Урок по социально-бытовой ориентировке в 9-м классе "Рациональная расстановка мебели. Интерьер"

Разделы: Технология


Цели:

  • Познакомить учащихся с новым понятием - интерьер,
  • показать значимость интерьера в жизни людей.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с правилами расстановки мебели в квартире, требованиями к подбору деталей интерьера.
  • Развивать способности к обобщению, классификации; совершенствование пространственной ориентировки учащихся; обогащение их словарного запаса.
  • Формировать эстетический вкус умение расставлять мебель в квартире (на макете), подбирать детали интерьера. Воспитывать бережное отношение к предметам интерьера.

Наглядное пособие: макеты комнат, кукольная мебель.

Правило: Мебель не должна загромождать комнаты, не загораживать окна. В комнате должно быть просторно, много света и воздуха.

Слова: интерьер, мебель, освещение, детали интерьера, бра, торшер, люстра, ковры, обои, шторы, картины.

Эпиграф: “Каково на дому, таково и самому”.

Оборудование: таблица с темой урока, экран работы, видио материал “Интерьер”, DVD-проигрыватель.

Индивидуальная работа:

  • поэтапная помощь в выполнении задания;
  • снижение объёма работы;

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Доброе утро, уважаемые гости!

Сегодня наш урок посвящён разделу: “Жилище”.

2. Повторение пройденного материала.

- Назовите виды жилых помещений в городе.

Многоквартирные и индивидуальные дома.

- Назовите виды жилых помещений в сельской местности.

Индивидуальные дома (изба, коттедж, дом, дача)

- Какие бывают квартиры по количеству комнат?

Однокомнатные, двух, трёх, четырёх-комнатные)

- Какие бывают комнаты по назначению?

Спальня, гостиная, детская, кухня…

3. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока: рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.

- Что мы должны знать?

(дети читают на доске)

- Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору деталей интерьера.

- Чему будем учиться на уроке?

- Расставлять мебель на макете, подбирать детали интерьера.

Ваше активное участие на уроке будет отмечено в экране работы.

Эпиграф нашего урока: Каково на дому, таково и самому.

- Как вы понимаете эти слова?

- Верно, всем хочется, чтобы комната была уютной, со вкусом обставленной и не обязательно дорогой мебелью. Сегодня на уроке мы поговорим об этом – об особенностях интерьера.

4. Сообщение теоретических сведений.

- Что такое интерьер? Посмотрим в словарь с С.И.Ожегова.

Интерьер - внутреннее убранство квартиры.

- Интерьер, в переводе с французского “внутренний”. Это внутренний мир дома. Он включает: расположение и взаимосвязь всех помещений, находящихся в доме, мебель, декоративное убранство и различное оборудование.

Удобство и уют в квартире создаёт мебель и другие предметы, которые имеются в квартире. Есть мебель, без которой не может обойтись ни одна семья. Какая это мебель?

- Мебель в квартире надо размещать так, чтобы она:

  • не загромождала комнаты;
  • не загораживала окна;
  • чтобы в комнате было много света и воздуха.

- Как вы считаете, почему не надо ставить к наружной стенке кровать и диван?

- Где должен располагаться письменный стол? Почему?

Игра “Какая это комната?”

Я вам показываю фотографию с изображением комнаты, а вы должны определить какая по назначению эта комната?

По каким признакам вы догадались?

И сегодня мы будем знакомиться с правилами расстановки мебели в квартире.

Задание №1 Подберите карточку с изображением мебели к карточке с названием комнаты. Докажите правильность выбранных вами вещей.

Важную роль играет освещение в художественном решении интерьера: свет и тень подчёркивает в выгодные в декоративном отношении части интерьера и помогают создать уют в комнате.

(ученики читают на карточках, учитель по ходу демонстрирует на видео)

- Светильники направленного света встроенные в потолок, они будут доставлять свет куда вам нужно: подсвечивать картины, создавать светящую дорожку в коридоре.

- Сейчас вошли в моду: люстры, торшеры и бра эффективного дизайна.

- Где же может понадобиться освещение?

Конечно, над диваном или креслом. Здесь очень удобен торшер или бра.

Бра – в переводе с французского – рука, и не случайно этот светильник всегда находится под рукой.

Ну и конечно на рабочем столе – настольная лампа.

Лампы, именно они имеют значительное место в оформлении интерьера и способны полностью изменить его. Поэтому выбирайте светильники тщательно.

Задание №2 Найди нужный светильник. (Расставьте стрелки от рисунка к названию)

- Обаяние и неповторимость придают интерьеру картины, произведения декоративно-прикладного искусства.

- Картина должна притягивать ваше внимание, по-настоящему украшать ваш дом. Рядом с высокой мебелью лучше вешать горизонтальные работы и наоборот. Развешивать картины следует на такой высоте, чтобы их удобно было рассматривать

- Украшают интерьер ковры – это мощное приковывающее взгляд декоративное цветовое пятно.

- Иногда ковёр становится центральной частью интерьера. Ковры осуществляют зонирование интерьера, обозначая в помещении некоторые зоны, например, обеденную или зону отдыха.

- В убранстве комнат большое место отводится шторам.

- Cветлые шторы – как бы увеличивают маленькую комнату. Тёмные – уменьшают и сделают уютнее большую.

В гостиной шторы могут быть любого цвета, гармонирующие с другими декоративными тканями и стенами.

В спальне лучше повесить однотонные шторы.

Для кухни их можно сделать из плотного материала с ярким рисунком.

Игра “Какая это комната?”

Я вам показываю фотографию с изображением комнаты, а вы должны определить какая по назначению эта комната?

По каким признакам вы догадались?

И сегодня мы будем знакомиться с правилами расстановки мебели в квартире.

5. Физминутка:

Что такое интерьер?

Обустройство дома. (руки в сторону)

Справа шкаф, а слева стол (повороты в сторону, руки на пояс)

И диван нам нужен (присесть)

И торшер - часть интерьера, тоже нам послужит (наклоны в сторону)

И ковры, картины, люстры интерьером служат (наклон вниз, прямо, руки вверх , через стороны вниз).

- Узнали о какой комнате говорится в физ.минутке?

-Отделка и убранство квартиры должно быть гармоничным по цвету, соответствовать назначению комнат. Прежде всего, надо решить какой будет отделка всей квартиры.

- В квартире расположенной на север, лучше использовать светлые, тёплые тона: светло-жёлтый, кремовый, светло-розовый. Чтобы зрительно повысить освещение комнат.

- В квартире расположенной на юг, окраска стен должна быть несколько темнее. Здесь используют холодные тона: серый, голубой.

- Таким образом, планируя оформление квартиры надо позаботиться, чтобы все детали сочетались друг с другом, создавая ваш индивидуальный мир, чтобы эпиграф нашего урока “Каково на дому, таково и самому”, действительно работал. И тут без помощи дизайнера нам не обойтись.

Дизайнер – специалист по украшению интерьера.

Проведём практикум, где вы будете дизайнерами. Но прежде вернёмся к нашей опорной схеме размышлений и повторим правила расстановки мебели.

6. Практическая работа.

- Учитывая правила расстановки мебели и деталей интерьера, каждый покажет, как обустроить свою комнату на макете.

- Какая комната по назначению? Почему ты так думаешь?

- Какую мебель ты взял? Достаточно ли этого? Почему?

- Какими деталями интерьера ты воспользовался?

7. Подведение итога урока.

- Что мы узнали?

- Чему учились на уроке?

8. Вывод по уроку:

- Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жильё более уютным и удобным. Но главное запомните на всю жизнь: самая большая красота жилища – это его чистота!

9. Оценка знаний учащихся.

Обратимся к экрану работы. У кого сколько значков (диванов).

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.