Тема: «Галогены и их соединения».
Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.
Цели:
- Повторить и обобщить знания по теме: «Галогены и их соединения».
- Проверить знания учащихся нестандартными методами.
- Развивать интерес к химии, используя игровые ситуации, решая экспериментальные задачи.
- Совершенствовать надпредметные умения и навыки.
Задачи:
- повторить историю открытия и названий галогенов, написание химических формул; химических уравнений и расстановки коэффициентов; химических и физических свойств галогенов и их соединений; качественных реакций на распознавание галогенид- ионов; применение галогенов и их соединений
- повторить правила ТБ при работе с химическим оборудованием и реактивами;
- развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умения ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно- следственные связи;
- развивать учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, аргументировать, наблюдать, проводить эксперименты;
- развивать учебно-организационные умения: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, умение сотрудничать при решении учебной задачи, умение оказать помощь товарищу объяснить, договориться, принять помощь самому, умение осуществлять самоконтроль.
ХОД УРОКА
I этап. Подготовительно-организационный.
Учитель называет тему и цели урока. Объясняет способы работы, правила игры. Предлагает классу разбиться на три команды, причём в каждой должен быть:
- капитан – 1человек
- теоретик – 1 человек
- практики – 1 человек
- угадайки – 2 человека
- лаборанты – 2(1) человека
Затем учитель представляет жюри ( предполагаемый состав: лаборант, старшеклассники, родители, член администрации и т.д.) и называет конкурсы:
- Разминка
- Без названий никуда (химическое домино)
- Лаборанты, за дело!
- Химические уравнения
- Учение с развлечением
- И опыт – сын ошибок трудных…
- Чёрный ящик
Учитель определяет способ оценивания за урок. Команде нужно постараться набрать большее количество очков. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают «5» и так по убыванию.
II этап. Закрепление, обобщение и контроль знаний
Конкурс «Разминка»
Команды по очереди отвечают на 7 вопросов (члены команды по очереди). Затем высвечиваются правильные ответы для проверки.
Вопросы команде № 1
- Сколько атомов в молекуле хлора?
- Как переводится слово «йод»?
- В каком веке был открыт астат?
- В каком органе в организме сосредоточен йод?
- Какой галоген входит в состав тефлона?
- Может ли хлор встречаться в свободном виде в природе?
- Кто из учёных за открытие одного из галогенов был удостоен Нобелевской премии?
Вопросы команде № 2
- Какое животное причастно к открытию йода?
- Название какого галогена переводится «разрушитель»?
- Какой галоген используют для обнаружения крахмала ?
- Какая кислота плавит стекло?
- Какой из галогенов радиоактивен?
- Какой галоген используют для обеззараживания питьевой воды?
- Какой галоген самый сильный окислитель?
Вопросы команде № 3
- С помощью какого физико-химического процесса был выделен фтор?
- Назовите самый распространённый в природе галоген
- Какие расстройства лечат соединениями брома?
- Сколько электронов на внешнем слое атома йода?
- Какой реактив используют для обнаружения хлоридов, бромидов, иодидов?
- Какая кислота находится в желудке?
- Какой галоген входит в состав зубной пасты?
Конкурс «Без названий никуда!»
Вниманию всей команды предлагается карточка
Химического домино, в которой необходимо
совместить названия веществ с их химическими
формулами. Чем быстрее и правильнее, тем лучше!
1 | Плавиковый шпат |
А |
NaCl |
2 |
Каменная соль |
Б |
HCl |
3 |
Соляная кислота |
В |
KClO3 |
4 |
Бертолетова соль |
Г |
KCl |
5 |
Сильвин |
Д |
CaF2 |
Затем все команды участвуют одновременно в четырёх конкурсах (в течение 10 минут).
Конкурс «Лаборанты, за дело!» участвуют лаборанты.
Собрать прибор для получения хлороводорода и назвать правила ТБ.
Конкурс «Химические уравнения» участвуют теоретики.
Необходимо за отведённое время закончить уравнения химических реакций и расставить коэффициенты. (уравнения могут быть записаны на доске или на карточках):
NaI + Br2 ––>
NaCl + F2 ––>
Fe + Cl2 ––>
H2O + F2 ––>
HCl + Al ––>
Конкурс «Учение с развлечением» участвуют угадайки/
Разгадать за отведённое время кроссворд. Кроссворд в Приложении 1
Конкурс «И опыт, сын ошибок трудных!» участвуют практики/
Определить в какой пробирке раствор хлорида,
бромида, иодида, фторида с помощью качественных
реакций.
Затем ещё раз напоминаются задания и все вместе
просматривают правильные ответы.
Пока жюри подводит итоги: Конкурс «Чёрный ящик» участвует вся команда.
Задав три вопроса ведущему о свойствах предмета в чёрном ящике, угадать, что это за предмет. Но ответы ведущего будут лишь «да» и «нет».Естественно, что все эти предметы связаны с темой урока.
В чёрном ящике могут быть предметы: зубная паста, тефлоновая сковорода, белый лист бумаги, кусочек белой ткани, лекарственный препарат, изделие из пластмассы- поливинилхлорида, раствор йода медицинский, отбеливатель, фотография, морская капуста, поваренная соль
III этап. Подведение итогов
Жюри оглашает результаты игры. Учитель
объявляет оценки. Затем ещё раз напоминаются
задания и все вместе просматривают правильные
ответы.
Соотносит цели урока и полученный результат.
Проигравшей команде даётся шанс
реабилитироваться, выполнив творческое домашнее
задание.
IV этап. Домашнее задание
По теме «Галогены»
- Сочинить сказку.
- Составить кроссворд.
- Сочинить стихотворение.
- Сделать компьютерную презентацию.
- Нарисовать рисунок.
- Сообщение об учёном.
В Приложении 2 находится презентация используемая для данного урока. В Приложении 3 список Интернет ресурсов для подготовки к игре.