Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

Разделы: История и обществознание


Предмет: история России.

Класс: 9.

Тема: Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах.

Учебно-методическое обеспечение: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XXI века. М., 2005 г.

Оборудование:

    • карта субъектов Российской Федерации;
    • документы по национальным проектам;
    • наглядность для обыгрывания сказки.

Время реализации занятия: 2 урока.

Задачи занятия:

  • рассмотреть особенности развития современной России;
  • познакомиться с программой реформ, их этапами, ходом, начальными результатами;
  • выяснить роль национальных проектов в развитии современной России.

План занятия:

I. Организационный момент.
II. Работа над национальными проектами:

  1. Национальный проект «Здравоохранение».
  2. Национальный проект «Образование».
  3. Национальный проект «Доступное и комфортное жильё».
  4. Национальный проект «развитие АПК».

III. Подведение первых итогов результативности реформ.
IV. Подведение итогов урока.

Основные понятия: реформа, федерация, национальный проект, приоритет.

Предварительная работа: заранее весь класс делится на четыре группы, каждая группа собирает и изучает материал по национальным проектам (1 гр. – нац. проект «Здравоохранение», 2 гр. – «Образование», 3 гр. – «Доступное и комфортное жилье», 4 гр. – «Развитие АПК»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сказка ложь да в ней намек,
добрым молодцам урок.

– В некотором царстве, в некотором государстве, давно ли это было или недавно – никто не ведает, правил царь-государь, а поскольку он был мудрый, то правил не один, с помощниками, с боярами совет держал. И всё вроде правильно делал, а результаты не радовали. Царь-батюшка то спокойно, то в тихой ярости чего только ни передумал, как бы жизнь в своём государстве сделать не только богатой, но и счастливой, чтобы и державы заморские перед ними шапки поснимали, считаться бы стали.
И собрал царь своих бояр в первый раз и объявил, чтобы к следующему совету каждый приготовил сказку, да не простую, а про своё ведомство, сказку, которую никто не слыхивал. Тут усмехнулся царь коротко и добавил, что сказку эту надо будет в ближайшее время сделать явью.
Призадумались бояре: улетишь в облака, а как исполнять, придумаешь плохо – сказки не получится, лучшей жизни не будет. Крепко озадачил их государь.
Во второй раз собрались бояре к царю-государю новые думы думать. Не сразу сказки получались, и тогда разослал царь послов собрать вести, как живет народ его, в чем его главная нужда. Вернулись послы, докладывают. Смотрит царь на помощников своих, скрытно улыбается, радуется, что зашевелились: и глаза заблестели, и речи конкретнее стали.
И в третий раз собрал государь Думу боярскую, послушать сказки о том, какой скоро жизнь станет. И назвали эти сказки национальными проектами. И получилось их пока четыре, а остальные бояре еще раздумывают, что бы такое по своему ведомству полезное сделать.

Учитель обращается к ученикам.

Опираясь на документы, ответить на вопросы:

  1. Что такое национальные проекты?
  2. Как и когда они разрабатывались?
  3. Какова цель этих проектов?

И предстал перед царём первый боярин: «Вели, государь, слово молвить». «Докладывай, лекарь главный, что замыслил? Как ты будешь лечить людей, поддерживать здоровый дух моего народа? Нашему государству люди нужны здоровые».

Учитель обращается к группе, работавшей по нац. проекту «Здравоохранение».

Основные направления проекта по повышению общего уровня здравоохранения в России.

  1. Что планируется сделать в рамках проекта?
  2. Ход реализации нац. проекта.

Крепко призадумались все, кто имеет отношение к проектам. Ведь скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А надолго такие дела откладывать нельзя. И остальные бояре почувствовали важность этого дела и необходимость скорого осуществления.
Вышел другой боярин и молвил: « Здоровые люди – хорошо, но грамотность тоже нужна во всём, иначе в нашем государстве дела лучше не пойдут, перегонят нас страны заморские, согнут нас дугой». «Да, и с этим проектом затягивать нельзя, – заметил государь – важное дело предлагает боярин».

Учитель предлагает поработать второй группе с материалами по национальному проекту «Образование».

  1. Направления приоритетного проекта «Образования»
  2. Изменения в системе образования.
  3. Ход реализации проекта.

«И здоровые будем и грамотные, а главное для всех - крыша над головой, – заметил третий боярин - чтобы не только большой общий дом был – наше государство, но у каждого свой дом. Вот вам и мои соображения, как сделать, чтобы сограждане думали не о том, где угол найти для проживания, а как добиться процветания всего нашего царства – государства».

В работу включается группа, готовившая материал по национальному проекту «Доступное и комфортное жилье».

  1. В чем острота этого проекта?
  2. Основные направления.
  3. Ход реализации нац. проекта.

Повеселел царь-батюшка, загибая пальцы, приговаривает: «Здоровье поправим, образование дадим, крышу над головой предложим, а кормить-то чем будем, чтобы народ больше думал о пользе государственной?» Зашевелились бояре, призадумались – не сразу решили этот вопрос. Казну не растянешь на все государственные нужды. «Как быть? Что делать? Думайте, бояре», – обратился царь к помощникам. «Позволь, царь-батюшка, слово молвить о задумке моей, как обеспечит едою да всем другим, необходимым для жизни. Предлагаю назвать эту программу «Развитие АПК»». «А как вершить-то будем?» – поинтересовался государь.

С направлениями в «Развития АПК» выступает четвертая группа.

  1. Основные направления
  2. Ответственные за реализацию проекта.

И сказал государь: «Поработайте, бояре, на Отечество наше, я не столько люблю сказки, как дела по этим сказкам. Даю вам сроку малого, чтобы проекты заработали. И не сносить вам головы, если загубите дело доброе». И закипела работа в этом царстве – государстве, хоть каждому жалко было свою голову, но работали уже не за страх – за совесть: стыдно было такое важное дело провалить. И прошло времени, много ли мало ли, опять собирает царь-батюшка помощников своих: «Сказывайте, бояре мои любимые, что сделали, как дела у вас идут по нашим сказкам?» И выступили бояре один за другим, и доложили, что уже сделано.

Результаты по национальным проектам, особо обратить внимание на исполнение по Томской области.

И заблестели глаза у государя: «А не худо, бояре, и на другие стороны нашей жизни сказки сочинить, да и в жизнь претворить, чтобы жизнь в нашем государстве была еще лучше. Вот что я давеча надумал…»

Учитель говорит о том, что назревают проекты в других направлениях: «Наука», «Дороги России», «Молодежь России».

Подводится итог занятия. Обобщается значение проектов для страны, а также для каждого человека, живущего в стране.
А тут и сказке конец, кто слушал – молодец: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, как по жизни им мечтать и мечты осуществлять, не лениться, не бояться, чтобы всем нам состояться.

Интернет-ресурс: http://rost.ru/