Преподавание русского языка

Разделы: Русский язык


ТИП УРОКА: Повторение и обобщение изученного.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • обобщение и расширение сведений о наречии, как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия, усвоение знаний в их системе;
  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в группе и сотрудничества в решении поисковых задач;
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • закрепить правила правописания наречий;
  • выяснить роль наречий в текстах;
  • консультантам в группах оценить работу каждого и всей группы.

ФОРМА УРОКА: групповая (3 группы по 4-5 человек), состав разного уровня, сформированный по интересам детей. В группе выбран консультант, который помогает группе и оценивает её. Ему выдается дополнительная таблица, в которой он оценивает работу группы в каждом задании и отличившихся ребят. (Приложение №1)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: за правильные ответы группа получает бонусы, как за индивидуальные ответы учащихся, так и за групповые.

ЭПИГРАФ УРОКА

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как, неточно, приблизительно, неверно.

А. Толстой.

I. Слово учителя.

- Как вы думаете, почему этим эпиграфом мы открываем наш урок?

- Отвечая на поставленный вопрос, ученики говорят о том, что нужно любить и беречь родной язык, писать грамотно, точно, отвечать на вопросы правильно, образно. Помогает в этом относительно молодая часть речи – наречие.

(грамотно, точно, образно, верно)

Чтобы чудесные наречия вы писали грамотно, красиво, а отвечали правильно, лаконично, в группах работали дружно, проведем блиц-опрос.

II. ПРОВЕДЕНИЕ БЛИЦ-ОПРОСА.

Задание №1. Перечислите темы, которые вы изучали о правописании наречий.

(Учащиеся каждой группы по очереди называют пройденные темы).

Задание №2. Замените фразеологизм в услышанном предложении на наречие.

  1. Из школы ученик шел черепашьим шагом. (МЕДЛЕННО)
  2. Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (МАЛО)
  3. Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (РАНО)
  4. От остановки до нашей школы рукой подать. (БЛИЗКО)
  5. В автобусе сегодня яблоку негде было упасть. (ТЕСНО)
  6. Думаю, что сегодня на уроке “пятерок” будет, хоть пруд пруди. (МНОГО)

Учитель подводит итоги проведённого этапа урока, консультанты помогают, называя количество заработанных бонусов в группе.

Ребята с первым заданием справились успешно. Молодцы! Посмотрим, как выполнено домашнее задание. Вы готовили творческие задания по группам и орфографическое задание.

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Орфографическая работа

Задание. Перепишите наречия в тетрадь, раскрывая скобки, графически объяснить правописание. Какие темы проверялись в данном задании?

(В)право, (из)давна, строго. . настрого, (за)просто, (на)крепко, (без)толку, (в)далеке, (по)медвежьи, (с)размаху, (в)общем, точь. . в. . точь, бок. . о. . бок, (в)(пол)голоса, на. . бегу, (во)едино, искус. . но, одновреме. . но, нечая. . но, неукло. . но, бессиль. . но.

Учащиеся передают тетради другому человеку в группе, проверяют задание по ключу и выставляют оценку.

Бонус вручается учащемуся, который правильно написал слова.

КЛЮЧ

ВПРАВО, ИЗДАВНА, СТРОГО-НАСТРОГО, ЗАПРОСТО, НАКРЕПКО, БЕЗ ТОЛКУ, ВДАЛЕКЕ, ПО – МЕДВЕЖЬИ, С РАЗМАХУ, В ОБЩЕМ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, БОК О БОК, ВПОЛГОЛОСА, НА БЕГУ, ВОЕДИНО, ИСКУСНО, ОДНОВРЕМЕННО, НЕЧАЯННО, НЕУКЛОННО, БЕССИЛЬНО.

Кто справился без единой ошибки? Выдается бонус тем учащимся, которые справились на “5”.

Творческое задание

Задание. Подберите тексты, в которых использованы наречия, и объясните, какова роль наречий.

1 группа (художественный стиль)

2 группа (публицистический стиль)

3 группа (научно-популярный подстиль)

Представитель от группы читает подобранный текст и говорит о роли наречий в тексте.

Бонусы получает отвечающий, если он правильно прочитал текст, объяснил роль наречий в тексте.

Консультанты сообщают о количестве бонусов за домашнее задание.

Вы подобрали очень хорошие тексты и справились с этой работой замечательно.

Группам предлагается выполнить работу по тексту. Каждый учащийся получает листок с заданием. (Приложение №2)

IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ. “РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ”

Задание. Прочитайте внимательно текст. Подумайте, о чем он? Выпишите в тетрадь ТОЛЬКО ВЫДЕЛЕННЫЕ НАРЕЧИЯ, графически объясните правило правописания. Выполнив работу, закройте тетрадь и положите на край стола.

Приготовьтесь выполнить творческую устную работу по этому тексту.

Где живет Совесть?

Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым (не)досуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы (волей)неволей поймать на лету кусок, (по)свойски обмануть ближнего, (по)пусту по наушничать, кого-нибудь (на)черно оклеветать, (во)время польстить, (на)показ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть (до)сыта. Кое…как на день-другой найдет себе хозяина: (с)начала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав её суда, (за)просто выбрасывали бедняжку куда…нибудь прочь…

Учащиеся выписывают слова: КАК-ТО, НЕДОСУГ, ВОЛЕЙ-НЕВОЛЕЙ, ПО-СВОЙСКИ, ПОПУСТУ, НАЧЕРНО, ВОВРЕМЯ, НАПОКАЗ, ДОСЫТА, КОЕ-КАК, СНАЧАЛА, ЗАПРОСТО, КУДА-НИБУДЬ.

Работа проверяется представителем из другой группы. Учащийся собирает тетради и проверяет по ключу. Ребята, получившие оценку “5”, получают бонус.

Творческая работа по тексту.

Задание. Продолжите сказку: где живет совесть? Время на обсуждение ОДНА МИНУТА.

За интересный ответ, умение излагать свои мысли правильно, литературным языком, учащийся получает БОНУС для ГРУППЫ.

Консультанты сообщают о количестве бонусов за работу с текстом.

У нас остались темы, которые при написании вызывают сложности. Сейчас вы получите задания по группам: вам предстоит выполнить в тетради. Но чтобы “эксперимент” был чистым, я прошу представителей команд выйти и выполнить задание, написанное на доске.

V. РАБОТА С ОРФОГРАММАМИ.

Задание №1. Выпишите лишнее словосочетание (предложение). Определите орфограмму, выделите графически. Устно объясните.

1 группа

А) (Не)хуже других;
Б) (Не)исчерпаемо богат;
В) (Не)возможно улучшить.

2 группа

А) Обоснова(н, нн)о опровергнуть;
Б) Море взволнова(н, нн)о.
В) Вздрогнули испуга(н, нн)о.

3 группа

А) говорить певуч. . ;
Б) идти неуклюж. . ;
В) выглядеть свеж. . .

В это время представители от групп выходят к доске и выделяют лишние словосочетания.

Ответы по орфограммам проверяются параллельно с отвечающими у доски (ГРУППА – УЧАСТНИК ГРУППЫ)

Работа у доски

1) “НЕ” с наречиями
А) выполнить (не)брежно;
Б) идти (не)легко;
В) совсем (не)быстро.

2) “Н” и “НН” в наречиях.

А) Было морозно и ветре(н,нн)о, с крыш сыпался снег. (М. Горький.)
Б) Кругом было пусты(н,нн)о и как…то особе(н,нн)о мрачно (А. П. Чехов.)
В) Как румя(н,нн)о и пышно это небо цветет. (П. Вяземский.)

3) “О” и “Ё” на конце наречий после после шипящих.

А) рассуждать общ…;
Б) доказывать горяч…;
В) повторить ещ….

Группа получает ОДИН бонус, если ребята в группе и её представитель у доски правильно справились с заданием.

Консультанты сообщают о количестве бонусов за работу по орфографии.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Консультант оценивает работу всей группы, выделяя отдельных ребят.

- Учитель подводит итог работе, определяет лучшую группу.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Творческое задание.

Напишите сочинение-миниатюру “Где живет Совесть?”

2. Тест (задания разного уровня). (Приложение №3)

Литература.

  1. С. И. Львова, Г. К. Лидман - Орлова, В. В. Львов “Русский язык” (учебник для 7 класса).
  2. Д. Э. Розенталь “Орфография и пунктуация” (справочник по русскому языку).
  3. О. А. Кудинова, Б. С. Юнусова “Русский язык” (контрольные работы 6-7 классы).