Урок № 1. "Введение. Физика — наука о природе. Человек — часть природы"

Разделы: Физика


Метод обучения. Информационно - развивающая.

Демонстрации. Фильм или слайды: Лесной пейзаж, вид на реку, звездное небо, жилище древнего человека, соседняя улица, исследования космоса и др. Демонстрация механических, электрических, тепловых, магнитных и световых явлений. Портреты ученых, работа электрофорной машины, вид цветка через собирающую и рассеивающую лупы, звуковой резонанс при помощи камертонов и т.п.

Цели урока:

  1. Дать понятие о предмете физика.
  2. Развивать умение видеть в явлениях окружающего мира действие законов природы физических законов.
  3. Воспитывать убежденность учащихся в познаваемости окружающего мира.

Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Новый материал. (Объяснение идет на фоне показа фильма или слайдов о природе.) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – Природа, а королевой в царстве Природы была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетия она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.

(Продолжаю объяснение на фоне слайдов о природных стихиях.)

Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим советчиком, ни другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал Землю, бушевали бури и шторма, а люди не знали, почему это происходит и часто погибали. И это очень сильно огорчало королеву. Тогда - то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе.

Армия королевы все увеличивалась, в ней появились свои сержанты и командиры, а среди них и колоссы – это ученые–гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы. Число их было легион, а имена некоторых гигантов вам хорошо знакомы (демонстрирую портреты): Архимед, Аристотель, Г. Галилей, И. Ньютон, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, Д. Менделеев, К. Циолковский и другие и, конечно же, имя легендарного Эйнштейна. Он как никто другой похож на сказочного волшебника, опрокинувшего многие привычные для человека представления о мире. Судите сами, Эйнштейн не без помощи королевы Физики заметил, что есть законы природы, которые справедливы только в определенных границах царства».

Фронтальный опрос: Что такое природа? Что изучает физика?

(После ответов учеников делаем записи определений на доске и в тетради.)

Природа - окружающий нас материальный мир.

Живая природа – может рождаться, расти и развиваться самостоятельно.

Физика – наука о природе.

Явления природы – изменения, происходящие в природе.

В физике изучают – физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, звуковые и световые.

Демонстрации: работа электрофорной машины, вид цветка через собирающую и рассеивающую лупы, звуковой резонанс при помощи камертонов и т.п.

С сегодняшнего дня и мы начнем изучать явления и законы природы, поскольку человек часть природы зависит от нее, преобразует ее.

(Демонстрирую слайды - творения рук человеческих).

Скажите, как еще человек преобразует природу? Совершенно верно, люди вырубают леса, строят города, плотины, заводы, Выращивают сады, добываю полезные ископаемые и т. д.

Научимся, свои знания применять в жизни для сохранения своего здоровья, узнаем много нового.

Например, летом на природе можно определять время по растениям и птицам. Существует много растений, которые распускают и закрывают свои лепестки в строго определенные часы (обращаемся к плакату):

  • От 4 до 5 открывается шиповник;
  • Около 5 часов – паслен черноягодный;
  • В 6 часов – картофель, одуванчик, цикорий;
  • В 7 часов – колокольчик крапиволистный, осот полевой, белая кувшинка;
  • В 9 часов – лесная фиалка, мать-и-мачеха;
  • С 12 до 13 часов дня закрывает лепестки осот полевой;
  • В 14 часов – одуванчик, картофель, цикорий;
  • В 16 часов - крокус, лен, календула;
  • В 17 часов – лесная фиалка, мать-и-мачеха;
  • В 19 часов – роза, шиповник, белая кувшинка;
  • В 20 часов паслен черноягодный.

Птицы также пробуждаются в определенные часы. По их пению мы можем приблизительно узнать, который час. Так, лесные жаворонки просыпаются около часа ночи, соловей в половине второго утра, кукушки, иволги, синицы – в 3 часа ночи, скворцы, щеглы, трясогузки – в 4 часа утра, воробьи – в 5-6 часов утра.

Эти знания могут нам пригодиться, когда мы будем на природе, в лесу или походе. Самое главное при общении с природой не заблудиться. Ответьте на вопрос – что надо делать, чтобы не заблудиться в лесу? (Обсуждаем этот вопрос и приходим к выводу, что необходимо изучить общие правила поведения в лесу или походе).

«Не заблудись в лесу».

Прежде всего, нужно соблюдать меры предосторожности, чтобы не заблудиться и не потеряться в лесу. Запомни, что нельзя далеко отходить от своей группы. Нужно держаться рядом со взрослыми. Если ты увидишь полную грибов поляну – появится возможность удивить всех, но не забывай, что ты должен обязательно оповестить взрослых, где ты находишься. Вообще в поле твоего зрения всегда должен находиться кто-то из взрослых. Постоянно поддерживай голосовую связь, окликая своих друзей или родных, и ты не окажешься одни в лесу.

Входя в лес, обязательно обрати внимание на то, с какой стороны светит солнце, в каком направлении проходит шоссе, протекает река и т.п. Если ты зайдешь далеко в лес, то легко сможешь вернуться, учитывая, куда за время твоего пути переместилось солнце, в какую сторону направлено течение реки.

Старайся запомнить дорогу, обращай внимание на особенности местности, например, обратить внимание на одиноко стоящее дерево, большой камень, лесное озеро или ручей. Кроме того, можно делать на деревьях небольшие зарубки, или просто обламывать ветки.

Держи путь всегда около реки, если есть возможность. По берегу всегда можно вернуться, и, конечно пресная вода никогда не помешает.

Хорошими ориентирами служат линии электропередач, а также железная дорога. Обрати на них свое внимание, отправляясь на прогулку по лесу, но старайся не отставать от взрослых.

Сориентироваться в лесу помогут и просеки, их прорубают либо с севера на юг, либо с востока на запад.

Если вам по пути встретятся квартальные столбы, то по их нумерации вы сможете определить стороны горизонта. Меньшие числа указываются с северной или западной стороны, а большие – с южной или восточной.

Что же делать, если ты все-таки не можешь найти дорогу? Самое главное – не отчаивайся и не паникуй. Ни к чему плакать и кричать, бегая по лесным тропинкам. Страх и паника - не самые лучшие помощники в данной ситуации. Самое лучшее, что ты можешь сделать, это успокоиться и вспомнить все, что тебе известно о том, как нужно себя вести в данной ситуации.

Прежде всего, постарайся сориентироваться, где ты находишься, далеко ли от того места, откуда ушел. Постарайся залезть на дерево и осмотреть все вокруг. Возможно, ты заметишь, в какой стороне лес редеет, или увидишь шоссе и поймешь, куда следует идти.

Не забудь прислушиваться, звуки тоже могут помочь, тебе найти выход. Ты можешь услышать лай собак, а это значит, что где-то рядом находится село или дом лесника. Если вы слышите стук колес или шум мотора, то ты находишься недалеко от железной дороги или автострады.

Определить место нахождение тебе поможет компас, главное уметь им пользоваться.

Подведем итог и запишем в тетрадь.

  1. Гуляя по лесу, не следует отходить далеко от взрослых, терять их из виду. Периодически необходимо перекликаться, чтобы не отстать и не заблудиться.
  2. Входя в лес, нужно посмотреть, с какой стороны светит солнце. Дорогу обратно можно найти по направлению шоссе или течения реки.
  3. Чтобы не заблудиться, нужно обращать внимание на окружающие предметы.
  4. Лучше идти вдоль реки, чтобы можно было вернуться, идя по берегу.

Если пришлось заночевать в лесу.

Если ты собьешься с пути вечером, то возможно, тебе придется заночевать в лесу. В темноте очень трудно найти обратную дорогу.

Сначала тебе придется найти место для ночлега. Лучше всего устроится на поляне. Место должно быть сухим и располагаться на небольшой возвышенности, так как в низинах обычно скапливается вода.

Выбрав место ночлега, попробуй сделать убежище, которое защитит тебя от дождя, ветра и холода. В нем тебе предстоит провести ночь, а то и несколько дней.

От дождя и ветра тебя прекрасно защитит тент. Кроме того, он дольше сохранит жар от костра. Тент можно смастерить из куска брезента, куртки или плаща и толстых ветвей. Тент нужно натянуть под углом, чтобы с него стекала вода.

Если у тебя под рукой не оказалось материалов, из которых можно соорудить тент, то ты можешь попытаться построить шалаш. Прежде всего, отыщи дерево, которое надломлено примерно на высоте 1.5 м. Прислони к нему одно или несколько деревьев, чтобы получилась опора для шалаша. После этого закрепите в горизонтальном положении тонкие стволы молодых деревьев, а на них уложи еловые ветви и листья. Обрати внимание на то, что ветви нужно класть снизу вверх так, чтобы верхний ряд примерно наполовину закрывал нижний. В этом случае во время дождя вода будет стекать со стен, не попадая внутрь шалаша.

Если у тебя не получилось построить своими руками убежище, ты можешь провести ночь под корнями больших деревьев или в дупле. Отличным укрытием от непогоды может стать пещера, только убедись сначала, что она не обрушится на тебя.

Подведем итог и запишем в тетрадь.

  1. Место для ночлега нужно выбирать на небольшой возвышенности, так как там не скапливается вода.
  2. Самое хорошее убежище – тент, который можно сделать из брезента, куртки или плаща.
  3. Тент нужно натянуть так как, чтобы с него стекала вода.
  4. Заночевать в лесу можно в пещере, под корнями большого дерева или в дупле.начала, что она не обрушится на тебя.

Как развести костер.

Сразу после выбора места для ночлега разведи костер. В лесу он станет тебе верным другом. Огонь согреет тебя, высушит промокшую одежду, свет от костра отпугнет от тебя диких животных, а дым отгонит комаров. Кроме того, мерцание костра привлечет внимание людей, которые отправятся на, твои поиски.

0чень важно выбрать место для костра. Самое безопасное
место берег реки. Камни :и песок не позволят распространиться огню. Костер можно разводить только в безветренную погоду, так как искры от костра могут далеко отлететь и стать причиной пожара.

Если ты вынужден разводить костер в лесу, надо выбрать открытую поляну. Не выбирай место под деревом, чтобы не опалить его. Затем нужно снять верхний слой дерна лопатой. Если лопаты нет, воспользуйся тем, что есть под рукой, например палкой. Нельзя разводить костры в сухой

траве, сухом хвойном молодняке, на торфяной почве. Огонь в этих местах распространяется так быстро, что его бывает трудно потушить, поэтому обязательно убери всю сухую траву.

Рубить деревья нельзя. Пользуйся валежником. Для костра приготовь сухие ветки. Если идет дождь, собери нижние ветки сосен или елей, они практически не намокают. Помимо веток, в костер можно подкладывать сухую траву, камыш.

Проще всего разжечь костер с помощью спичек. Спички должны быть сухими, и расходовать их нужно экономно, поэтому постоянно следи за тем, чтобы твой костер не потух. А имея в запасе обрывки бумаги, газеты, можно разжечь костер в любую погоду. Кроме того, есть специальные охотничьи спички, которые обладают защитой от влаги. Хорошо бы захватить их с собой, отправляясь в поход.

Если ты потеряешь спички или они намокнут, тебе придется обойтись без них. В ясную погоду можно развести огонь с помощью увеличительного стекла. Для этого тебе понадобятся два вогнутых стекла от часов (если они есть). Налей в одно из стекол воду, сверху помести второе стекло скрепи их глиной или пластырем. В качестве увеличительного стекла можно использовать и объектив от фотоаппарата.

Увеличительным стеклом лови солнечный луч и направляй его на кусочек пуха, ваты или сухой коры. Когда, через несколько минут, появится дым, а потом затеплится огонек, слегка подуй на него, чтобы возникло пламя.

Ориентиры живой природы.

Ты можешь определить стороны горизонта, если внимательно наблюдать за растительным и животным миром. Прежде всего, обрати внимание на мхи и лишайники, они обычно располагаются на скалах, стволах деревьев или пнях с северной стороны. Обрати внимание на деревья, их кора с северной стороны более темная, чем с южной. Однако прежде чем делать какие-то выводы, рассмотри несколько деревьев».

После дождя стволы сосен становятся темнее с северной стороны.

Хвойные деревья, сосны и ели, в жаркие дни выделяют больше смолы на южной стороне ствола.

Летом трава быстрее выгорает на южных границах полян.

С южной стороны быстрее спеют ягоды и фрукты, например, маленькая ягодка лесной земляники, укажет тебе своей красной стороной на юг, а еще не покрасневшей - на север. Помогут в определении сторон горизонта и муравейники. Они располагаются с южной стороны деревьев, пней или кустов. При этом южный склон муравейника более пологий, чем северный.

Возможно, ты увидишь на стволах деревьев ульи диких пчел. Запомни, что дикие пчелы устраивают свои «дома» на южной стороне деревьев.

Еще одним ориентиром для тебя могут стать птицы. Например, кулики, болотные совы и некоторые: другие птицы в ясную погоду обычно летят по направлению южного ветра.

Атмосферные явления, особенности почв и рельефа также подскажут тебе, где находится север, юг, запад, восток. Например, снег около пней, камней быстрее тает с южной стороны, а в ямах и оврагах - с северной.

Ранней весной проталины быстрее образуются на южных склонах холмов. Южные склоны холмов более сухие, чем северные.

Снег быстрее сходит на южных опушках. Запомни эти ориентиры. Они обязательно помогут тебе выбраться из леса, найти дорогу.

Определив стороны горизонта, вспомните все то, на что вы обратили внимание в пути: деревня, поля, озеро или река, железная дорога и т. п. После этого попытайся определить, в какую сторону вам следует идти.

Подводим итог:

  • Что нового сегодня узнали мы на уроке?
  • Как человек зависит от природы?
  • Как люди преобразуют природу?
  • Как вы должны вести себя в лесу, в походе?
  • Если вы будете выполнять все правила рассказанные сегодня на уроке, то каким будет ваше здоровье?

Приложение