ТИП УРОКА: Повторение и обобщение изученного.
ЦЕЛИ УРОКА:
- обобщение и расширение сведений о наречии, как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия, усвоение знаний в их системе;
- воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в группе и сотрудничества в решении поисковых задач;
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- закрепить правила правописания наречий;
- выяснить роль наречий в текстах;
- консультантам в группах оценить работу каждого и всей группы.
ФОРМА УРОКА: групповая (3 группы по 4-5 человек), состав разного уровня, сформированный по интересам детей. В группе выбран консультант, который помогает группе и оценивает её. Ему выдается дополнительная таблица, в которой он оценивает работу группы в каждом задании и отличившихся ребят. (Приложение №1)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: за правильные ответы группа получает бонусы, как за индивидуальные ответы учащихся, так и за групповые.
ЭПИГРАФ УРОКА
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как, неточно, приблизительно, неверно.
А. Толстой.
I. Слово учителя.
- Как вы думаете, почему этим эпиграфом мы открываем наш урок?
- Отвечая на поставленный вопрос, ученики говорят о том, что нужно любить и беречь родной язык, писать грамотно, точно, отвечать на вопросы правильно, образно. Помогает в этом относительно молодая часть речи – наречие.
(грамотно, точно, образно, верно)
Чтобы чудесные наречия вы писали грамотно, красиво, а отвечали правильно, лаконично, в группах работали дружно, проведем блиц-опрос.
II. ПРОВЕДЕНИЕ БЛИЦ-ОПРОСА.
Задание №1. Перечислите темы, которые вы изучали о правописании наречий.
(Учащиеся каждой группы по очереди называют пройденные темы).
Задание №2. Замените фразеологизм в услышанном предложении на наречие.
- Из школы ученик шел черепашьим шагом. (МЕДЛЕННО)
- Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (МАЛО)
- Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (РАНО)
- От остановки до нашей школы рукой подать. (БЛИЗКО)
- В автобусе сегодня яблоку негде было упасть. (ТЕСНО)
- Думаю, что сегодня на уроке “пятерок” будет, хоть пруд пруди. (МНОГО)
Учитель подводит итоги проведённого этапа урока, консультанты помогают, называя количество заработанных бонусов в группе.
Ребята с первым заданием справились успешно. Молодцы! Посмотрим, как выполнено домашнее задание. Вы готовили творческие задания по группам и орфографическое задание.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Орфографическая работа
Задание. Перепишите наречия в тетрадь, раскрывая скобки, графически объяснить правописание. Какие темы проверялись в данном задании?
(В)право, (из)давна, строго. . настрого, (за)просто, (на)крепко, (без)толку, (в)далеке, (по)медвежьи, (с)размаху, (в)общем, точь. . в. . точь, бок. . о. . бок, (в)(пол)голоса, на. . бегу, (во)едино, искус. . но, одновреме. . но, нечая. . но, неукло. . но, бессиль. . но.
Учащиеся передают тетради другому человеку в группе, проверяют задание по ключу и выставляют оценку.
Бонус вручается учащемуся, который правильно написал слова.
КЛЮЧ
ВПРАВО, ИЗДАВНА, СТРОГО-НАСТРОГО, ЗАПРОСТО, НАКРЕПКО, БЕЗ ТОЛКУ, ВДАЛЕКЕ, ПО – МЕДВЕЖЬИ, С РАЗМАХУ, В ОБЩЕМ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, БОК О БОК, ВПОЛГОЛОСА, НА БЕГУ, ВОЕДИНО, ИСКУСНО, ОДНОВРЕМЕННО, НЕЧАЯННО, НЕУКЛОННО, БЕССИЛЬНО.
Кто справился без единой ошибки? Выдается бонус тем учащимся, которые справились на “5”.
Творческое задание
Задание. Подберите тексты, в которых использованы наречия, и объясните, какова роль наречий.
1 группа (художественный стиль)
2 группа (публицистический стиль)
3 группа (научно-популярный подстиль)
Представитель от группы читает подобранный текст и говорит о роли наречий в тексте.
Бонусы получает отвечающий, если он правильно прочитал текст, объяснил роль наречий в тексте.
Консультанты сообщают о количестве бонусов за домашнее задание.
Вы подобрали очень хорошие тексты и справились с этой работой замечательно.
Группам предлагается выполнить работу по тексту. Каждый учащийся получает листок с заданием. (Приложение №2)
IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ. “РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ”
Задание. Прочитайте внимательно текст. Подумайте, о чем он? Выпишите в тетрадь ТОЛЬКО ВЫДЕЛЕННЫЕ НАРЕЧИЯ, графически объясните правило правописания. Выполнив работу, закройте тетрадь и положите на край стола.
Приготовьтесь выполнить творческую устную работу по этому тексту.
Где живет Совесть?
Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым (не)досуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы (волей)неволей поймать на лету кусок, (по)свойски обмануть ближнего, (по)пусту по наушничать, кого-нибудь (на)черно оклеветать, (во)время польстить, (на)показ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть (до)сыта. Кое…как на день-другой найдет себе хозяина: (с)начала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав её суда, (за)просто выбрасывали бедняжку куда…нибудь прочь…
Учащиеся выписывают слова: КАК-ТО, НЕДОСУГ, ВОЛЕЙ-НЕВОЛЕЙ, ПО-СВОЙСКИ, ПОПУСТУ, НАЧЕРНО, ВОВРЕМЯ, НАПОКАЗ, ДОСЫТА, КОЕ-КАК, СНАЧАЛА, ЗАПРОСТО, КУДА-НИБУДЬ.
Работа проверяется представителем из другой группы. Учащийся собирает тетради и проверяет по ключу. Ребята, получившие оценку “5”, получают бонус.
Творческая работа по тексту.
Задание. Продолжите сказку: где живет совесть? Время на обсуждение ОДНА МИНУТА.
За интересный ответ, умение излагать свои мысли правильно, литературным языком, учащийся получает БОНУС для ГРУППЫ.
Консультанты сообщают о количестве бонусов за работу с текстом.
У нас остались темы, которые при написании вызывают сложности. Сейчас вы получите задания по группам: вам предстоит выполнить в тетради. Но чтобы “эксперимент” был чистым, я прошу представителей команд выйти и выполнить задание, написанное на доске.
V. РАБОТА С ОРФОГРАММАМИ.
Задание №1. Выпишите лишнее словосочетание (предложение). Определите орфограмму, выделите графически. Устно объясните.
1 группа
А) (Не)хуже других;
Б) (Не)исчерпаемо богат;
В) (Не)возможно улучшить.
2 группа
А) Обоснова(н, нн)о опровергнуть;
Б) Море взволнова(н, нн)о.
В) Вздрогнули испуга(н, нн)о.
3 группа
А) говорить певуч. . ;
Б) идти неуклюж. . ;
В) выглядеть свеж. . .
В это время представители от групп выходят к доске и выделяют лишние словосочетания.
Ответы по орфограммам проверяются параллельно с отвечающими у доски (ГРУППА – УЧАСТНИК ГРУППЫ)
Работа у доски
1) “НЕ” с наречиями
А) выполнить (не)брежно;
Б) идти (не)легко;
В) совсем (не)быстро.
2) “Н” и “НН” в наречиях.
А) Было морозно и ветре(н,нн)о, с крыш сыпался снег. (М. Горький.)
Б) Кругом было пусты(н,нн)о и как…то особе(н,нн)о мрачно (А. П. Чехов.)
В) Как румя(н,нн)о и пышно это небо цветет. (П. Вяземский.)
3) “О” и “Ё” на конце наречий после после шипящих.
А) рассуждать общ…;
Б) доказывать горяч…;
В) повторить ещ….
Группа получает ОДИН бонус, если ребята в группе и её представитель у доски правильно справились с заданием.
Консультанты сообщают о количестве бонусов за работу по орфографии.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Консультант оценивает работу всей группы, выделяя отдельных ребят.
- Учитель подводит итог работе, определяет лучшую группу.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Творческое задание.
Напишите сочинение-миниатюру “Где живет Совесть?”
2. Тест (задания разного уровня). (Приложение №3)
Литература.
- С. И. Львова, Г. К. Лидман - Орлова, В. В. Львов “Русский язык” (учебник для 7 класса).
- Д. Э. Розенталь “Орфография и пунктуация” (справочник по русскому языку).
- О. А. Кудинова, Б. С. Юнусова “Русский язык” (контрольные работы 6-7 классы).