Тема урока "Природа Арктики"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать понятие “Арктика”;
  • познакомить с растениями и животными Арктики;
  • установить взаимосвязь между неживой и живой природой;
  • развивать познавательный интерес у учащихся;
  • развивать интеллектуальные и практические умения детей;
  • прививать любовь к природе – воспитывать бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • карта “Природные зоны”,
  • энциклопедии по природе,
  • атлас “Окружающий мир”,
  • контурные карты,
  • таблицы с изображениями растений и животных Арктики,
  • фильм “Чуть левее Северного полюса”.

I. Организационный момент.

Россия – самая большая по территории страна. Природа ее изменчива с севера на юг. Мы начинаем путешествие по природным зонам нашей страны.

II. Проверка домашнего задания.

Задания группам.

1 группа. Почему природные зоны сменяются с севера на юг?

2 группа. Как влияет распределение солнечного тепла на растительный мир?

3 группа. Как влияет распределение солнечного тепла на животный мир?

4 группа. Какие природные зоны расположены на территории нашей Родины?

III. Работа над новой темой.

- Итак, мы отправляемся в путь. Наше путешествие мы начинаем с Арктики. Арктика! Она живая или это там, где пусто? Почему этот суровый край называют арктической пустыней? Это крайний север России, край удивительной природы. “Арктос”! В переводе с греческого – медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т.е. вокруг Северного полюса. Знаменитый исследователь Ф. Нансен назвал Арктику “страной льда и тьмы”, а известный немецкий писатель С. Цвейг еще более мрачно “страной белой смерти”.

Работа с картой.

Нанесите на контурную карту арктическую природную зону.

Какова природа Арктики? Зима. Что это значит в Арктике? (Это прежде всего долгая полярная ночь, лютые морозы, сильные ветры, вой пурги. Пурга бушует повсюду и в океане, и на скалах, и на побережье. Ветер воет, свистит. Ветер северный, сердитый. Морозно. А снег все идет и идет. И когда только закончится пурга. Лето. День и ночь теперь не прячется за горизонт солнца. Арктику называют безмолвной, унылой, суровой, но еще о ней говорят, что она гостеприимна и чарующе красива. Но ее красоту могут увидеть только те, кто понимает и много знает о русском севере. Задумаемся, Арктика – это страна белого безмолвия, или все же “живая” Арктика? Кто живет там далеко на крайнем севере? В таких суровых краях живут только животные? Наше самое первое путешествие мы начнем на крайнем севере, это тоже наша Родина – Россия, и Арктика – этот удивительный, интересный мир приглашает нас. Наш путь на птичьи базары севера. В гости к гагам, белым совам, казаркам, кайрам, тупикам. НО есть в Арктике коренные жители – полярники – это белые гуси. Селятся они в Арктике небольшими колониями, а иногда вместе с казарками, гагами, или вблизи гнезд белых сов. Гнезда белых гусей охраняет гусак. Тревожным громким криком он обращает на себя внимание, просит помощи у соседей. Сегодня гнездовий белых гусей очень мало в Арктике. Сохранились они лишь на островах.

Самый главный “коренной полярник” в Арктике белый медведь. Это самый крупный из животных Арктики. Встречаются медведи до трех метров длины. Живет белый медведь в северных и холодных морях. Плотный, могучий, с острыми когтистыми лапами проплывает в ледяной воде десятки километров. Живут белые медведи в снежных берлогах, там они пережидают самые трудные месяцы холодной арктической зимы, такие неуклюжие ленивые на вид – это настоящие жители крайнего русского Севера. Кто же еще живет в “живой” Арктике? На льдинах можно увидеть моржей, тюленей. Уж очень они любят погреться на солнышке. А растительность встречается в Арктике? На островах растут мхи и лишайники, летом можно встретить полярный мак, камнеломку.

Задания группам. (Группы получают карточки, заполняют их, используя раздаточный материал).

1 группа. Географическое положение, климат Арктики.

1. Острова Северного Ледовитого океана. (Земля Франца Иосифа, Новосибирские острова, Северная земля, остров Врангеля, северная часть Новой Земли)

2. Климат. (Суровый. Ледяной снежный покров держится весь год. Зимой долгая полярная ночь от 3 до 6 месяцев. Температура опускается до -60° , дуют сильные ветры. Летом полярный день. Тепла мало, температура чуть выше 0° . Часто идут дожди, образуются густые туманы. Весна и осень очень короткие, в это время наблюдается смена дня и ночи.)

2 группа. Растения Арктики.

1. Растения. (Господствуют мхи и лишайники. Есть небольшая группа цветковых растений: полярная крупка, маки, лютики, камнеломки. В толще воды много водорослей.)

2. Приспособление арктических растений (Растут в защищенных от ветра местах, низкорослые успевают за короткое лето прорасти, отцвести и образовать семена)

3 группа. Животный мир Арктики.

1. Животные. (Жизнь животных связана с морем. В морях водятся морские губки, моллюски, морские звезды, медузы, ракообразные. Очень много рыбы: камбала, треска, пикша, морской окунь, сайка. Насекомых мало, чаще встречаются шмели. Птицы: кайры, чайки, гагарки, буревестники, поморники, тупики. Крупные животные: белый медведь, тюлень, морж, кит.)

2. Приспособление арктических животных. (Толстый слой подкожного жира, густой мех у зверей, пух у птиц, защитная окраска, хорошие пловцы).

4 группа. Это интересно!

(Самое удивительное – полярное сияние! Иногда загораются в небе длинные полоски, иногда пятна, иногда формы столбов и лучей самых ярких красок и оттенков. Это явление объясняется взаимодействием летящих от солнца заряженных частиц с частицами атмосферы на высоте 100 км.

Толщина льда достигает 2-4 метра, а когда льды нагромождаются друг на друге образуют торосы, их толщина до 30 метров.

Белый медведь весит от 600 до 1000 кг., под водой может находиться до 2 минут, плавает со скоростью до 7 км/ч. Запах тюленя чувствует за 6-7 км.

Морж. Длина тела до 3 метров, весит до 1,5 т. У моржа клыки достигают размера до 80 см. С их помощью морж, раскапывает грунт и выбирает из него моллюсков. Отдыхать и спать морж может в воде, наполнив воздухом внутренние мешки.

Кит нарвал достигает в длину 6 метров, у самцов имеется длинный зуб – бивень. Он растет в течение всей жизни и достигает порой 3 метров.

Тупик хорошо ныряет, порой на глубину 60 метров, под водой может находиться до 3 минут. Когда тупик низко пролетает, как бы стелется над поверхностью воды, перескакивая словно спортсмен с одной волны на другую, он трепещет крыльями и неустанно помогает себе ногами. Ни дать ни взять – летучая крылатая рыба.

Поморник живет разбоем, разоряет гнезда, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек.

IV. Закрепление.

Просмотр видеофильма.

- Какие фрагменты вас особенно поразили и почему?

V. Итог урока.

- Что больше всего вам запомнилось из путешествия по Арктике?

VI. Домашнее задание.

Учебник страница 78-82. Подготовить сообщение об одном из животных Арктики.