Цели:
- развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
- показать изображение зимы в произведениях русских поэтов;
- учить чувствовать красоту поэтического слова;
- прививать любовь к произведениям, красота родной природы.
Оборудование: картины о зиме с изображением снега; рисунки детей на зимнюю тему; портрет Аксакова, аудиозапись Чайковского «Времена года. Февраль»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
(5 мин жужжащего чтения)
III. Проверка домашнего задания.
У: Ребята, какое было домашнее задание?
Д: Надо было прочитать сказку «Два Мороза» и составить характеристику одного из героев.
У: Спрашивает характеристику героев (2-3 человека)
IV. Актуализация знаний.
У: Сегодня мы в гостях у чародейки Зимы.
У: А кто такая чародейка?
Д: Чародейка – это зима, потому что она волшебная.
У: Как вы её себе представляете?
Д: (заслушиваются ответы детей).
У: А с чем у вас ассоциируется зима?
Д: Красота зимней природы, встреча Нового года, праздник Рождества и веселые зимние забавы.
У: Ребята, я сейчас прочитаю несколько отрывков из произведений, а вы попробуйте угадать, кто автор и название.
1.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.М.Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко»
2.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою».
3. Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.
Н.И. Сладков «Песенки подо льдом».
4. Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы.
М.М. Пришвин Отрывки из цикла «Лесная капель». «Деревья в лесу».
У: А какие произведения о зиме вы знаете?
Д: Никитин «Ёлка», Есенин «Бабушкины сказки», Саша Чёрный «На коньках», Ч. Янчарский «Мороз» и другие.
V. Сообщение темы урока.
У: Молодцы! А сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением о зиме. С. Аксаков «Снег».
У: Ребята, вам нужно было самим найти материал и познакомиться с биографией писателя. А может, кто-то нашёл информацию о Сергее Тимофеевиче Аксакове?
Д: Да нашли (заслушиваются ответы детей).
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) (записано на доске)
У: Сергей Тимофеевич Аксаков написал сказку «Аленький цветочек» (показ книг разного года издания с иллюстрациями).
VI. Работа над произведением.
У: Послушайте произведение Сергея Аксакова в моем исполнении. Взяли в руки простой карандаш и отметили слова, которые встретятся в тексте непонятные. Подумайте над вопросом, отражает ли название произведения его содержание.
Учитель читает.
Д: Да, отражает название произведения его содержание.
Словарная работа:
Великолепен – пышная красота, роскошь, отличающейся великолепием.
Выжал - произвести жатву на каком-нибудь пространстве.
Безвредно - не причиняющий вреда.
Пухлая – округлый, мягкий, несколько вздутый.
Благодатный – обильный и радостный, полный благ.
Беспрестанно – беспрерывный, часто повторяющий.
Зрелище – то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж); театральное или театрализованное, цирковое представление, спортивные выступления.
Безграничное – не имеющих видимых границ, безбрежный.
Пространство – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.
Потока – стремительно текущая водная масса, движущаяся масса чего-нибудь.
Поразительный – производящий сильное впечатление чем-нибудь необычным, исключительным.
Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также утренняя предрассветная полутьма.
Наслаждение – высшая степень удовольствия.
У: К какому из видов жанра отнесется это произведение?
Д: Жанр этого произведения - рассказ.
У: Почему?
Д: Рассказ - это небольшое художественное произведение, в нем изображено одно важное событие в жизни героя, нет описания будущего и прошлого его жизни, мало действующих лиц.
У: Подумайте, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе:
Д: Описание (показывает).
У: Почему вы так решили?
Д: заслушиваются ответы.
У: От какого лица ведется повествование рассказа?
Д: От первого лица.
У: Прочитайте текст вполголоса, каждый самостоятельно.
Д: читают.
VII. Физкультминутка
Изобразите зиму: снежную, метель, холод и т.д.(под музыку).
VIII. Беседа по вопросам. (работа с текстом)
У: Прочитайте первое предложение. В каком слове этого предложения выражено отношение автора к природе?
Д: Великолепен.
У: В чем же великолепие зимней природы?
Д: Выжал влажность, опушились блестящим инеем, алмазные огни.
У: Как вы поняли фразу «безвредно скользили лучи?»
Д: Не тает снег, т.е. холодный свет солнца – это признак зимы
У: О каких признаках зимы говорит автор в 1-2 абзацах?
Д: Холодный блеск, мороз выжал короткие дни, похожие один на другой.
У: Прочитайте третий абзац.
Дети все читают.
У: Какие приметы, названные С.Аксаковым, говорят, что начнется снегопад?
Д: Мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, западный ветер, туча заволокла горизонт.
У: Как автор передает смену картин природы в течение дня?
Д: Обед сумерки вечер (по тексту)
У: Что произошло с автором с наступлением вечера?
Д: Он не пошел в душную комнату, а пошёл в сад, и с наслаждением ходил по дорожкам.
У: Как вы думаете, автор просто ходил или о чем-то думал?
Д: Да, он думал о снеге, о природе, почему так бывает, и просто о чем-то хорошем.
У: Найдите в тексте слова, которым писатель выразил свои чувства при виде снега и зимы.
Д: любил смотреть, насладиться картиной, чудное зрелище, с наслаждением ходил.
У: Что поразило его в снегопаде?
Д: Безграничное пространство – снежный поток, небеса разверзлись, рассыпались пухом, снег закрыл все предметы, предметы утонули.
У: Давайте посмотрим на наши рисунки и сравним, какой снег описал Аксаков и каким его изобразили художники.
Д: Ответы детей
У: Может ли пространство быть «безграничным», предметы утонуть в воздухе; небеса разверзнуться пухом?
Д: Нет, конечно, т.е. слова употребляются в переносном смысле.
IX. Музыкально-поэтическая пауза.
У: Прослушайте музыку П.И. Чайковского «Времена года. Февраль».
Слушают музыку.
У: Творческое задание: напишите, какую зимнюю природу представили вы, слушая музыку.
Начните так: Слушая музыку Чайковского, я представляю…
Дети слушают еще раз музыку и под нее пишут.
Заслушиваются ответы детей.
X. Итог урока.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор?
- Какая зима перед нами в произведении?
Благодаря произведениям о зиме мы учимся лучше понимать, чувствовать неповторимую красоту русской природы. Спасибо за работу!
XI. Домашнее задание.
Выразительно прочитать, доделать творческое задание.