1. Пояснительная записка
Летний период – активная пора социализации
школьников.
С наступлением летних каникул перед
большинством родителей встаёт вопрос о том,
каким образом организовать летний отдых своих
детей. Особую роль играют лагеря с дневным
пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь,
ребёнок не отрывается от семьи, находится под
присмотром педагогов, своевременно накормлен,
занят интересными делами, а вечером и в выходные
дни в кругу семьи.
Ещё один немаловажный момент – это возможность
общения ребёнка с привычным кругом друзей.
Ежегодно около 150 учеников нашей школы окунаются
в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь
«Бригантина» даёт возможность для раскрытия
творческих способностей детей и способствует
психологическому комфорту в общении. Кроме того,
правильно организованная деятельность, отдых,
досуг, оздоровление способствуют духовному и
физическому росту детей, имеет реальный выход в
жизнь. Это подтверждается не только результатами
исследований, но и практикой сегодняшнего дня.
Дети, выросшие из лагеря, возвращаются в него
вожатыми, т.е. становятся членами
педагогического отряда «МАЯК».
Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках
программы ребята не только оздоравливаются, но и
получают конкретные знания, умения и навыки
лидерства.
В основе программы «Морское путешествие» лежат следующие принципы: добровольности, открытости в деятельности экипажей (отрядов), учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей; доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка; систематичности, наглядности, развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей; коллективности.
2. Целеполагание
Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.
Задачи:
- привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
- организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
- организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
- раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.
3. Содержание деятельности и форма реализации в рамках программы «Морское путешествие» (описание сюжетно-ролевой игры)
Спросите у ребят, кто из них не хочет
отправиться в путешествие, и вырастет лес рук,
заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер
странствий дорог каждому.
И поэтому мы в лагере так же решили организовать
путешествие для ребят.
Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра.
Участники игры: дети, вожатые пед. отряд «МАЯК», ст. вожатая, воспитатели, администрация лагеря.
4. Сроки реализации: с 2–28 июня 2006 г.
5. Игровая модель
Ребята нашего лагеря очень неугомонные,
стремятся узнать и увидеть как можно больше. Они
составили свою карту путешествия по «Следам
Синдбада-морехода».
Карта вывешивается в первый день смены на видном
месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней
флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой
дневник – «Бортовой журнал», куда заносит,
зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с
чем встречается в пути.
Введение в игру начинается с момента встречи с
детьми в первый день лагеря. В этот день
проводится общелагерная игра «Свистать всех
наверх!».
Игра проходит в два этапа: индивидуальный и
командный.
Вся жизнедеятельность в ДОЛ «Бригантина» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:
Столовая – камбуз;
Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
Место проведения линейки – капитанский мостик;
Место сбора экипажа – кают-компания;
Экипажные комнаты – кубрики и каюты;
Отряд – экипаж;
Вожатые отрядов – штурманы;
Администрация лагеря – оргкомитет по ведению регаты;
Информационный стенд – дневник путешествия;
Дети – моряки.
Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием «Морской глоссарий». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 7 неизвестным островам. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 7 островов.
На протяжении лагерной смены все члены экипажей смогут принять участие в интереснейших экскурсиях в видеоцентр, ТЮЗ, театр кукол «Арлекин», планетарий, посмотреть цирковую программу и др.
6. Этапы игры
- Организационный: «По следам Синдбада-морехода».
- Основной: «По пути приключений и открытий».
- Итоговый: «Остров сокровищ».
7. Система стимулирования
После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.
Каждый якорь имеет свой цвет и значение:
- Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
- Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
- Якорь зеленого цвета – 3 место и 5 миль.
- За особые заслуги – золотой якорь.
Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:
- «Самый дружный»,
- «Самый творческий»,
- «Самый интеллектуальный»,
- «СУПЕРЭКИПАЖ».
Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.
Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.
Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета.
Звание «морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.
1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты корабль может:
1. Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие «В поисках сокровищ капитана Флинта» или водно-сухопутное соревнование. Может быть и свой вариант.
2. Попасть в шторм. На моряков свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Отряд в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.
3. На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.
4. Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).
5. Штиль – отряд должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.
6. Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль.
Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кубрике и каюте. Совет капитанов по проведению регаты может дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело( если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).
8. Детское самоуправление
На организационном этапе проходят выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радист.
9. Содержательная модель программы
Традиционно из детей формируется 5–6 отрядов. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.
Так же в течение смены ребята могут посетить любой кружок по своим интересам. Занятия в кружках ведут вожатые пед. отряда «МАЯК» и носят законченный характер.
1. Спортивные: футбол, волейбол, ПДД
«Светофорчик»
2. Творческие: песенный, танцевальный мягкая
игрушка, оригами, изонить, биссероплетение.
3. Интеллектуальный: логические игры.
Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка.
10. Информационное обеспечение программы «Морское путешествие» осуществляет пресс-центр лагеря.
11. Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы, педагогический отряд вожатых «МАЯК», в состав которого входят учащиеся 8–10 классов.
Координатор программы: Шарыпова Светлана Витальевна – старшая вожатая начальных классов школы.
12.Тематическое планирование
- День первый:
- приход в лагерь, игра по отрядам «Суета сует»; общелагерная игра «Свистать всех наверх!». Отрядные огоньки знакомств.
- День второй:
- организационные сборы в отрядах; общелагерный вечер знакомств «Путешественники, здравствуйте!», вожатский концерт «На всех парусах»
- День третий:
- линейка открытия «По следам Синдбада-морехода», «Полный вперёд!», дискотека «На морской волне»
- День четвёртый:
- занятия в кружках, выпуск стенной газеты «1 день из жизни путешественников»
- День пятый:
- эколого-спортивный день – старт 1 этапа: индивидуальные соревнования в «Школе юнг» общая большая эстафета «В поисках сокровищ капитана Флинта» «Брейн-ринг».
- День шестой:
- кружки, музыкальное шоу-программа «Вечер на рейде», «Дневник регаты»– просмотр видеокассеты.
- День седьмой:
- кружки, отрядное время, первенство по футболу
- интеллектуальное шоу «В погоне за морскими призраками»
- День восьмой:
- день наоборот «Бермудский треугольник»
- конкурсная программа «Сардинка, сардинка, сардинка моя…»
- сказка «Шиворот-навыворот»
- День девятый:
- кружки, подготовка к тематическому дню по экипажам «Три в одном»
- День десятый:
- тематический день «Три в одном»
- День одиннадцатый:
- соревнование команд «Огонь, вода и медные трубы», конкурсная программа «Ты морячка, я – моряк»
- День двенадцатый:
- праздник «Нептуна»
- День тринадцатый:
- праздник «Корабельная кутерьма», конкурсная программа «Лидер и его команда»
- День четырнадцатый
- подготовка ко Дню Памяти, корректировка курса
- «Дневник регаты» (видео), выпуск газеты пресс-центром «1 день из жизни путешественников»
- День пятнадцатый
- День Памяти
- День шестнадцатый
- творческий день «С корабля на бал»
- День семнадцатый
- прощальные отрядные огоньки
- детский концерт
- День восемнадцатый
- ярмарка «Остров сокровищ», линейка закрытия смены – Финиш регаты
- вожатский концерт «На всех парусах».
14. Ожидаемые результаты по программе
Результатом реализации программы будет
являться оздоровление и отдых более 150 мальчишек
и девчонок нашей школы.
В ходе реализации программы «Морское
путешествие» мы предполагаем рассматривать
ожидаемые результаты смены через:
1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:
- удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
- реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
- формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
- формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.
2. Результаты, касающиеся детского объединения:
- создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.
3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:
- апробация новой модели лагерной смены;
- совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
- пополнение копилки форм работы;
- развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.
4. Результаты, направленные на педагогический отряд вожатых:
- повышение уровня педагогического мастерства;
- апробация модели взаимодействия пед. отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие», самореализация вожатых.
15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
В лагере осуществляется следующие виды диагностики:
- Предварительная диагностика – проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
- Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
- Итоговая диагностика
- Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.
16. Законы путешественников
Закон дружбы:
Один за всех и все за одного.
Закон времени:
Точность – вежливость королей.
Закон слова и дела:
Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.
Закон поднятой руки:
Если поднята рука,
Значит – все молчат пока.
Закон дома:
Лагерь наш – нам общий дом.
Чистоту храните в нём.
Закон песни:
Без песни ни дня, без песни ни шагу.
В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.
Закон природы:
Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.
17. Традиции путешественников
- Традиция приветствия.
- Традиция «Орлятского круга».
- Традиция проведения вечерних огоньков.
- Традиция «Ни дня без тайн и сюрпризов».
- Традиция доброго отношения к песни.
- Большая Робинзонада. Праздник Нептуна.