Цели:
- охарактеризовать рынок природного сырья и топлива в России, его структуру, географию добывающей промышленности;
- развивать умение учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях;
- воспитывать чувство товарищества, ответственности за принимаемые решения и поступки.
Учебник. Плисецкий Е.Л. «Коммерческая география. Россия и мировой рынок», 10 класс – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2006 г
Оснащение: карточки, жетоны (акции), сигнальные карточки, электронный носитель с презентацией.
Форма организации урока: деловая игра « Бизнес-класс».
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые акционеры. Если вы помните, прошлое наше заседание после бурных обсуждений закончилось на неопределённой ноте… Некоторые вопросы, которые надо было решить, мы перенесли на домашнее изучение.
II. Проверка домашнего задания.
Итак, перед Вами вопросы, на обратной стороне которых записана тема сегодняшнего заседания. Ответив на вопросы, вы её узнаете и одновременно сможете вернуть акции, которых были лишены в прошлый раз.
- Каково значение добывающей промышленности рынка сырья в экономике России? (Рынок)
- Определите основные источники формирования товарного рынка сырья? (Природного)
- Куда направляются потоки сырья, поступающего на рынок? (Сырья)
- Какие факторы влияют на территориальную организацию добывающей промышленности? (И топлива)
III. Изучение нового материала.
1) Сообщение темы и цели урока.
Как вы уже поняли, у нас сегодня необычный урок, который пройдёт в форме деловой игры « Бизнес- класс». Здесь встречаются 4 компании, цель которых охарактеризовать рынок природного сырья России. Это компании: «Газпром», «Лукойл», «Норильский никель», «Сыктывкарский ЛПК».
2) Работа в группах.
1-й раунд. Презентация компаний.
(Это задание учащиеся выполняют дома, для презентации готовят 2-3 слайда).
Уважаемые акционеры, представьте свою компанию (название, девиз, эмблема).
2-й раунд. Первоначальное накопление капитала.
Как известно, предпринимательство начинается с накопления капитала. Чем удачнее окажется ваш первый шаг, сделанный в бизнесе, тем успешнее будет ваше дело. Но, чтобы успех был гарантирован, вы должны знать географию своей деятельности.
(Каждая группа акционеров получает карточки).
1. Выделите район, имеющий в своём составе самое большое число республик- субъектов РФ:
- Северный
- Поволжский
- Уральский
- Дальневосточный
- Северо-Кавказский
- Восточно-Сибирский
2. Отметьте районы, где отсутствуют национально-территориальные образования:
- Северо-Кавказский
- Центральный
- ЦЧР
- Поволжский
- Западно-Сибирский
- Дальневосточный
3. Отметьте республики в составе РФ, имеющие общую сухопутную границу:
- Калмыкия и Дагестан
- Дагестан и Чеченская республика
- Коми и Удмуртия
- Башкирия и Татарстан
- Удмуртия и Татарстан
4. Отметьте республики в составе РФ, имеющие общую сухопутную границу:
- Марий-Эл и Мордовия
- Бурятия и Алтай
- Алтай и Хакасия
- Хакасия и Тыва
- Саха и Бурятия
3-й раунд. Разминка.
Состоит из 2 этапов.
Первый этап «Азбука».
Изучение любой науки, в т.ч. и коммерческой географии, начинается с «азов». Цель этого конкурса – проверить, насколько освоены «азы» нашей сложной науки. Расшифруйте термины.
- ЭГП и холдинг
- ГПП и ТНК
- Рыночное положение и ФПГ
- ЭАН и консорциум.
Второй этап- «Конкуренция».
Формирующийся в России сырьевой рынок включает многих участников – это добывающие компании, обогатительные фабрики, посредники в реализации добытого сырья, товарно-сырьевые биржи.
Один из главных законов рынка – конкуренция - двигатель прогресса. «Побеждает сильнейший» - таков девиз конкуренции. Следующее задание соответствует этому девизу. В течение 5 минут подготовить визитную карточку компании.
/Работа с учебником с. 74 – 76/
План.
- Продукция.
- Структура управления (холдинг или ФПГ).
- Место на рынке.
- Основные конкуренты.
- География центров добычи и переработки сырья.
4-й раунд. Выбор.
Для грамотного ведения бизнеса необходим правильный выбор товарно-сырьевой биржи.
Традиционной формой торговли сырьевыми товарами в условиях действующего рынка служат товарно-сырьевые биржи, где осуществляются сделки купли – продажи продукции добывающей промышленности. В 90 г. 20 века через биржи осуществлялось не менее 1/5 мировой торговли сырьевыми и продовольственными товарами. Наиболее крупным биржевым центром стала Москва. Товарные биржи появились и в других городах.
На с.77 в учебнике даётся перечень таких городов. Ваша задача – найти эти города на карте.
/Вызвать по 1 акционеру из каждой компании./ Продолжите цепочку биржевых центров. Обозначьте эти города на карте сигнальными карточками.
IV. Закрепление нового материала.
1-й раунд. Крылатые выражения.
Перед вами крылатые выражения. Измените эти выражения так, чтобы они касались ваших компаний.
- Болтун-находка для шпиона. ( Газпром- находка для России).
- Мы говорим партия - подразумеваем Ленин. ( Мы говорим нефть - подразумеваем «Лукойл»)
- Пролетарии всех стран объединяйтесь! ( Лесозаготовительные предприятия компании «Сыктывкарский ЛПК», объединяйтесь!)
- Партия и Ленин - близнецы братья. ( Красноярский край и Кольский полуостров-Норильский Никель).
2-й раунд. Экзамен.
Каждая компания задаёт по три вопроса конкурентам.
А теперь мой вопрос.
Назовите основных участников сырьевого рынка. ( с.74)
V. Итог урока.
Акционеры, сегодня мы решили все вопросы. Повестка заседания закрыта. Вопросов для домашнего решения нет. Некоторые акционеры сегодня получили достаточно акций и они переходят в совет директоров, (выставление оценок).