Конспект урока по географии "Природные зоны России"

Разделы: География


Тема урока: «Природные зоны России».

Цели и задачи:

  • Дать знания о природных зонах России,   углубить знания о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.
  • Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах.
  • Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.
  • Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению  знаний, любви к Родине.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; видеофрагменты; план характеристики природных зон; репродукции картин; фотографии, открытки, стихи,  гербарии для средней школы.

Литература: М.Жилин «Многоэтажные острова», Ю.П.Пармузин «Живая география», Е.А.Жижина «Поурочные разработки», газета «География» №30 1998 г.

Тип урока: изучение нового.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Технология проектного обучения

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель знакомит учеников с целями и задачами урока. Главная задача перед группами – создание образа природной зоны, установление причинно-следственных связей.

II. Изучение нового материала

Учитель: на предыдущем уроке вы получили задание: распределиться по группам (по желанию), каждой группе подготовить материал по конкретной природной зоне. Для этого можно использовать любые источники информации: иллюстрации из журналов, стихи, видеофрагменты, отрывки из художественных произведений и т.д. А также на контурных картах нанести все природные зоны России. На столе приготовлены в помощь группам еще дополнительный материал: гербарий, фотографии животных, иллюстрации из журналов. Командиры групп подходят к столу и отбирают необходимый материал. Ваша задача – рассказать о конкретной природной зоне России и создать образ данной природной зоне. Класс разделен на четыре группы, поэтому сегодня знакомимся с четырьмя природными зонами. На подготовку дается 5минут.

План описания природной зоны:

1. Географическое положение
2. Климат
3. Почвы
4. Растительность
5. Животный мир
6  Внешний облик зоны
7. Использование человеком

Первая группа: (видеофрагмент) наша зона – зона арктических пустынь. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц – Большой и Малой. Зона находится в арктическом климатическом поясе. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.

Вторая группа: Зона тундры. Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта зона сформирована вдоль северного побережьяРоссии. Арктический и субарктический климатические пояса. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Типичные животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.
В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья не высоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10–15 см ствол голый. (Видеофрагмент о Чукотке.)

Третья группа: (видеофрагмент) Природная зона тайги.
«Тайга – слово, принятое в мировой географической и ботанической литературе для обозначения зоны хвойных лесов умеренного пояса Евразии. Тайга характеризуется небольшими суммами температур за период с суточными температурами выше 10оС в пределах 1000–1800о, с годовыми осадками в пределах 300–800 мм, продуктивностью фитомассы 260 т на 1 га и годовой ее продуктивностью 7 т на 1 га. Господствующие древесные породы: ель, лиственница, пихта, сибирский кедр. Ландшафт тайги характеризуется дремучими зарослями, ветровалом, часто избыточным увлажнением, наличием торфяников, недостатком света, особенно в черневой тайге». (Э.М.Мурзаев. Словарь народных географических терминов.)

«…Здесь медведь – хозяин. Ему нипочем все эти полуистлевшие перевернутые вверх корнями пни. Эти трухлявые колоды-трупы, из чрева которых победоносно прет молодняк, эти нагромождения тысяч поваленных бурею дерев, образующих огромные заломы; их трудно одолеть даже сказочному Сивке-Бурке. Все это поросло быльем, чертополохом, бояркой, крушиной, папоротником, и кой-где алеют кумачовые семейства мухоморов. Не место здесь человеку, даже птиц не видно, – разве что дятел пропорхнет, – здесь царствует медведь, на вершинах же дерев невозбранно владычествует белка.». Так описал тайгу в своем романе «Угрюм-река» В.Шишков.
Леса – основная природная зона России. Леса образуют две природные зоны: а) тайга; б)смешанные и широколиственные леса.
Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Т.к. чаще в лесной зоне Русской равнины пасмурная циклональная погода. Отсюда поговорка «Летний день год кормит». Зато зима давала время для отдыха и безделья. А отсюда привычка к лени, но и к огромному кратковременному напряженному труду.

Чемпионы леса

1. Самое долговечное дерево – лиственница, живущая 900 лет.
2. Самое высокое дерево – кедр.
3. Самое распространенное дерево – сосна.
4. Самое красивое, новогоднее дерево – елочка.
5. Самое распространенное лиственное «дерево-пионер» – береза.
6. Самое морозоуствойчивое, пугливое, говорливое дерево – осина.
7. Самое гибкое дерево, лесная балерина – рябина.

Четвёртая группа: Природная зона степей.

В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и полупустынь. Степи и лесостепи расположены южнее лесной зоны. Природная зона степей клином сужается к Западной Сибири, где она расположена к югу от тайги, смешанных лесов здесь нет, их заменили осиново-березовые колки. Климат характеризуется среднегодовой температурой от +3 до +10оС. Осадков выпадает за год от 300 до 500 мм. Здесь более холодные зимы, низкие температуры зимой не позволяют расти более теплолюбивым породам – дубу, клену, липе, ясеню и др. В восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), так как при достаточно теплом лете, здесь недостаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, и удалены от океанов).
Характерной особенностью климата является превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги, (то есть коэффициент увлажнения меньше единицы 0.8–0.9, на севере до 0.6; на юге до 0.3). Увлажнение недостаточное.
Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется, в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется, словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Лишь в более северной ее части растут ярко цветущие растения разнотравья. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становиться степь весной. Весна в степи длиться не долго – 2–3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Это то время, когда появляются в степи растения – эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Это растения – эфемеры – растения с коротким сроком вегетации.

Степь

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью, тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчаться степью
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами две-три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.

И.З.Суриков.

Красочно описал степь Николай Васильевич Гоголь в повести «Тарас Бульба»:
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, была зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизменным волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает в каком дальнем озере.
…Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленое; испарения подымались гуще. Каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием…Вся музыка,  звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе…..».
А вот как описывал древнегреческий историк Геродот степь «За Борисфеном (Днепр) же со стороны моря сначала простирается Гилея, а  на севере от нее живут скифы-земледельцы. Эти земледельцы скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа (Южный Буг), а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов не встретишь деревьев…Холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще там погода совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора, там дождей нет, а летом, напротив, очень сильные. Когда в других местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же часты. Гроза зимой вызывает изумление, как чудо; также и землетрясения в Скифии считаются диковинкой.»
Сегодня первозданную природу степей можно увидеть только вдоль оврагов, речных долин и в заповедниках. Вся степь распахана. Она является житницей России. Поля заняты посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также посевами бахчевых культур: арбузами, тыквами, дынями.

III. Закрепление

Учитель: А сейчас проверим, насколько хорошо усвоили изученный материал. На контурных картах, где дома заранее составили карту природных зон, подпишите климатические пояса, температуру января и июля, годовое количество осадков, типы почв и одним предложением напишите образ основных природных зон. На работу отводится 10 минут. Затем контурные карты сдаете.

IV. Заключение

Учитель просит оценить работу всех учащихся в группах. Выставляет оценки в журнал. Подводит итог урока.

V. Домашнее задание

Повторить пройденный на уроке материал. Подготовка к тестированию по теме «Природные зоны России».