Цель урока:
- сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека через разрешение проблемной ситуации - современная семья: кризис или поиски счастья?
Задачи урока:
- Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме урока - теме семьи.
- Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
- Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
- Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей через структуру формирования рабочих групп, разноуровневые задания, свободный выбор опережающих к уроку и домашних заданий.
Основные понятия.
- Семья.
- Брак.
- Семья как малая группа.
- Семья как социальный институт.
- Функции семьи.
- Ценности семьи.
- Типы семей.
- Проблема кризиса современной семьи.
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Оборудование урока.
- Запись темы урока “Семья в современном обществе” на классной доске.
- Материалы для видео просмотра:
- Фрагмент бракосочетания.
- Интервью заведующей Дворцом бракосочетания г. Кольчугино. (статистика браков и разводов по округу Кольчугино за 2004-2006 гг.).
- Фрагмент фильма “ Опаленные судьбой”.
- Фрагмент выступления Президента В.В. Путина с Посланием Федеральному собранию 10 мая 2006 года.
- График зависимости между рождаемостью и разводимостью и уровнем доходов.
- Схема. “Брачно-семейно-родственная структура”.
- Комплекты раздаточного материала для групповой работы.
Опережающее домашнее задание: изучение по выбору одного из двух документов: Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.) и Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года.
План урока:
- Организационный момент.
- Первый этап урока. Углубление и расширение знаний учащихся о семье. Осознание учащимися проблемы и ее формулирование. Работа в группах по заданиям на карточках. Единые задания в группах №№1,3 и №№2,4 преследуют цель обмена мнениями, дополнения, активного обсуждения. Совершенствование навыков работы с документами. Выявление основных функций семьи, взаимосвязи семьи и общества.
- Второй этап урока. Систематизация знаний об эволюции семьи и основных ее типах. Сравнительный анализ патриархальной и партнерской семьи. Знакомство с итогами социологического опроса, проведенного в 50 семьях кольчугинцев опережающим заданием двум учащимся. Коллективное определение тенденций в развитии современной семьи.
- Третий этап урока. Разрешение проблемной ситуации. Поиск собственного взгляда на проблему, соотнесение ее с общественным мнением. Формирование умений участвовать в дискуссии.
- Четвертый этап. Знакомство с основными направлениями государственной политики по поддержке российской семьи. Совершенствование работы с документами.
- Подведение результатов урока. Оценка работы учащихся.
- Домашнее задание с рекомендациями по его выполнению: обязательной и вариативной части.
Ход урока.
1-й этап.
Урок начинается с просмотра небольших видео сюжетов (3-4 минуты).
После просмотра учащимся предлагается поделиться мыслями об увиденном. Цель - подвести ребят к обобщению просмотренного контрастного материала (торжество рождения семьи, неутешительная статистика разводов, потрясающие душу судьбы обделенных семейным теплом детей), свидетельствующего о сложности такого явления как семья в современном обществе, осознанию учащимися проблемы и ее формулированию.
Проблема: “Современная семья: кризис или поиски счастья?”
Работа в группах. Задание группам № 1 и №3.
Карточка № 1. Значение понятия “ семья”.
- “Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов
- “Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей”. Д. Мердок, анг. социолог
- “Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог
- “Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь
- “Экономическая ячейка общества. Ф. Энгельс
- “Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности”. Л.Н. Боголюбов, академик
Задания.
- Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия “ семья”. Выбор обоснуйте.
- Определите характерные черты и признаки семьи.
- Как соотносятся понятия “семья” и “брак”?
В ходе обсуждения задания № 1, как правило, выявляются разные точки зрения. Учитель может подвести учащихся к выбору наиболее распространенного определения: “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.
Возможный ответ на задание № 2 : характерные черты семьи:
1. Малая группа / объединение, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении, связанное общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью/.
2. Социальный институт/ объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, детьми и родителями, другими родственниками/.
Ожидаемый ответ на задание № 3: “Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми”.
В ходе обсуждения выявляются основные функции семьи, заполняется таблица/ учитель на доске, учащиеся в тетрадях/.
Функция |
Содержание |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях |
Социализации | Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям |
Экономическая | Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета |
Социально-статусная | Передача детям определенного социального положения |
Эмоциональная | Психологическая поддержка членов семьи. |
Задание группам № 2 и № 4.
Карточка №2. Документ. Из работы русского педагога, писателя, журналиста А.Н. Острогорского “Образование и воспитание”.
В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер… Но жизнь семьи, ее нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее, в свою очередь являются отражением жизни всего общества.
В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи… Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать… Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжения неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, оставленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд – и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по- человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов…- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи – ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Вместо литературных, эстетических, общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, проделках прислуги, наживе, костюмах и пр.
Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют “святая святых” от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях дети- радость… тогда как в других они- лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.
Задания.
- В чем основная идея документа?
- Какая социальная функция семьи в центре внимания автора?
- Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества? Вывод выразите в текстовой и графической форме.
- Почему данный текст, написанный около 100 лет назад, не потерял своей актуальности?
Предполагаемый итог обсуждения заданий: семья изменяется вместе с изменением общества; общество изменяется вместе с изменением семьи. Положение семьи служит показателем состояния общества, его реальных возможностей социально-культурного развития.
Вывод к 1-му этапу урока: Семья - один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
2-й этап.
Беседа с классом по вопросам:
- Что вам известно из истории об основных этапах формирования семейных отношений?
- Какие типы семей по количественным характеристикам, по составу, по характеру взаимоотношений существуют в современном обществе?
Ожидаемый итог обсуждения: эволюция семьи прошла три этапа: 1- архаичные большие семьи с коллективной или группой собственностью; 2- большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью; 3- малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
Типы современных семей:
- малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников;
- семья бездетная и семья с детьми;
- семья полная /наличие обоих родителей/ и неполная /наличие одного из родителей/;
- семья патриархальная и партнерская.
Самостоятельное заполнение сравнительной таблицы группами № 1 и №3 по образцу:
Вопросы для сравнения |
Патриархальная семья | Партнерская семья |
Кто выступает главой семьи | ||
Каков характер отношений между супругами, между родителями и детьми | ||
Как принимаются решения |
Обсуждение полученных данных таблицы дополняется данными социологического исследования положения дел в 50 семьях учащихся 11 классов (опережающее задание характеристики семей по следующим факторам: 1 - по наличию родителей; 2 - по составу; 3 - по семейным обязанностям).
Группы №2 и № 4 работают над анализом статистических данных в области состояния семьи в мире и в РФ, формулируют основные тенденции в развитии семейных отношений.
Карточка № 3. Статистические данные:
1. по РФ
:
- число зарегистрированных браков в 2001 г. возросло на 11% по сравнению с 2000 г.;
- ежедневно регистрируется 3616 браков и 1534 развода;
- по переписи 2002 г. на 1000 мужчин приходится 1147 женщин; из 1000 человек в возрасте 16 лет и старше 210 никогда не состояли в браке /в 1989 г. -161/; 572 состоят в браке /в 1989 г.-653/; 114 вдовые /в 1989 г.-110/; 94 разведены /в 1989 г.-72/;
- доля внебрачных детей возросла с 19,6% в 1994 г. до 27,9% в 2000 г.; по переписи 2002 г. число женщин, указавших, что они состоят в браке, превысило число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. / по переписи 1989 г. таких было 28 тыс./;
- численность населения РФ по переписи 2002 г. – 145,2 млн. человек, что на 1,8 млн. меньше данных переписи 1989 г.; население сокращается за счет естественной убыли, т.е. превышение числа смертей над числом рождений; население России не воспроизводится с середины 60-х годов ХХ века;
2. по Владимирской области:
- коэффициент брачности / число браков на 1000 человек населения/ составлял: в 1957году -12,4%; в 1998 году- 5,5%
3. по г.Кольчугино:
- в 2004 г. – количество браков – 370, разводов – 261;
- в 2005 г. – количество браков – 369, разводов – 234;
- в 2006 г. – количество браков – 379, разводов – 263.
Перечень тенденций развития семейных отношений на современном этапе, определенных по статистическим данным и по имеющимся у детей жизненным примерам может быть таким:
- рост числа разводов и неполных семей;
- рост повторных браков;
- увеличение возраста молодых людей, вступающих в брак;
- увеличение семей с одним ребенком;
- рост бездетных семей;
- рост числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений;
- переход в экономически развитых странах от патриархальной к партнерской семье;
- совмещение семейных и профессиональных ролей не только мужем, но и женой;
- разделение институтов брака и семьи;
- снижение выполнения семьей ее основных функций, а отсюда дефицит полноценных семейных отношений, сложность социализации детей, проблемы демографии.
3-й этап
Разрешение проблемной ситуации.
На коллективное обсуждение выносятся два вопроса:
- В чем причины указанных изменений в семейных отношениях?
- Являются ли эти изменения выражением упадка семьи как социального института или отражают сложные поиски нового типа семьи, лучше адаптированного к реалиям современного общества?
Возможный вариант решения проблемы в ходе дискуссии.
Кризис семьи – проявление кризиса рыночной цивилизации, которая утратила способность мотивировать людей к вступлению в брак и обзаведению детьми. Это конфликт общества и личности, отказывающейся в новых условиях выполнять важнейшие свои функции репродукции и социализации нового поколения. “Негативные проявления в области семьи”- не частный случай. В Германии и Америке проблем на семейном фронте не меньше, чем в неблагополучной России. Ослабли социальные ограничения в сфере семейного поведения, расширились рамки индивидуального поведения, возросло разнообразие форм и типов отношений в семейной сфере. Все большее количество детей растет с одним из неродных родителей. Повторные браки разведенных, совместная жизнь, аналогичная браку, и т. д./. “Естественным ядром” семьи становится самая прочная в глазах общества “связка” - мать и ее дети. Подтверждается поговорка, что матерей создает природа, а отцов – общество. Современному обществу не удается задача сделать из мужчин отцов. Это закономерный для модернизируемого общества переход к новым формам брачных и семейных отношений, оформление которых еще не закончено.
4-й этап
Основные направления поддержки российской семьи.
Пояснение учителя. Состояние семьи в государстве очень тесно связано с демографической ситуацией. По оценке Президента В. В. Путина демография- это “ самая острая проблема современной России” и на сегодняшний день “положение в этой сфере критическое”. Вот как Президент определил причины низкой рождаемости в России:/просмотр фрагмента выступления Президента со слов: “Это низкие доходы…” до слов : “ Это тяжелый выбор”.../. Именно поэтому государство в настоящее время проводит политику поддержки российской семьи. В качестве опережающего задания к данному уроку вам было предложено по выбору изучить один из двух важнейших документов по обсуждаемой нами проблеме: Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 года и Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию от 10 мая 2006 года.
Давайте обсудим результаты вашей работы.
- Каковы основные цели и задачи демографической политики Российской Федерации?
- Какие меры принимаются для предотвращения негативных последствий де популяции и поддержки российской семьи?
Один из возможных вариантов итогов
обсуждения.
Основные цели и задачи демографической
политики могут быть сформулированы учащимися в
объеме фрагмента документа, предложенного к
параграфу №17 учебника под редакцией Л.Н.
Боголюбова и др., с.200.
- увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
- введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
- разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- увеличение стоимости родовых сертификатов.
- учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
- регулярное повышение МРОТ и пенсий.
Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание.
Общее для всего класса:
- параграф №17 “Семья и семейные отношения”/Дополнительные материалы к учебнику/, вопросы и задания устно;
- сочинение- эссе по теме: “Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”. А. Шопенгауэр.
По выбору:
- работа Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” /общая характеристика/;
- анализ правил счастливой супружеской жизни Д. Карнеги, американского психолога / приложение № 4/.
Список литературы для подготовки к уроку:
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПБ, 1998.
- Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник для ВУЗов.М.,2006.
- Обществознание. Под ред. Ю.Г. Волкова. Учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения. М.,2005.
- Обществознание. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова , Н.И. Городецкой , А.И. Матвеева. 2-ое издание .М., Просвещение , 2007.
- Савельева О.О. Семья в современном обществе. “Преподавание истории и обществознания в школе”. №№ 7,8, 2001.