Урок обобщения, закрепления и контроля знаний по теме: "Галогены" с ИКТ-поддержкой

Разделы: Химия


Тема: «Галогены и их соединения».

Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.

Цели:

  • Повторить и обобщить знания по теме: «Галогены и их соединения».
  • Проверить знания учащихся нестандартными методами.
  • Развивать интерес к химии, используя игровые ситуации, решая экспериментальные задачи.
  • Совершенствовать надпредметные умения и навыки.

Задачи:

  • повторить историю открытия и названий галогенов, написание химических формул; химических уравнений и расстановки коэффициентов; химических и физических свойств галогенов и их соединений; качественных реакций на распознавание галогенид- ионов; применение галогенов и их соединений
  • повторить правила ТБ при работе с химическим оборудованием и реактивами;
  • развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умения ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно- следственные связи;
  • развивать учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, аргументировать, наблюдать, проводить эксперименты;
  • развивать учебно-организационные умения: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, умение сотрудничать при решении учебной задачи, умение оказать помощь товарищу объяснить, договориться, принять помощь самому, умение осуществлять самоконтроль.

ХОД УРОКА

I этап. Подготовительно-организационный.

Учитель называет тему и цели урока. Объясняет способы работы, правила игры. Предлагает классу разбиться на три команды, причём в каждой должен быть:

  • капитан – 1человек
  • теоретик – 1 человек
  • практики – 1 человек
  • угадайки – 2 человека
  • лаборанты – 2(1) человека

Затем учитель представляет жюри ( предполагаемый состав: лаборант, старшеклассники, родители, член администрации и т.д.) и называет конкурсы:

  1. Разминка
  2. Без названий никуда (химическое домино)
  3. Лаборанты, за дело!
  4. Химические уравнения
  5. Учение с развлечением
  6. И опыт – сын ошибок трудных…
  7. Чёрный ящик

Учитель определяет способ оценивания за урок. Команде нужно постараться набрать большее количество очков. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают «5» и так по убыванию.

II этап. Закрепление, обобщение и контроль знаний

Конкурс «Разминка»

Команды по очереди отвечают на 7 вопросов (члены команды по очереди). Затем высвечиваются правильные ответы для проверки.

Вопросы команде № 1

  1. Сколько атомов в молекуле хлора?
  2. Как переводится слово «йод»?
  3. В каком веке был открыт астат?
  4. В каком органе в организме сосредоточен йод?
  5. Какой галоген входит в состав тефлона?
  6. Может ли хлор встречаться в свободном виде в природе?
  7. Кто из учёных за открытие одного из галогенов был удостоен Нобелевской премии?

Вопросы команде № 2

  1. Какое животное причастно к открытию йода?
  2. Название какого галогена переводится «разрушитель»?
  3. Какой галоген используют для обнаружения крахмала ?
  4. Какая кислота плавит стекло?
  5. Какой из галогенов радиоактивен?
  6. Какой галоген используют для обеззараживания питьевой воды?
  7. Какой галоген самый сильный окислитель?

Вопросы команде № 3

  1. С помощью какого физико-химического процесса был выделен фтор?
  2. Назовите самый распространённый в природе галоген
  3. Какие расстройства лечат соединениями брома?
  4. Сколько электронов на внешнем слое атома йода?
  5. Какой реактив используют для обнаружения хлоридов, бромидов, иодидов?
  6. Какая кислота находится в желудке?
  7. Какой галоген входит в состав зубной пасты?

Конкурс «Без названий никуда!»
Вниманию всей команды предлагается карточка Химического домино, в которой необходимо совместить названия веществ с их химическими формулами. Чем быстрее и правильнее, тем лучше!

1

Плавиковый шпат

А

NaCl

2

Каменная соль

Б

HCl

3

Соляная кислота

В

KClO3

4

Бертолетова соль

Г

KCl

5

Сильвин

Д

CaF2

Затем все команды участвуют одновременно в четырёх конкурсах (в течение 10 минут).

Конкурс «Лаборанты, за дело!» участвуют лаборанты.

Собрать прибор для получения хлороводорода и назвать правила ТБ.

Конкурс «Химические уравнения» участвуют теоретики.

Необходимо за отведённое время закончить уравнения химических реакций и расставить коэффициенты. (уравнения могут быть записаны на доске или на карточках):

NaI + Br2 ––>
NaCl + F2 ––>
Fe + Cl2 ––>
H2O + F2 ––>
HCl + Al ––>

Конкурс «Учение с развлечением» участвуют угадайки/

Разгадать за отведённое время кроссворд. Кроссворд в Приложении 1

Конкурс «И опыт, сын ошибок трудных!» участвуют практики/

Определить в какой пробирке раствор хлорида, бромида, иодида, фторида с помощью качественных реакций.
Затем ещё раз напоминаются задания и все вместе просматривают правильные ответы.

Пока жюри подводит итоги: Конкурс «Чёрный ящик» участвует вся команда.

Задав три вопроса ведущему о свойствах предмета в чёрном ящике, угадать, что это за предмет. Но ответы ведущего будут лишь «да» и «нет».Естественно, что все эти предметы связаны с темой урока.

В чёрном ящике могут быть предметы: зубная паста, тефлоновая сковорода, белый лист бумаги, кусочек белой ткани, лекарственный препарат, изделие из пластмассы- поливинилхлорида, раствор йода медицинский, отбеливатель, фотография, морская капуста, поваренная соль

III этап. Подведение итогов

Жюри оглашает результаты игры. Учитель объявляет оценки. Затем ещё раз напоминаются задания и все вместе просматривают правильные ответы.
Соотносит цели урока и полученный результат. Проигравшей команде даётся шанс реабилитироваться, выполнив творческое домашнее задание.

IV этап. Домашнее задание

По теме «Галогены»

  1. Сочинить сказку.
  2. Составить кроссворд.
  3. Сочинить стихотворение.
  4. Сделать компьютерную презентацию.
  5. Нарисовать рисунок.
  6. Сообщение об учёном.

В Приложении 2 находится презентация используемая для данного урока. В Приложении 3 список Интернет ресурсов для подготовки к игре.