Цели урока:
- помочь учащимся понять художественное своеобразие, эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность;
- показать мастерство автора в передаче чувств и переживаний героев;
- учить навыкам стилистического анализа художественного произведения.
На доске слова:
- Анафора
- Метафора
- Эпитет
- Олицетворение
- Градация
- Риторический вопрос
- Прелюдия
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о повести И.С.Тургенева “Ася”. Но наш урок необычен. Мы попытаемся глубже понять произведение Тургенева, обратившись к слову писателя. Мы понаблюдаем, как используются экспрессивные возможности различных синтаксических конструкций в языке Тургенева для выражения авторской идеи в повести, попытаемся понять особенности взглядов Тургенева, погрузившись в его язык.
Итак, обратимся к хорошо знакомому вам тексту.
- Все в повести “Ася” о любви. Какой? Что бы вы добавили в соответствии с содержанием? (О любви нежной, грустной, трагической, незабываемой.)
- Какую форму повествования выбирает автор?
Повесть написана в форме рассказа господина Н.Н о том, как много лет тому назад он путешествовал по Европе, ища уединения и покоя, так как коварная вдова, к которой он был неравнодушен, предпочла ему краснощекого баварского лейтенанта. Поэтому неслучайно герой останавливается в провинциальном уютном городке З., где ничего не мешает ему предаваться печали и одиночеству.
Итак, перед нами 25-летний богач, путешествующий, говоря его словами, без всякой цели, без плана. Единственное, что руководит героем в жизни,- это его собственное хотение.
- Как он сам говорит об этом? Найдите это место в тексте. (“Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились,…я жил без оглядки…”)
- В чем особенность этого предложения? (Это предложение с однородными членами, соединёнными интонацией).
- Как вы думаете, почему? (Бессоюзие усиливает экспрессивность фразы).
-Что еще способствует повышению выразительности? (Смысловая градация.)
- Что настораживает во фразе “Привык жить без оглядки”? (Не задумываться о последствиях своих поступков, не брать на себя ответственность за чужую судьбу).
Повесть начинается пейзажной зарисовкой, как нельзя лучше передающей настроение героя.
Комментированное письмо.
Я любил тогда бродить по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь облитый ее светом… виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, и слово “Гретхен”… так и просилось на уста”.
Очеловечен образ луны, и не только лунный лик, но и каждая деталь пейзажа по-своему живет и дышит.
- Как мы называем этот прием? (Олицетворение).
- Какое ключевое слово можно подобрать к этому описанию? (Покой, умиротворение).
Но конец фразы говорит о том, что покой уснувшего городка всего лишь кажимость, что за видимой умиротворенностью ощутима идущая своим чередом жизнь.
- За счет чего меняется ритм фразы? (За счет анафоры: “Ты еще молод, и сердце твое открыто для красоты и любви…”, далее по тексту).
- Что собой представляет эта синтаксическая конструкция? (Сложное синтаксическое целое, которое распадается на две части, соединенные противительным союзом а, каждая из которых сохраняет свою самостоятельность, смысловую отдельность и вместе с тем прочно придвинута друг к другу властной авторской рукой).
Пейзажную зарисовку можно назвать единой развернутой метафорой, настраивающей на восприятие того, что случится. Пейзаж – прелюдия. А случится то, что господину Н.Н.жизнь преподнесет чудесный подарок – встречу с удивительной девушкой Асей.
Сегодня мы посмотрим, насколько вы чутки к слову писателя: закройте книги и допишите предложение из повести: “Я не видел существа более подвижного…” (2 глава). Чуть позже мы сопоставим свои варианты с тургеневскими.
- Какие синтаксические конструкции использует Тургенев в описании портрета Аси? (Предложения с однородными членами).
- В чем их особенность? (Бессоюзная связь и предложения с однородными членами усиливают выразительность).
- Как часто у Тургенева встречаются эти конструкции? (Наиболее часто в портретных описаниях, в пейзажных зарисовках).
Рассказ о первом дне знакомства завершается лирическим пейзажем. (Чтение текста из 2 главы: “Лодка причалила. Я вышел…”).
Встреча с Асей обострила внимание господина Н.Н. к прекрасному, поэтому он весь разнежен сладким томлением и ощущением счастья. Кто-то сказал, что пейзаж – это состояние души, поэтому он как бы выполняет функцию лирического комментария и интересен разнообразием оттенков и звучаний. Поэтому у Тургенева так много нежно и звонко звучащих слов.
На другой день знакомства Гагин и господин Н.Н. застают Асю на развалинах феодального замка. Она кажется господину полузагадочным существом, хамелеоном.
- Какие чувства вызывает Ася у молодого человека? (Неприязнь, досаду).
- Как писатель показывает душевное состояние героя? (Через пейзажную зарисовку в конце 4 главы: “Помнится, я шел домой…”, далее по тексту). Какие-то неясные темные силы врывались в сознание героя, оставаясь смутными, тревожными и даже раздражающими. Непонятная для него тяжесть разрешилась в горькое сильное волнение, в тоску по Родине.
- С помощью какой конструкции выражено это состояние героя? Найдите это предложение в тексте.
Чтение предложения: “Что я здесь делаю, зачем таскаюсь…”, (далее по тексту).
Здесь риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания.
Чтение лексического значения слова “таскаюсь” по толковому словарю С.И. Ожегова.
Автор употребляет именно его, чтобы передать душевный разлад героя.
- Какой застал Асю на следующий день господин Н.Н..? (Чтение портрета в начале 5 главы).
- Найдите цепочку ключевых слов в портретном описании. Как мы называем этот прием? (Смысловая градация).
- Какое ощущение возникает в цепи этих ключевых слов? (Пожухла - погасла). Всего несколько слов, но за каждым из них большая глубина уходящего далеко в глубь чувства.
Господин Н.Н. не может объяснить, почему Ася так ведет себя.
- Как меняется душевное состояние героя после разговора с Гагиным в 8 главе? (Чтение текста).
- Почему автор предпочитает экспрессивный диалог, когда Ася делится своими сокровенными мыслями (Глава 9)?
На вопрос Аси, были ли у Н.Н. крылья, он уклончиво отвечает: “Как вам сказать…”
- Что стоит за этим многоточием? (Автор передает эмоциональное состояние героя: с одной стороны, - тайное беспокойство на сердце и с другой, - упоение радостью сближения, в нем на мгновение загорелась жажда счастья).
- Как помогает нам Тургенев понять психологическое состояние героя? (Через пейзажную зарисовку. Пейзаж как бы вбирает в себя героя, становясь пейзажем души. Время как будто останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья).
- А Ася? С помощью какой синтаксической конструкции писатель выразил ее душевное состояние?
“Крылья выросли – да лететь некуда”. Очень выразительная пауза делает чрезвычайно ясным чувство героини. Ася – натура страстная, поэтому без мысли о последствиях она назначает свидание. Эта сцена – одно из самых волнующих мест в повести
- Давайте проследим, с помощью каких языковых средств писатель добивается особой выразительности этой сцены?
Ася произносит всего несколько слов, и все ее существо показано через выражение лица, через взгляд. Писатель здесь действует чисто сценическими средствами. Оборванные фразы, недосказанность, паузы, несколько скупых движений тоненькой дрожащей руки, опущенные глаза, побледневшие губы, которые она то и дело покусывала, чтобы не расплакаться – и какой глубокий подтекст, который заставляет нас почувствовать особое волнение.
Чтение текста (глава 16): “Ася, - сказал я…” до слов “…кто тебя опишет…” и вновь риторические вопросы, на которые вряд ли кто ответит. Это тоже одно из проявлений глубокого лиризма.
Запись на доске: “Они молили, эти глаза, доверялись, вопрошали, отдавались”.
Здесь глаголы распределены в порядке их эмоциональной и смысловой значимости. Особую выразительность придает отсутствие союзов.
Проведем лингвистический эксперимент: перестроим предложение по схеме:
и. О, и О, и О, и О
- Что меняется? (Эмоциональная окраска, фраза становится мелодичной, исчезает напряженность).
Асе так и не дано было пережить сладость любви, услышать страстное объяснение.
Чтение начала XXI главы.
- Какой конструкцией автор передает терзания героя? (Я + глагол). Такой прием мы называем синтаксической анафорой. Давайте проведем небольшое исследование: выделим глаголы-сказуемые с уточняющими обстоятельствами. Как видим, глаголы почти раздеты, почти не распространены. Это помогает созданию напряженности и динамизма, хорошо передает тревожное состояние героя. Один из исследователей творчества Тургенева заметил, что “глагол в его прозе пушистый и клейкий. Пушистый в том смысле, что в одном слове вмещается много оттенков значений, а клейкий – значит не прилагается к предмету, а входит в него и к нему прилипает. Глагол часто наделен силой эпитета”.
Вернемся к тексту повести. Господин Н.Н. под окном любимой – постучать и тут же просить ее руки. Но снова берет верх благоразумие, осторожность: “…завтра я буду счастлив…” Фраза словно задохнулась и рвется. Вдумайтесь, что стоит за этим многоточием.
- Каков же итог душевного потрясения господина Н.Н.?
Чтение текста: “У меня в руках засохшая веточка герани…” Это было, по сути, приглашение на бал любви, но герой не воспользовался им.
Итак, погрузившись в язык Тургенева, мы наблюдали, как работают в повести различные синтаксические конструкции, помогая писателю в создании яркого портрета, в передаче тончайших душевных переживаний героев.
И жест, и движение персонажа, и его взгляд, и выразительная деталь – всем этим пользуется автор, чтобы показать внутренний мир героев, их переживания и чувства. Своеобразие тургеневского стиля состоит в том, что его произведения насыщены глубочайшей эмоциональностью и необыкновенным лиризмом.
Домашнее задание: выписать из повести “Ася” обороты, передающие душевное состояние героев. Какими художественными средствами пользуется автор?