Тема урока: "Моделирование изделий в связи с потребностями человека, для которого выполняется проект"

Разделы: Технология


Цели:

  • Создать условия для формирования знаний о моделировании.
  • Способствовать воспитанию интереса к предмету, аккуратности, внимательности.
  • Способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления, наблюдательности.

Перечень оборудования: ножницы, линейки, лекала, шаблоны деталей, клей.

Технологические сведения: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования, правила безопасности труда. Понятие моделирования, способы моделирования. Последовательность выполнения моделирования.

Наглядные пособия: Видеоряд плечевых изделий, инструкционные карты, карточки – задание.

Межпредметные связи: Математика (работа с линейкой), изобразительное искусство, биология, черчение.

Практическая работа: Выполнение моделирования по образцам изделий.

Методы обучения: Объяснение, инструктаж по выполнению моделирования, работа по плану, взаимоконтроль.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.

Тип урока: комбинированный.

План занятия:

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку, создание рабочего настроения. Сообщение темы и целей урока.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Закрепление нового материала, практическая работа.
  5. Инструктаж, самостоятельная работа.
  6. Заключительная часть. Оценки, итог, домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

3

Беседа:

Проверка присутствующий и готовности учащихся к уроку, настрой на урок.

Тема урока: Моделирование изделий в связи с потребностями человека, для которого выполняется проект.

Цель нашего урока - научиться моделировать плечевое изделие по выбранной модели, учитывая потребности человека.

Дежурный отвечает, кто отсутствует на уроке.

Записывают тему урока в тетради.

2

Актуализация опорных знаний

5

Беседа:
  • Дать определение понятия “одежда”
  • Дать определение понятия “конструирование”
  • Какие мерки необходимы для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеными рукавами.
  • Какой план работы по выполнению проекта “Изготовление плечевого изделия?”
Одежда – это один из элементов материальной культуры человека.

Конструирование – это построение чертежа деталей одежды.

СШ, СГ2, ОП, ДИ

  1. Конструирование
  2. Моделирование
  3. Раскрой
  4. Технология изготовления

3

Формирование новых знаний.

12

Рассказ:

Моделированием называется изменение чертежа изделия в соответствии с выбранным фасоном.

Существует техническое и художественное моделирование.

Специалист, занимающийся техническим моделированием – модельер-конструктор. Специалист, который предлагает новые идеи, создает новые фасоны одежды – художник-модельер.

При моделировании одежды необходимо учитывать ее назначение (для какого сезона), особенности фигуры человека и его возраст. Вспомните, пожалуйста, какие требования предъявляются к одежде?

Существует такое понятие как зрительные иллюзии, которые помогают зрительно уменьшить или увеличить рост и объем человека. Например, известно, что горизонтальные линии зрительно расширяют фигуру, делают ее короче, вертикальные – удлиняют, делают ее выше; вырез горловины может зрительно укоротить или удлинить шею.

Моделирование основано на соответствии:

  • Одежды внешнему и внутреннему облику человека;
  • Одежды ее назначению;
  • Использованного материала назначению одежды и ее форме.

Моделирование позволяет с помощью одного чертежа сделать несколько моделей изделия за счет изменения длины (показать на примере), выреза горловины (показать на примере), карманов, оборок, художественной отделки изделия (вышивка, аппликация, кружева и т. д.).

Посмотрите, как искусстно оформлена национальная одежда (Показать рисунки одежды коренных народов Севера) вышивкой, аппликацией, бисером. Каждый рисунок имеет свое значение, по которому можно определить семейное положение человека, его возраст, какому роду он принадлежит.

Объяснение:

Моделирование выполняется в строгой последовательности (инструкционные карты):

  1. Шаблон изделия переводят на чистый лист бумаги;
  2. Наносят новые точки и линии нового изделия;
  3. Переносят новую модель на кальку или чистый лист бумаги.

Показ:

Выполнить моделирование нескольких образцов изделия (изменение горловины, длины изделия, кокетки)

Гигиенические - одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность, сохранять тепло, пропускать воздух.

Эксплуатационные – одежда должна быть удобной, прочной.

Эстетические – одежда должна быть модной, современной, соответствовать возрасту и назначению.

Экономические требования – одежда должна быть недорогой и доступной в цене.

4

Закрепление нового материала, практическая работа.

20

Беседа, практическая работа:

Назовите, какие изменения можно внести в чертеж.

Сегодня мы будем работать с ножницами, перечислите правила безопасности при работе с ножницами.

Выполнение моделирования совместно с учащимися (инструкционные карты).

  • Текущее инструктирование: проверка правильности выполнения работы;
  • Оказание практической помощи.
  • Изменение длины изделия;
  • Изменение формы горловины;
  • Оформление дополнительными элементами (вышивка, аппликация, кружева, оборки).

Перечисляют правила безопасности при работе с ножницами.

Выполняют практическую работу, оформляют лист моделирования в тетради (инструкционные карты).

5

Инструктаж, самостоятельная работа.

35

Мы подробно рассмотрели с вами моделирование плечевого изделия. Далее мы продолжим с вами работу в форме взаимообучения:

Шаг 1. Разбить группу на подгруппы и распределить материал. Каждой группе достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу.

Шаг 2. Группы изучают материал, выполняют практическую работу – моделирование заданной модели, готовят презентацию.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем материалом.

Распределяются на подгруппы по цветным карточкам.

Изучают материал, выполняют практическую работу по инструкционным картам.

Возвращаются в первоначальные группы, рассказывают выполнение моделирования по заданным эскизам.

Сигнал о готовности – цветная карточка на столе. Отвечают, какие изменения использованы при моделировании заданной модели.

6

Заключительная часть. Оценки, итог, домашнее задание.

5

Подведение итогов урока:

Достижение учебных целей и задач.

Анализ выполнения практических работ.

Выставление оценок.

Д.з. Принести чертежи плечевого изделия в М1:1, линейки, карандаш, тетради.

Записывают домашнее задание.