«Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи».
Лев Толстой.
Мы учителя считаем, что качественный урок - это «насыщенный» урок, когда на уроке удается много сделать, использовать разнообразные формы работы. А какой урок, какое внеклассное мероприятие нравиться детям, что ученики и их родители хотят получить от школы?
1-й раздел.
Что нужно детям от школы?
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из Школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Школа – прежде всего, учит, но она должна еще и развивать способности обучающихся, учить их применять полученные знания.
На сегодняшний день мы не перестаем считать, что воспитание- это «наставление на путь истинный». Это же есть не что иное, как авторитарный метод взаимодействия со своими учениками. Как ни странно в школе при этом ученики видят работу учителя. Такие классные коллективы активны в городских и школьных мероприятиях. Авторитарный метод помогает раскрывать индивидуальность обучающихся. Примером этого могут служить коллективы 6-б,7-а,8-а,9-б классов. Дарования ученика можно рассмотреть во внеклассной, внеурочной деятельности. Но на сегодняшний день в массовой школе творческие способности являются наименее развиваемыми. Дети к творчеству относятся недоверчиво и небрежно. Причина в том, что в школе на первом месте стоит процесс обучения, а на втором месте процесс воспитания. Это делает процесс творчества затруднительным. Низкая результативность в учебной деятельности приводит к тому, что ученик теряет потребность в прекрасном. Если ученик не уважает свой труд, он не имеет желания и сам трудится. Уважение в ученике нужно воспитывать. Ребенок в школе должен получить удовольствие оттого, что сделал. Этим должны любоваться и окружающие. Только в этом случае у ребенка появляется желание в творчестве.
Что же в первую очередь нужно детям от школы?
Анкетирование, проведенное среди обучающихся 7,9,10,11 классов, показало:
- Охотно посещают школу- 50%;
- С желанием выполняют уроки- 30%;
- Художественную литературу читают- 45%;
И все -таки, что же нужно детям от школы в первую очередь?
Обучающимся школы была дана анкета, включающая десять вопросов:
- Учителя относятся ко мне хорошо______________________________
- Мне на уроке интересно______________________________________
- Объяснения учителя мне понятны______________________________
- Я на уроке открываю для себя что-то новое______________________
- На уроке я получаю много полезной информации_________________
- Знания по предмету у меня прочные и я помню пройденное ранее___
- Домашнее задание для меня посильное__________________________
- Уроки проходят разнообразно__________________________________
- Я с удовольствием и активно работаю на уроке___________________
- На урок иду с радостью________________________________________
Анкетирование показало, что одним обучающимся нужнее всего хорошее отношение к себе со стороны учителя. Это доминирует в основной школе. Другим нужно, чтобы уроки были разнообразны. Это желание преобладает в средней школе. Сравнительный анализ ответов обучающихся показал, чем больше ученик удовлетворен взаимоотношениями с учителями, тем выше он оценивает то, что происходит на уроке. При этом и более прочно усваиваются знания по предмету. На такие уроки с большим удовольствием идут дети и готовы активно проявлять себя там.
Анкетирование показывает, что в начальной, основной, средней школе дети нуждаются в том, чтобы объяснения учителя были понятными. Чем понятнее объясняет учитель, тем и знания более прочные. Для ученика важно, чтобы на уроке было все понятно, интересно и отношения учителя и ученика не имели формальный характер. Почти все учащиеся признают полезность и необходимость для себя полученных знаний. Иными словами на уроке, по мнению учащихся, должны быть использованы разнообразные приемы обучения, что напрямую сказывается на удовлетворенности учащихся учебным процессом в школе. А главное- это хорошее отношение к себе со стороны учителя.
Десять вопросов в анкете можно объединить в две группы. Одни \1,2,3,5,8\ имеют отношение непосредственно к учителю- это методы работы и отношение к ученикам. Другие- \4,6,7,8,9,10\- имеют отношение к ученику- это эмоциональная сфера, учебные навыки. И если сравнить результаты анкет, то можно сделать вывод: существует значительный разрыв и он показывает, что мы не всегда учитываем личностные особенности ребенка. Там, где удовлетворенность ученика больше, там и качество обучения выше. Анкетирование показывает, что учащимся 7-8 классов не хватает положительного отношения с учителем.
Учащихся 9-11 классов устраивает взаимоотношение с учителями, но не хватает разнообразия форм и методов работы на уроке. В чем же причина такого различия?
Эти же анкеты разделим на две группы: одна- это методы работы на уроке \3, 5, 6, 7, 8\ и другая мотивация учащихся \1,2,4,9,10\.
А теперь проанализируем ответы детей. Анализ позволяет сделать вывод, что учителя эффективно используют методы обучения, а не методы мотивации. Это очень хорошо отражено в анкетах 7-8 классов. Ученикам не хватает мотивирующего воздействия учителя. Ученики в большей степени считают, что учителя к ним плохо относятся.
Для учащихся 9-11 классов это уже не столь актуально, им важнее мастерство преподавателя- разнообразные формы работы на уроке. По результатам анкетирования можно выделить основное:
Для обучающегося важно:
- понятность объяснения;
- посильность домашнего задания;
- разнообразность и увлекательность работы на уроке;
- мотивация- это хорошее отношение.
Анкетирование показывает, что школа не реализует в полной мере творческие способности учащихся. Хотя кружков в школе предостаточно. На сегодняшний день с интересом работают учащиеся на занятиях: «Умелая игла», «ЮИД», «Хромочка» и в этом году «Журналистика», «Сувенир».
На вопрос - Что бы ты хотел получить от школы, пока в ней обучаешься?
80% ответили- ЗНАНИЯ и ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ.
Что же нужно родителям от школы?
2-й раздел. Чего ждут родители от школы?.
Отец поздравил сына с днем рождения:
«Тебе- семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На прегрешенья взрослых:
На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино-
Уж года три, как бросил я все это»
Это стихотворение Э.Асадова вызывает улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой… Какой?
Отец ничего не знал о жизни сына, о его привычках, о его поступках.
А ведь такие семьи встречаются сплошь и рядом. Семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная внутренний мир близких людей, не зная его проблем. В большинстве семей царит разобщенность, даже отчужденность. Отсюда и возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не пилят и не придираются к ним постоянно. Большинство детей, совершающих правонарушение и преступление, вырастает именно в таких семьях, в неблагополучных семьях. Семья может быть полной и родители не пьяницы, но если в семье царит отчужденность, неуважение друг к другу, отсутствует взаимопонимание, доверие- это неблагополучная семья. Было проведено анкетирование среди детей и родителей:
А какую же семью мы считаем неблагополучной?».
- 7- классы- когда родители ругаются, пьют- 60%
- 10 классы- где нет взаимопонимания, а царят ссоры- 70%.
Что тебя раздражает в поколении «отцов»?
- 7- классы- НИЧЕГО- 50%,
- много следят- 20%.
Что бы родители хотели, получит от школы?
- Знания-80%.
Часто ли родители проводят свободное время с ребенком?
- 7- классы- 60%
- 9 классы- 30%
- 11 классы-10%
Знают ли родители друзей детей?
- 7- классы- 90%
- 9-классы- 60%
- 11- классы- 30%
Испытываете ли вы трудности во взаимодействии с родителями?
- 7- классы- НЕТ- 80%
- 9- классы- НЕТ- 40%
- 11- классы- НЕТ –20%\ родители не понимают, раздражают своими требованиями.
- На одном из родительских собраний был проведен диспут «Отцы и дети». Поочередно задавились вопросы родителям и детям:
1. Назовите черты, характеризующие неблагополучную семью.
Ответы:
Родители- Пьющая семья, где нет контроля.
Дети- Семья, где нет взаимопонимания.
2. Назовите черты, отличающие благополучную семью.
Ответы:
Родители- материально- обеспеченная семья.
Дети- семья, где родители уважают своего ребенка.
3. Что больше всего раздражает в поколении «отцов»?
Ответы:
Дети- Родители не способность идти на компромиссы.
4. Что больше всего раздражает вас в поколении «детей»?
Ответ:
Родители- безответственность детей.
5. В чем бы вы хотели походить на «отцов»?
Ответ:
Дети- Быть умными.
6. В чем бы вы хотели походить на «детей»?
Ответ:
Родители- Беззаботностью.
7. Что бы вы родители хотели получить от школы?
Ответ:
Всесторонне развитого и образованного ребенка.
Вы видите, что ответы противоречивы. Эти противоречия и вызывают конфликтные ситуации в семьях. Первоначально возникают проблемы, но это еще не конфликт. Возникший спор- это еще не ссора. Как же удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинства?
К сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы не хотим поставить, себя на место оппонента и до хрипоты отстаиваем позицию своей правоты и на этом наживаем еще больше проблем.
3-й раздел. Что же школа дает своим ученикам?
Разработана «модель выпускника». Эта модель- представление о том, что школа должна дать ученикам. Школа должна дать своим ученикам не только определенные знания, умения, навыки, но и мировоззренческие качества, нравственные ценности.
Среди обучающихся школы был проведен мониторинг.
Что дает тебе школа? | 5-7 классы | 8-9 классы | 10-11 классы |
Учит | |||
Воспитывает | |||
Развивает способности | |||
Раскрывает таланты |
7-а,9-а,11-а,11-б классы учатся и успешно развивают свои способности.
7-б,7-в,9-в классы – здесь в первую очередь происходит обучение и воспитание. Мы воспринимаем воспитание, как «наставление на путь истинный». Из этого следует, что в классе осуществляется авторитарный метод взаимодействия с учениками.
Родители хотят, чтобы школа была чутка к своим воспитанникам и могла раскрывать, пестовать их таланты, но слишком много правил школе диктуется извне. Это не бает возможность по- настоящему осуществлять индивидуальный подход к детям.
Дарования можно развивать преимущественно во внеклассной, внеурочной деятельности. Но на вопрос: «Какие твои качества никогда не проявляются в школе?»- часто звучит
ответ- талант, творчество. Вот и получается, что творческие способности в стенах школы являются наименее развиваемыми. Дети к творчеству относятся небрежно и недоверчиво. Главное- результат, а не качество этого результата \ главное участие в мероприятии, а не то- каким будет это участие \.
На самом же деле должно быть удовлетворение от того, что сделал- этим должны любоваться и окружающие.
Анкетирование показывает, что, по мнению детей, школа не в полной мере задействует их творческие способности.
Методы обучения, как видно из анкет, едины, тогда как воспитательные усилия педагогов в классах строятся на разных принципах, что приводит и к разным показателям участия классных коллективов в общешкольных делах и городских программах.
Последнее время от школы ожидают то, что она станет институтом, позволяющим не только обучать, но и адаптировать подрастающее поколение к условиям современной жизни. Эту функцию школа всегда выполняла и старалась, как - то выровнять те изгибы характера, которые приобрел ребенок в семье, часто неблагополучной.
Анкетирование обучающихся показывает, что в большинстве случаев родители не интересуются успехами в школе, друзьями своих детей.
Вопрос- Знаете ли вы друзей своего ребенка?
Ответ- и ДА, и НЕТ.
Испытываете ли вы затруднения во взаимодействии с ребенком?
В 9-том классе 80% ответили- ДА.
Вопросы анкет: | Начальная школа | Основная школа | Средняя школа | |||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | |
Знаете ли вы друзей ребенка? | 99% | 80% | 60% | |||
Испытываете ли вы трудности во взаимодействии с ребенком? | 90% |
80% |
60% | |||
Часто ли вы проводите свободное время с ребенком? | 90% | 60% | 90% | |||
Ваш ребенок любит заниматься домашними делами? | 70% | 70% | 80% | |||
Способны ли вы оказать влияние на своего ребенка? | 100% | 80% | 70% |
Родители, не вмешиваясь в большинстве случаев в процесс обучения и воспитания, желают чтобы ребенок в школе получил: интеллект, умение общаться и был личностью, т.е. был хорошо адаптируемым в социуме.
Можно в 9,11 классах провести анкету для определения приоритетов учебно- воспитательного процесса:
1. Привели бы вы своих детей в нашу школу:
- да;
- нет;
- затрудняюсь.
2. Что дает школа ученику? \подчеркни \
- учит конкретным предметам;
- учит решать жизненные проблемы;
- учит общению;
- воспитывает правильное поведение;
- развивает способности;
- человек лучше узнает себя;
- дает возможность общаться со сверстниками;
- дает возможность проявить себя.
3. Какие качества, необходимые человеку в жизни, должна развивать школа у своих учеников?
4. Какие твои качества никогда не проявляются в школе?
5. Легче или труднее жит в школе с классным руководителем?
6. Что дает тебе школа?
- учит;
- воспитывает;
- раскрывает способности;
- раскрывает таланты;
- другое.
7. За что ты будешь вспоминать школу?
Анкетирование показывает, что за время обучения в школе одни обучающиеся получают в школе навыки общения, другим не хватает умения работать в коллективе. А в целом многое зависит от деятельности классного руководителя. Именно он учит самостоятельности, умению взаимодействовать с окружающими, но положительный результат будет в том случае, если определенные навыки заложены с детства и родители не безучастны в воспитательном процессе.
На вопрос- За что ты будешь вспоминать школу в первую очередь?
Были ответы:
- За то, что она научила самостоятельности.
- За развитие ответственности.
- За хорошую дружную атмосферу в классе.
- За то, что она научила понимать, что стоит делать, а что нет.
Опрос выпускников был таков.
За что же чаще вспоминают школу выпускники?
Были ответы:
- За знания. \Если учитель любит свой предмет. \
- За учителей. \ Если учитель уважает своих учеников и видит в них таланты \.
- За дружный класс. \ Если в классе была создана атмосфера взаимопонимания,сплоченности \.
Чтобы все это было, мы должны знать, чего хотят для себя ученики, чего они ждут, чтобы потом предложить им это. И иметь мужество исправить то, что не идет на пользу развития нашего подрастающего поколения. И, может быть, тогда, все наши выпускники захотят именно к нам привести своих детей.
Список литературы:
- Научно-методический журнал Классный руководитель, Москва,2007г, №-6.
- Методическая газета- Управление школой, 2007г,№-20.
- Директор школы, 2007г., №- 7.