Х.П.И.
- Закрепление темы .
- Продолжение знакомства с русским народным творчеством, изучение фольклора, показать значимость народной музыки в творчестве русского народа, исполнение русских народных песен.
- На основе занятия продолжить развитие навыков вокально-хорового пения, учить ребят любить и уважать народные традиции, закреплять усвоенные навыки.
Оборудование:
Оформление класса в стиле народной горницы, элементы народных костюмов, рождественские принадлежности, магнитофон, аудиокассеты, ложки, колокольчики.
Ход занятия
1.Организация уч-ся на занятии.
- Ребята, я очень рада видеть вас нарядными, красивыми сегодня на рождественских посиделках в русской горнице.
2. Закрепление навыков.
- Зима… Дни стали короткие, а ночи длинные, темные. Кажется, вся природа уснула мертвым сном. Но когда наступает 24 декабря, свет начинает прибывать.
- Как в старину называли этот день?
(День зимнего солоноворота, или солнцестояния)
- В честь него зажигали костры, скатывали с высоких гор горящие колеса, считая, что подобные обряды увеличивают силу солнца.
- Почему колеса?
- Какой главный символ был у старославянского народа?
(Солнце, круг)
- Как еще в народе отражали символ солнца в праздники?
(хоровод, блин, карусель, баранки и т.д.)
- В эти дни весь христианский мир отмечает величайший праздник – Рождество Христово.
- Два тысячелетия прошло с тех пор, когда над древним городом Вифлеемом зажглась звезда невиданной красоты, которая стала главным символом на рождественских и новогодних праздниках.
- “Взошла звезда ясная” - исполнение хором.
- С тех далеких времен собираются на рождество парни, девушки, дети и ходят по домам, поздравляя хозяев и хозяюшек с праздником, желая им всех благ.
Мы с ребятами покажем сегодня элементы рождественских колядок:
Вот и пришла зимушка-зима.
Зимушка, зимушка снежная.
Будем печь топить,
Будем кашу варить,
На печи будем сидеть.
Красны девицы да добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь!
3.Знакомство с элементами творчества.
Ведущие: (заходят)
- Здравствуйте, хозяюшка! (кланяются)
- С новым годом!
- С новым счастьем!
- Чтобы поросятки водилися,
- Горшки не билися!
- Чтоб богатый был круглый год. Новый год!
Мальчик: Сегодня вечер не простой, а рождественский.
Девочка: Ряженые придут, весело будет!
Мальчик: Будем кругом ходить, коляду заводить.
(Заходят ряженые, разбрасывают зерно)
-“Коляда, как ходила Коляда” - исполнение в хороводе.
Учитель: Хорошо поете. Рада вас угостить, угощайтесь, гости дорогие!
- А знаете ли вы, ребята загадки о зиме? ( Загадки загадывают гостям)
- Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем играть.
Русский народный танец – исполнение с ложками, колокольчиками.
Мальчик: А теперь давайте, ребята поиграем в старинную игру “ Ручеек”
( звучат колядки и старинные песни)
Ведущий: Домовой в русском фольклоре тоже занимал особое место, его почитали хозяева в доме и старались угодить ему, не разгневать.
Домовой ( входит)- На Новый год, на новое счастье,
Уродилась пшеничка,
Горох, чечевичка,
На поле копнами,
На столе пирогами,
С новым годом,
С новым счастьем!
Угостите-ка меня, ребята!
(ряженые делятся с ним угощением)
Домовой. Вот спасибо! За это я вам побасенку расскажу:
Как-то пошел мужик сено косить, коня кормить.
- А на что коня? (вопросы задают ряженые)
- Дрова возить.
- Анна что дрова?
- Печку топить,
- А на что печку топить?
- Малым детушкам да всем угощение готовить.
Домовой. Я рассказал вам побасенку, а вы что о зиме знаете?
Ряженые:
(Загадывают домовому загадки, рассказывают пословицы)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
Всю зиму пролежал,
Весной в речку убежал. (Снег)
В круглом окне днем стекло разбито,
К вечеру вставлено. (Прорубь)
Морковка бела
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело –
Всю морковку съело. (Сосулька )
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег)
Гость гостил,
Золотой мост мостил
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
(Пословицы, поговорки)
Домовой. А что-то песен у вас не слыхать?
Девочка. Знаем мы, домовой шуточную песню про комара.
“Комара женить мы будем” - исполнение.
Учитель. – Славно мы, ребята, сегодня повеселились. Много услышали, узнали. Надо наших гостей и ряженых одарить богато. (Угощение пирогами и конфетами)
4. Обобщение.
Ведущие. Спасибо, ребята и гости дороги, что выслушали нас. Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа.
Приходите к нам в гости на посиделки в русскую горницу.
Садитесь к нашему самовару, угоститесь чайком и сладостями полакомитесь!