Цели:
- дополнить теоретическую информацию по проблеме ответственности;
- предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию чувства ответственности у дошкольников и младших школьников;
- смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.
Участники: педагоги всех категорий: воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, учителя начальных классов, воспитатели ГПД.
Ведущая: старший воспитатель Петрова Альфия Ямалдиновна.
Классификационные характеристики игры:
- управленческая;
- организационно-деятельностная;
- с материализованным результатом;
- с использованием интерактивной доски (элементы презентации);
- коммуникативная (устная, письменная, визуальная);
- по сценарию.
Критерии оценивания:
- соблюдение регламента игры на всех этапах;
- содержание идей, предложений, инноваций;
- наиболее яркое выступление (практическое задание);
- умение вести дискуссию отвечать на вопросы.
Предварительная работа:
- анкетирование педагогов;
- информирование педагогов о методической теме на 2007–2008 учебный год;
- экспресс выступление на общем родительском собрании по проблеме ответственности.
Методическое обеспечение:
- Методы активного обучения:
- неимитационные (дискуссия);
- игровые методы (игровое проектирование);
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций,
действие по инструкции,,
решение ситуативных задач, мозговой штурм).
- Реквизиты:
- модель-схема «Лестница духовного роста» (Приложение 1)
- анкета «Расскажи о себе» (Приложение 2)
- волшебная палочка;
- мольберт, материал по проблеме ответственности на листах бумаги;
- использование интерактивной доски.
- Информационный банк: статьи из журналов «Управление ДОУ», «Завуч начальной школы», книги, брошюры);
- Модель деловой игры: (Приложение 3)
Сценарный план
I. Мотивационно-организационный этап
Мы сегодня поговорим об ответственности. Это слово вобрало в себя несколько понятий: уровни ответственности; компоненты, составляющие ответственности; процесс формирования ответственности; условия, влияющие на развитие чувства ответственности; передача ответственности и т. д. Мы педагоги, а это значит, мы несем ответственность не только за себя, но и за дело, за воспитание детей. В доказательство о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка можно привести несколько пословиц и поговорок: «Что посеешь, то пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени не жди доброго племени» и т.д. Поэтому, нам взрослым нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей. Сегодня мы с вами сделаем попытку проверить наши знания о проблеме ответственности, умение находить правильное решение в ситуациях. Нашу взрослую игру мы так и назовем – «Тест на ответственность».
II. Содержательный этап
Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Кто такая Я.
1. Ступенька «Я».
1) Игровое проектирование «Самопрезентация»
Методика «Профессиональные характеристики педагога и их оценка»
– Оцените данные характеристики в первой колонке в баллах от 1 до 10, а во второй – выразите свое отношение к этим характеристикам, используя знаки: «огорчает» – «минус», «безразлично» – «ноль», радует» – «плюс».
2) Действие по инструкции «Продолжи предложение»
– Давайте поразмышляем на тему «Со мною вот что-то происходит» (об ответственности)
Я радуюсь, когда ... Я обижаюсь, когда ... Я злюсь, когда ... Мне весело, когда ... |
Мне не нравится, когда ... Я грущу, когда ... Я страдаю, когда ... Я плачу, когда ... |
Резюме: Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее
2. Ступенька «Мир людей»
– Поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер, проявляются разные виды ответственности.
1) Дискуссия «Быть ответственным, значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действий».
- Если это истина, то поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.
- Если вы в этом горячо убеждены, убеждайте нас с восклицательным знаком.
- Если сомневаетесь в ваших высказываниях, будет присутствовать знак вопроса.
- Если имеется другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.
– Я вам предлагаю в подгруппах обсудить это высказывание, и выступить представителю каждой подгруппы.
2) Мотивационно-побуждающая игра «Волшебная палочка» – игра «Разложи верно определения» (каждой подгруппе предлагаются слова на полосках бумаги, которые они должны объединить в определение):
- Компоненты (составляющие) ответственности: 1. понимание задачи; 2. согласие с поставленной задачей; 3. умение самостоятельно мотивировать свои действия.
- Уровни воспитания ответственности: 1. ребенок в качестве помощника; 2. ребенок нуждается в понимании и контроле; 3. выполняет задание самостоятельно.
- Условия развития чувства ответственности: 1. самоуважение; 2. разумные ограничения; 3. условия развития ребенка.
Для контроля правильности выполнения задания предложить таблицы и схемы с определениями (на мольберте).
Резюме: Наши взгляды, как вы уже убедились, могут быть разными, но есть и общая тема «Ответственность» – мы участвуем в обсуждении, взволнованы, и эта эмоция нас объединяет.
3. Ступенька «Окружающий мир»
– Следующая ступенька именуется «Окружающий мир». Здесь мы видим жизнь в еще большем многообразии: этот мир имеет политический фон, социальную окраску. И вот здесь наше «Я» подвергается настоящему испытанию: Как найти свое место в мире? Как выжить? Как воспитывать и обучать детей?
3) Рефлексивно-оценочная игра «Определение ответственности в ситуациях»
На каждую подгруппу дается ситуация, в которой они должны определить, присутствует ли там ответственность или другое чувство?
- Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает (Повиновение)
- Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник, она сразу приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы (Ответственность. Девочка могла быть читать любую другую книгу)
- Коля хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется. (Ответственность).
- Ваня обещал принести своему школьному товарищу книгу, но забыл (Ни повиновение, ни ответственность) – данную ситуацию решают все педагоги.
(4 ситуация и ответы к ситуациям появляются на интерактивной доске)
– Процесс передачи ответственности очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Передача детям ответственности за свои дела и поступки – самая большая забота. Она делает их более сильными и уверенными в себе, а ваши отношения – радостными и спокойными. (Приложение 4)
4. Ступенька «Творческая мастерская».
– Самая высокая ступенька жизненного пути – творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Явам предлагаю творческое задание – вывести формулу ответственности в подгруппах и представить.
Анкета педагогов «Расскажи о себе» (анализ результатов теста «Ответственность» – педагоги) (Приложение 5)