Цели:
- закрепление умений и навыков возведения одночленов в степень;
- контроль знаний по теме;
- развитие познавательного интереса с помощью игры.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть.
Учитель:
- Для того, чтобы попасть в страну Степень, нужно купить билет, стоимость которого – решение примера на билете.
На столах у семиклассников билеты с примерами типа:
1 билет а7а5 = |
2 билет b5: b2 = |
и т.д.
“Таможня даёт добро”.
Ребята быстро решают примеры, таможенники (консультанты) проверяют билеты, и начинается игра.
II. Информационная часть.
Учитель:
При въезде в эту страну мы сначала попадаем в информационное поле, где каждый должен сформулировать одно из свойств степени, преподнести его в стихотворной форме; это было вашим домашним заданием.
Затем вам предложат примеры на применение данных правил. (Таблица)
III. Дополнительные сведения.
Учитель:
За то, что вы так хорошо подготовились, сочинив замечательные стихи к свойствам степени, и показали, как вы умеете их применять, вы получаете награду в виде дополнительных знаний о стране Степени.
С помощью проектора учитель показывает таблицу с числами, которые представляют собой степени числа 10; здесь же представлены и их названия.
Степень | Название класса | Число нулей |
106 | Миллион 1 000 000 | 6 |
109 | Биллион (миллиард) 1 000 000 000 | 9 |
1012 | Триллион 1 000 000 000 000 | 12 |
1015 | Квадриллион 1 000 000 000 000 000 | 15 |
1018 | Квинтиллион 1 000 000 000 000 000 000 | 18 |
1021 | Секстиллион 1 000 000 000 000 000 000 000 | 21 |
1024 | Септиллион 1 000 000 000 000 000 000 000 000 | 24 |
1027 | Окталион 1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 | 27 |
Таблички раздаются каждому в подарок.
Исследователям Вселенной, астрономам, на каждом шагу приходится встречаться с огромными числами, имеющими длинный ряд нулей.
Например, масса нашего Солнца равна
1 983 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 граммов.
Для удобства записи такого числа и расчётов с ним математики договорились представлять их с помощью степени в более удобном виде:
1 ,983 · 1033 г
IV. Работа консультантов с группами.Учитель:
Мы забираемся всё выше и выше к вершинам знаний, и вам предстоит преодолеть более сложные задания по возведению в степень одночленов. За ситуацию на горных хребтах отвечают консультанты, которые помогут вам выбраться, если вы попадёте в горные ущелья.
1 группа:
(-1/3ху)3 • (1/3 х3у2)2 • (-3х4у)4 • (-3х3у)2
2 группа:
(1/3аb)2 • (-1/3 а3b2)3• (3а4b)4 • (-3а5b)2
3 группа:
(-1/2ху)3 • (1/2 х3у2)2 • (-2х4у)4 • (-2х3у)2
4 группа:
(1/2аb)2 • (-1/2 а3b2)3• (2а4b)4 • (-2а5b)2
V. Самостоятельная работа
Учитель:
Итак, ребята, вы повторили теорию и практику возведения в степень одночленов. А теперь, чтобы покинуть страну Степень и получить подарки на прощанье в виде высоких баллов, необходимо решить самостоятельную работу.
I вариант | II вариант |
1. (-2а)2 • (-3а) | 1. (-3а)2 • (-2а) |
2. (-0,2bс2)2 • (20сb2) | 2. (-0,3b2с2)3 • (20с2b) |
3. ( 3/5 х2у3) • (-1/2с3х3)2 | 3. (- 5/3 х3у2) • (1/2с2х2)3 |
4. (-3bс2)3 • (2аb2)2 | 4. (-2bс3)3 • (3аb4)2 |
5. (5/6 m2n)2 • (6nm2)2 | 5. (-5/3 m3n)2 • (3n2m3)2 |
Учитель:
Ребята, а сейчас мы побываем с вами в театре страны Степень. Ваши одноклассники приготовили нам небольшое представление. Мы услышим историю о мудром изобретателе шахмат.
Действующие лица:
Сета – изобретатель шахматной игры;
Шерам – индусский царь;
слуги;
придворный математик.
Краткое содержание.
В награду за изобретение шахмат Сета попросил подарить ему пшеничные зёрна. За первую клетку доски он попросил одно пшеничное зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвёртую – восемь, то есть число зёрен все время удваивалось. Сначала индусский царь обрадовался, что дёшево отделался, и лишь потом выяснилось, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли. Это число: 18 446 744 073 709 551 615 .
VII. Заключительная часть.
Учитель:
Сегодня, ребята, мы провели урок в форме игры.
Вы закрепили умения и навыки возведения в степень многочлена, написали самостоятельную работу.
Все ребята получат оценки за активное участие в игре после проверки самостоятельной работы.
Мы завершили путешествие по стране Степень, но это путешествие не последнее.
Главное надо помнить:
В страну Степень ты можешь попасть,Стихотворения сочиняли ученики 7 "В" класса.
Зная все её свойства и правила.
Возвести, упростить, посчитать,
Постарайся, чтоб все было правильно!
Задание на дом:
№ 211, № 215 – аналогичные примерам, выполненным на этом уроке; № 216 – необязательное задание (нестандартная задача).
Литература
1. Я.И.Перельман. Живая математика. Математические рассказы и головоломки /М.:Астрель: АСТ, 2007/.
2. А.П.Савин, В.В.Станцо. Я познаю мир /Москва АСТ 1999/.