитолий, легенды о нем. Современность. Термы. Музыка. Живопись. Сатурналии. Древнеримский театр. Видеофильм – Колизей. | Ответы на вопросы учителя - чтение хрестоматии - тестовые задания |
27. | В поисках духовной истины. Художественная культура Палестины. Иудаизм – представления о Боге и Вселенной. Человек – образ и подобие Божие. | Изучение библейских сюжетов |
28-29. | Библия – откровение Ветхого Завета. Сотворение мира. Грехопадение. Бог и Сатана. Каин и Авель. Моисей и его 10 заповеденй. Ветхозаветная Троица.Давид. Соломон. Библейские сюжеты в искусстве. | Изучение библейских сюжетов - тестовые работы Изучение библейских сюжетов |
30-31. | Зарождение христианства. Первые храмы. Живопись катакомб. Евангелие – Новый Завет. Четыре евангелиста(Матфей, Иоанн, Лука, Марк). Иисус Христос. Заповеди. Распятие. Благовещение. Сюжеты в искусстве | Изучение библейских сюжетов |
32-34. | Уроки проверки знаний и обобщения материала | - викторина - культурные эстафеты - работы с аппликациями И т.д. |
Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира
Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО
Класс: 5