Конспект логопедического занятия для 3-х классов на тему "Дифференциация слов-«приятелей» и слов-«неприятелей»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить умение образовывать синонимы, антонимы к данным частям речи;
  • расширять и обогащать активный словарь учащихся путем образования ассоциативных парадигматических связей;
  • уточнять знания детей о способности слова иметь синонимические и антонимические ряды;
  • познакомить учащихся со способностью слов располагаться по степени убывания и возрастания;
  • упражнять учащихся в умении находить синонимы и антонимы в тексте;
  • совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и орфографической зоркости;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: зеркала индивидуальные; магниты, тетради, ручки, карандаши; индивидуальные карточки с лестницей из трех ступенек:

задание № VII – индивидуальные карточки со словосочетаниями;
задание № VIII – на парту карточки со словами: колоссальный, громадный, огромный, большой, средний, маленький, малюсенький, крохотный, микроскопический;
задание № X – карточка с текстом на парту.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Мимическая гимнастика перед зеркалом.

1. Вы гуляете на улице. Светит теплое солнышко, улыбнитесь ему – УЛЫБКА
2. Вдруг погода испортилась. Солнышко закрыли тучи. Пошел холодный дождь, надо идти домой – ОГОРЧЕНИЕ
3. Пока шли домой – промочили ноги, заболело горло – БОЛЬ
4. Пришел доктор, выписал горькое лекарство –
5. Горькое лекарство помогло. Вы снова на улице и улыбаетесь солнышку.– УЛЫБКА

II. Упражнение в звукобуквенном анализе

Запись на доске.

– Запишите “звуковую рубашку” слов, отметьте опасные места в словах: восход, заря – ([в а с х о т], [ з а р’ а])
– Запишите слова по транскрипции – [ д’ э н’ ], [ н о ч’ ]
– Что можно сказать о значении первой пары слов? – Они близкие по значению, т.е. слова – “приятели” или синонимы.
– Что можно сказать о значении второй пары слов? – Они противоположны по значению, т.е. слова – “неприятели” или антонимы.
– Какой частью речи являются эти слова?

III. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем говорить о “словах-приятелях” и “словах-неприятелях” или синонимах и антонимах

IV. Создание смешанного ряда синонимов и антонимов – прилагательных

К прилагательному “теплый” учащимся, которые сидят в первом ряду, нужно придумать синонимы, а ученикам, сидящим во втором ряду, необходимо подобрать–антонимы. Слова записываются на доске.

Теплый

жаркий
горячий
знойный
жгучий
прохладный
холодный
морозный
студеный

Обратить внимание детей на то, что между собой пары слов являются антонимами

V. Гимнастика для глаз

Потрите кончики пальцев, когда почувствуете в них тепло – прижмите сомкнутые пальчики к закрытым векам. Посидите так 10 секунд, затем медленно откройте глаза. Повторить 2–3 раза.

VI. Устно в данном словосочетании замените глагол “бежит” синонимом

Время бежит – (движется)
Речка бежит – (течёт)
Молоко бежит – (вытекает)

VII. Отработка синтагматической ассоциации

Индивидуально на карточках подберите и запишите словосочетание противоположное по смыслу данному.

Свежий хлеб – (черствый) хлеб
Свежий ветер – (теплый) ветер
Свежая рубашка – (грязная) рубашка
Свежая газета – (вчерашняя) газета

VIII. Моделирование лексико-семантических конструкций с постепенным переходом к новому качеству

Расположите слова по степени убывания признака. Обсуждение в парах и выкладывание карточек со словами на доске.

Колоссальный
Громадный
Огромный
Большой
Средний
Маленький
Малюсенький
Крохотный
Микроскопический

Устно составьте 2–3 словосочетания по типу: прилагательное + существительное.

IX.Физкультминутка

Снегирек

Сел – руки к плечам
На ветку – руки в стороны
Снегирек. – помахать руками
Брызнул – резко открывать пальцы, сомкнутые в кулачки
Дождик, – перебирать пальчиками сверху вниз
Он промок. – обхватить себя руками
Ветерок, – взмахи руками
Подуй слегка, – обмахиваться руками, как веером
Обсуши – перебирать пальцами перед собой вдоль тела
Нам – руки прижать к груди
Снегирька – помахать руками, как крыльями.

X. Работа с предложением

1. Комментированное письмо предложения с выделением “ошибкоопасных“ мест в словах.

От радости старики молодеют, а от печали молодые стареют.

2. Есть ли в этом предложении слова – синонимы? Сколько пар слов – антонимов использовано? Назовите их.

XI. Работа с текстом парами.

Объясните свой выбор слов.

1 текст. Вставьте глаголы, противоположные по смыслу выделенным словам.

Во время великой Отечественной войны мой отец потерял своих родителей, а … их спустя много лет. Боец упал, но … и бросился вперед.
Я всегда помню свои обязанности и никогда их не… Отец от радости смеется, а бабушка почему-то…

2 текст. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок.

… взрыв потряс воздух. Раздался … вой сирены. Во дворе были слышны …голоса ребят (звонкий, оглушительный, пронзительный)
Молния ударила в … дуб. На краю деревни стояла … избушка. В музее была … мебель. (старинный, ветхий, старый)

3 текст. Прочитайте текст. Проанализируйте в нем недостаток. Что нужно сделать, чтобы устранить его?

Робкий заяц

Нет более робкого животного, чем заяц. Он пугается даже слабого шума. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов.

XII. Итог

Перед вами лестница из трех ступенек.
Нижняя ступень лестницы обозначает, что тема: “Cлова-приятели” и “слова-неприятели” вам еще непонятна.
Средняя ступень – тема вам понятна, но были допущены ошибки в подборе нужных слов.
Верхняя ступень – тема понятна, ошибок нет.
Нарисуйте человечка, который обозначает вас, на той ступеньке, которая соответствует вашим знаниям по этой теме.