Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Основные задачи обучения:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения;
- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.
Решение этой задачи предполагает:
- формирование и развитие словаря;
- формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами:
- системности;
- комплексности;
- онтогенетического;
- учёта патогенеза;
- учёта индивидуальных особенностей.
Большинство авторов настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течении всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:
- развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.);
- формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
Задачи коррекционной работы по
формированию
лексико-грамматических представлений
I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.
1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
- понимать обобщающие слова;
- понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
- понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
- понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
- понимать количественные числительные.
2. Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
- дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;
- понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;
- понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
3. Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.
1. Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:
- развивать способность общаться со взрослыми;
- расширять представления о предметах ближайшего окружения;
- развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).
2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
- продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;
- активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
- продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
- развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
- развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические.
1. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:
- расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;
- развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;
- расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;
- развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;
- расширять активный словарь относительными прилагательными;
- развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;
- расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
2. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:
- развивать умения образовывать однокоренные слова;
- расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
- развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
- развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
- совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.
3. Учить строить предложения разной структуры:
- развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;
- совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
- развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
- активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
2. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
- продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
- совершенствовать умения образовывать (по образцу).
- однокоренные слова;
- существительные с суффиксами;
- глаголы с приставками;
- прилагательные в сравнительной и превосходной
степени.
3. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
- совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);
- совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;
- совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Составные части логопедической работы
по формированию лексико-грамматических
категорий
I. Работа над развитием лексики.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:
- расширение объёма словаря;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова;
- организация семантических полей;
- активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
Копилка игровых упражнений
1. Развитие ассоциаций.
Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
2. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д.
3. Найди лишний предмет.
4. Назови лишнее слово.
5. Назови одним словом.
6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …).
7. Назови части.
8. Отгадай предмет по названию его частей.
9. Объясни, что общего у предметов.
10. Скажи наоборот.
11. На что похоже.
12. Закончи предложение.
13. Кто что умеет делать.
14. Составление загадок – описания по определённому плану.
II. Работа по формированию словообразования.
Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:
- Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
- Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
- Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы.
1. Существительные.
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.
2. Глаголы.
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
3. Прилагательные.
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Содержание второго этапа логопедической работы.
1. Существительные.
образование: а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница), в) существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
2. Глаголы.
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
3. Прилагательные
Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание третьего этапа логопедической работы.
1. Существительные.
Образование названий профессий
2. Глаголы.
Глаголы пространственного занчения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
3. Прилагательные
Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; в) качественных пилагательных с суффиксоми -оват-, -еньк.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
- Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
- Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
- Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
- Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- – значение вместилища).
- анализ звукового состава выделенной морфемы.
- Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
- Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
- сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
- сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
IV. Работа по формированию словоизменения
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников.
Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
1. Существительные.
- дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
- отработка беспредложных конструкций единственного числа.
2. Глаголы.
- согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
1. Существительные.
- понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
- закрепление беспредложных форм множественного числа.
2. Глаголы.
- дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
- согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
3. Прилагательные.
- согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
- Существительные
- употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежных множественного числа.
- Прилагательные согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
Список литературы
- В.В.Гербова “Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе” под редакцией Т.В.Волосовец “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”.
- Л.Г. Горькова, Л.А.Обухова “Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников”.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.
- “Программа воспитания в детском саду” под ред. Васильева.
- “Программа воспитания” под ред. Парамонова.
- Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи”.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи”.