Интегрированный урок русского языка и социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 8-м классе

Разделы: Русский язык, Социальная педагогика


Цели: 1. Совершенствовать знания, умения, навыки грамотного письма, нахождение в тексте границ предложения.

2. Коррекция речемыслительной деятельности учащихся на основе работы с деформированным текстом.

3. Обеспечить социальную адаптацию в плане общего развития к условиям современной жизни, воспитывать потребность учиться.

Наглядность: кроссворд, деформированный текст, словарные слова, словосочетания, схема-плакат о работе центра занятости населения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

- Сейчас урок русского языка. Работу начнём с разгадывания кроссворда. У вас на столах карточки, в которые вы будете вписывать слова.

- Назови одним словом.

  1. Основной род занятий, трудовой деятельности.
  2. Степень подготовки к какому-нибудь виду труда.
  3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства.
  4. Деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь.
  5. Официальный документ, удостоверяющий личность владельца.

1) Профессия.
2) Квалификация.
3) Гражданин.
4) Документ.
5) Паспорт.

- На доске кроссворд, проверьте правильность написания слов.

- Какая тема объединяет эти слова?

Дети: Получение работы.

Учитель: Прочти слово по вертикали.

Дети: Центр.

Учитель: Слово “центр” многозначное. А о каком центре мы сегодня будем говорить, вы узнаете, подобрав одно из значений, в которое включены все эти слова.

- Назовите, какие значения имеет слово “центр”.

Дети:

  1. Точка в геометрической фигуре.
  2. Срединная и главная часть чего-нибудь.
  3. Центральная часть города, большого населённого пункта.
  4. Важный пункт.
  5. Город с административными и промышленными учреждениями.
  6. Высший руководящий орган.
  7. Группа нервных клеток.
  8. Главенствующее ведущее учреждение какой-нибудь отрасли.

Учитель: Какой центр объединяет все эти слова?

Дети: Центр занятости населения.

Учитель: Говорить мы будем о центре занятости населения. Тема урока русского языка: Повторение. Предложение.

3. Контроль и коррекция знаний.

Учитель: После окончания школы кто-то из вас пойдёт работать, кто-то учиться в УПК, кто-то будет учиться в ПТУ. Вы дальше будете получать образование.

Составим словосочетания со словом ОБРАЗОВАНИЕ.

Дети: Профессиональное образование, специальное образование.

Учитель: К какой части речи относятся слова профессиональное, специальное?

Образуйте от этих слов имена существительные.

Дети: Профессия, специальность.

Учитель: Подберите ещё слова-синонимы или слова, близкие по значению.

Дети: Квалификация, работа.

На доске слова:

Учитель на доске соединяет слова стрелочками.

Учитель: Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

Запишите в тетрадь словосочетания: обучаюсь профессии, найти работу, повысить квалификацию.

Составим устно предложение со словосочетанием: обучаюсь профессии.

Повторим правила о предложении. (…).

На мои вопросы отвечайте полным предложением.

Схема работы центра занятости населения

Адрес: Спартака, 7.
Цель работы центра: помочь безработному найти подходящую работу в кратчайшее время.

Документы, необходимые для регистрации в центре занятости:

Документ об образовании, паспорт.

Учитель: Вы были на экскурсии. Где?

Дети: В центре занятости населения.

Учитель: Где он находится?

Дети: Спартака, 7.

Учитель: В чём помогает центр занятости населению? (…)

Назовите отделы службы занятости. (…, …, …).

О чём можно узнать в информационном отделе? (…).

Чем помогает населению отдел трудоустройства? (…).

Назовите основное направление отдела переподготовки. (…).

Какие необходимо принести документы, чтобы встать на учёт в центр занятости населения? (…).

Какими услугами центра занятости мы пользуемся с 14 лет?

Дети: через центр занятости мы устраиваемся работать в колхозе и получаем заработную плату.

Учитель: На доске текст. Посмотрите.

Сегодня я … будущей профессии в школьной … когда я закончу школу, я буду … работу.

В … находится центр занятости населения эта служба помогает … найти работу, … квалификацию чтобы встать на учёт, с собой необходимо принести … об образовании и … .

Учитель: Какие задания будем выполнять?

Дети: Вставим пропущенные слова и разделим текст на предложения.

Учитель: Вставим в текст пропущенные слова (устно).

Возьмите карточки и впишите пропущенные слова.

Один ребёнок работает у доски (вставляет пропущенные слова).

Учитель: Какое ещё должны выполнить задание?

Дети: Разделить текст на предложения.

Учитель: Прочти первое предложение.

Прочти второе предложение и т.д.

Какое правило мы должны помнить?

Дети: Первое слово в предложении пишем с большой буквы.

Учитель: Разделите в своих карточках текст на предложения.

Один ребёнок работает у доски (ставит точки и исправляет буквы в начале предложения).

Учитель: Прочитай свой текст (читают 2 чел.).

Запишите текст в тетради. Индивидуальная работа.

4. Итог урока, домашнее задание.

Оценки.

Домашнее задание: Повторить правила о предложении.