Урок 1
Цели урока:
- образовательная: формирование представлений о цилиндре и связанных с ним понятий;
- развивающая: развитие пространственного мышления;
- воспитательная: развитие умения работать коллективом и индивидуально, самостоятельности.
Задачи урока:
- формирование представлений о цилиндрической поверхности;
- формирование представлений о цилиндре и его видах;
- формирование представлений о составляющих цилиндра;
- формирование представлений об основных фактах, связанных с цилиндром;
- отработка представлений о цилиндре;
- формирование представлений о телах вращения;
- отработка умений работать коллективно.
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок-лекция).
Ведущий метод: рассказ.
Оборудование: цветной мел, модели цилиндров, раздаточный материал (индивидуальные карточки).
Ход урока
1. Организационный момент: отметить отсутствующих, сообщить тему урока. Цель нашего урока: выяснить, что такое цилиндр, рассмотреть основные понятия, связанные с ним.
Сегодняшний урок будет проходить в форме лекции. Раздайте каждому карточку (приложение 1), которая будет заполняться вами в течение урока. Она поможет вам готовить теоретический материал. Но на карточке далеко не весь материал урока, поэтому вы будете делать дополнительные записи в тетрадь.
2. Объяснение нового материала:
а) введение понятия цилиндрической поверхности: (дополнительный материал для полной геометрической картины);
б) введение понятия цилиндра;
в) введение понятия прямого кругового цилиндра (с оговоркой, что далее в геометрии используется именно это понятие);
г) введение понятия всех составляющих цилиндра;
д) формирование представление о цилиндре как о теле вращения;
е) формирование представлений об основных видах сечений цилиндра.
Все, что мы не заполнили сегодня, заполним на следующем уроке.
3. Первичное закрепление материала: решение качественных задач по теме.
– Может ли объединение двух цилиндров быть цилиндром? Может ли пересечение двух цилиндров быть цилиндром? Может и то и другое не быть цилиндром? (цилиндр понимать в общем случае)
– В цилиндре вырезали сквозное цилиндрическое отверстие. Будет ли оставшаяся часть цилиндром?
– Имеет ли цилиндр центр симметрии? Сколько осей и плоскостей симметрии имеет цилиндр?
– Какой фигурой является сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось; параллельно основанию; параллельно оси; пересекающей все образующие?
4. Итоги урока. Домашнее задание.
Урок 2
Цели урока:
- образовательная: формирование представлений о цилиндре и основных типах задач по теме;
- развивающая: развитие пространственного мышления;
- воспитательная: развитие графической культуры, самостоятельности.
Задачи урока:
- формирование представлений о развертке цилиндра;
- формирование представлений о площадях боковой и полной поверхностей цилиндра;
- формирование представлений о основных задачах по цилиндру;
- отработка основных знаний, умений и навыков по теме “Цилиндр”.
Тип урока: урок систематизации знаний, умений и навыков.
Ведущий метод: беседа.
Оборудование: цветной мел, модели цилиндров, раздаточный материал (индивидуальные карточки).
Ход урока
1. Организационный момент: отметить отсутствующих, сообщить тему урока. Цель нашего урока: выяснить основные факты, связанные с цилиндром.
Сегодняшний урок мы продолжим заполнение карточек.
2. Объяснение нового материала:
а) введение понятия развертки цилиндра;
б) введение понятия площади боковой и полной поверхности цилиндра и формул для их расчета.
в) обсудить, какие параметры необходимо знать, чтобы изготовить или решить цилиндр.
Заполненную карточку мы будем использовать в дальнейшей работе.
3. Закрепление материала: решение задач по теме. Мы разберем основные типы задач на цилиндр (приложение 2), к которым будут сводиться все остальные задачи.
После того, как разберем планы решения задач, возвращаемся и решеаем их по порядку.
4. Итоги урока. Домашнее задание.