Цели: 1. Совершенствовать знания, умения, навыки грамотного письма, нахождение в тексте границ предложения.
2. Коррекция речемыслительной деятельности учащихся на основе работы с деформированным текстом.
3. Обеспечить социальную адаптацию в плане общего развития к условиям современной жизни, воспитывать потребность учиться.
Наглядность: кроссворд, деформированный текст, словарные слова, словосочетания, схема-плакат о работе центра занятости населения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
- Сейчас урок русского языка. Работу начнём с разгадывания кроссворда. У вас на столах карточки, в которые вы будете вписывать слова.
- Назови одним словом.
- Основной род занятий, трудовой деятельности.
- Степень подготовки к какому-нибудь виду труда.
- Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства.
- Деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь.
- Официальный документ, удостоверяющий личность владельца.
1) Профессия.
2) Квалификация.
3) Гражданин.
4) Документ.
5) Паспорт.
- На доске кроссворд, проверьте правильность написания слов.
- Какая тема объединяет эти слова?
Дети: Получение работы.
Учитель: Прочти слово по вертикали.
Дети: Центр.
Учитель: Слово “центр” многозначное. А о каком центре мы сегодня будем говорить, вы узнаете, подобрав одно из значений, в которое включены все эти слова.
- Назовите, какие значения имеет слово “центр”.
Дети:
- Точка в геометрической фигуре.
- Срединная и главная часть чего-нибудь.
- Центральная часть города, большого населённого пункта.
- Важный пункт.
- Город с административными и промышленными учреждениями.
- Высший руководящий орган.
- Группа нервных клеток.
- Главенствующее ведущее учреждение какой-нибудь отрасли.
Учитель: Какой центр объединяет все эти слова?
Дети: Центр занятости населения.
Учитель: Говорить мы будем о центре занятости населения. Тема урока русского языка: Повторение. Предложение.
3. Контроль и коррекция знаний.
Учитель: После окончания школы кто-то из вас пойдёт работать, кто-то учиться в УПК, кто-то будет учиться в ПТУ. Вы дальше будете получать образование.
Составим словосочетания со словом ОБРАЗОВАНИЕ.
Дети: Профессиональное образование, специальное образование.
Учитель: К какой части речи относятся слова профессиональное, специальное?
Образуйте от этих слов имена существительные.
Дети: Профессия, специальность.
Учитель: Подберите ещё слова-синонимы или слова, близкие по значению.
Дети: Квалификация, работа.
На доске слова:
Учитель на доске соединяет слова стрелочками.
Учитель: Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
Запишите в тетрадь словосочетания: обучаюсь профессии, найти работу, повысить квалификацию.
Составим устно предложение со словосочетанием: обучаюсь профессии.
Повторим правила о предложении. (…).
На мои вопросы отвечайте полным предложением.
Схема работы центра занятости населения
Адрес: Спартака, 7.
Цель работы центра: помочь безработному найти
подходящую работу в кратчайшее время.
Документы, необходимые для регистрации в центре занятости:
Документ об образовании, паспорт.
Учитель: Вы были на экскурсии. Где?
Дети: В центре занятости населения.
Учитель: Где он находится?
Дети: Спартака, 7.
Учитель: В чём помогает центр занятости населению? (…)
Назовите отделы службы занятости. (…, …, …).
О чём можно узнать в информационном отделе? (…).
Чем помогает населению отдел трудоустройства? (…).
Назовите основное направление отдела переподготовки. (…).
Какие необходимо принести документы, чтобы встать на учёт в центр занятости населения? (…).
Какими услугами центра занятости мы пользуемся с 14 лет?
Дети: через центр занятости мы устраиваемся работать в колхозе и получаем заработную плату.
Учитель: На доске текст. Посмотрите.
Сегодня я … будущей профессии в школьной … когда я закончу школу, я буду … работу.
В … находится центр занятости населения эта служба помогает … найти работу, … квалификацию чтобы встать на учёт, с собой необходимо принести … об образовании и … .
Учитель: Какие задания будем выполнять?
Дети: Вставим пропущенные слова и разделим текст на предложения.
Учитель: Вставим в текст пропущенные слова (устно).
Возьмите карточки и впишите пропущенные слова.
Один ребёнок работает у доски (вставляет пропущенные слова).
Учитель: Какое ещё должны выполнить задание?
Дети: Разделить текст на предложения.
Учитель: Прочти первое предложение.
Прочти второе предложение и т.д.
Какое правило мы должны помнить?
Дети: Первое слово в предложении пишем с большой буквы.
Учитель: Разделите в своих карточках текст на предложения.
Один ребёнок работает у доски (ставит точки и исправляет буквы в начале предложения).
Учитель: Прочитай свой текст (читают 2 чел.).
Запишите текст в тетради. Индивидуальная работа.
4. Итог урока, домашнее задание.
Оценки.
Домашнее задание: Повторить правила о предложении.