Урок литературного чтения по теме "Зима в изображении русских писателей. С.Аксаков. «Снег»", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • показать изображение зимы в произведениях русских поэтов;
  • учить чувствовать красоту поэтического слова;
  • прививать любовь к произведениям, красота родной природы.

Оборудование: картины о зиме с изображением снега; рисунки детей на зимнюю тему; портрет Аксакова, аудиозапись Чайковского «Времена года. Февраль»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

(5 мин жужжащего чтения)

III. Проверка домашнего задания.

У: Ребята, какое было домашнее задание?

Д: Надо было прочитать сказку «Два Мороза» и составить характеристику одного из героев.

У: Спрашивает характеристику героев (2-3 человека)

IV. Актуализация знаний.

У: Сегодня мы в гостях у чародейки Зимы.

У: А кто такая чародейка?

Д: Чародейка – это зима, потому что она волшебная.

У: Как вы её себе представляете?

Д: (заслушиваются ответы детей).

У: А с чем у вас ассоциируется зима?

Д: Красота зимней природы, встреча Нового года, праздник Рождества и веселые зимние забавы.

У: Ребята, я сейчас прочитаю несколько отрывков из произведений, а вы попробуйте угадать, кто автор и название.

1.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

М.Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко»

2.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою».

3. Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

Н.И. Сладков «Песенки подо льдом».

4. Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы.

М.М. Пришвин Отрывки из цикла «Лесная капель». «Деревья в лесу».

У: А какие произведения о зиме вы знаете?

Д: Никитин «Ёлка», Есенин «Бабушкины сказки», Саша Чёрный «На коньках», Ч. Янчарский «Мороз» и другие.

V. Сообщение темы урока.

У: Молодцы! А сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением о зиме. С. Аксаков «Снег».

У: Ребята, вам нужно было самим найти материал и познакомиться с биографией писателя. А может, кто-то нашёл информацию о Сергее Тимофеевиче Аксакове?

Д: Да нашли (заслушиваются ответы детей).

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) (записано на доске)

У: Сергей Тимофеевич Аксаков написал сказку «Аленький цветочек» (показ книг разного года издания с иллюстрациями).

VI. Работа над произведением.

У: Послушайте произведение Сергея Аксакова в моем исполнении. Взяли в руки простой карандаш и отметили слова, которые встретятся в тексте непонятные. Подумайте над вопросом, отражает ли название произведения его содержание.

Учитель читает.

Д: Да, отражает название произведения его содержание.

Словарная работа:

Великолепен – пышная красота, роскошь, отличающейся великолепием.

Выжал - произвести жатву на каком-нибудь пространстве.

Безвредно - не причиняющий вреда.

Пухлая – округлый, мягкий, несколько вздутый.

Благодатный – обильный и радостный, полный благ.

Беспрестанно – беспрерывный, часто повторяющий.

Зрелище – то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж); театральное или театрализованное, цирковое представление, спортивные выступления.

Безграничное – не имеющих видимых границ, безбрежный.

Пространство – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.

Потока – стремительно текущая водная масса, движущаяся масса чего-нибудь.

Поразительный – производящий сильное впечатление чем-нибудь необычным, исключительным.

Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также утренняя предрассветная полутьма.

Наслаждение – высшая степень удовольствия.

У: К какому из видов жанра отнесется это произведение?

Д: Жанр этого произведения - рассказ.

У: Почему?

Д: Рассказ - это небольшое художественное произведение, в нем изображено одно важное событие в жизни героя, нет описания будущего и прошлого его жизни, мало действующих лиц.

У: Подумайте, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе:

Д: Описание (показывает).

У: Почему вы так решили?

Д: заслушиваются ответы.

У: От какого лица ведется повествование рассказа?

Д: От первого лица.

У: Прочитайте текст вполголоса, каждый самостоятельно.

Д: читают.

VII. Физкультминутка

Изобразите зиму: снежную, метель, холод и т.д.(под музыку).

VIII. Беседа по вопросам. (работа с текстом)

У: Прочитайте первое предложение. В каком слове этого предложения выражено отношение автора к природе?

Д: Великолепен.

У: В чем же великолепие зимней природы?

Д: Выжал влажность, опушились блестящим инеем, алмазные огни.

У: Как вы поняли фразу «безвредно скользили лучи?»

Д: Не тает снег, т.е. холодный свет солнца – это признак зимы

У: О каких признаках зимы говорит автор в 1-2 абзацах?

Д: Холодный блеск, мороз выжал короткие дни, похожие один на другой.

У: Прочитайте третий абзац.

Дети все читают.

У: Какие приметы, названные С.Аксаковым, говорят, что начнется снегопад?

Д: Мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, западный ветер, туча заволокла горизонт.

У: Как автор передает смену картин природы в течение дня?

Д: Обед сумерки вечер (по тексту)

У: Что произошло с автором с наступлением вечера?

Д: Он не пошел в душную комнату, а пошёл в сад, и с наслаждением ходил по дорожкам.

У: Как вы думаете, автор просто ходил или о чем-то думал?

Д: Да, он думал о снеге, о природе, почему так бывает, и просто о чем-то хорошем.

У: Найдите в тексте слова, которым писатель выразил свои чувства при виде снега и зимы.

Д: любил смотреть, насладиться картиной, чудное зрелище, с наслаждением ходил.

У: Что поразило его в снегопаде?

Д: Безграничное пространство – снежный поток, небеса разверзлись, рассыпались пухом, снег закрыл все предметы, предметы утонули.

У: Давайте посмотрим на наши рисунки и сравним, какой снег описал Аксаков и каким его изобразили художники.

Д: Ответы детей

У: Может ли пространство быть «безграничным», предметы утонуть в воздухе; небеса разверзнуться пухом?

Д: Нет, конечно, т.е. слова употребляются в переносном смысле.

IX. Музыкально-поэтическая пауза.

У: Прослушайте музыку П.И. Чайковского «Времена года. Февраль».

Слушают музыку.

У: Творческое задание: напишите, какую зимнюю природу представили вы, слушая музыку.

Начните так: Слушая музыку Чайковского, я представляю…

Дети слушают еще раз музыку и под нее пишут.

Заслушиваются ответы детей.

X. Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

- Какая зима перед нами в произведении?

Благодаря произведениям о зиме мы учимся лучше понимать, чувствовать неповторимую красоту русской природы. Спасибо за работу!

XI. Домашнее задание.

Выразительно прочитать, доделать творческое задание.