Память человеку необходима для проявления души.
Блез Паскаль
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки с деятельностью, связанной с развитием познавательной активности.
Система современного образования требует от детей известного нервного напряжения, волевого усилия, достаточного объёма памяти.
Практика моей работы показывает, что на протяжении ряда лет многие дети приходят в школу с низким уровнем готовности к школьному обучению, в том числе с низким уровнем развития памяти.
В 2004 – 2005 учебном году при проверке уровня готовности к обучению будущих первоклассников психолог школы установила, что 25 % детей моего класса имели низкий уровень кратковременной памяти и умозаключений.
Передо мной встали следующие задачи:
- Активизировать познавательную деятельность детей.
- Повысить адаптационные возможности учащихся, в первую очередь социально – психические.
Я стала искать новые методы и приёмы по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
Эта работа позволила мне изучить особенности развития памяти младших школьников и увидеть пути для повышения её уровня. В результате у детей повысилось качество обучения, повысились адаптационные возможности, в первую очередь социально - психические. Учение принесло успех умственному развитию.
И, конечно, в первую очередь работа по развитию памяти у детей началась с родителей. Ведь не только педагог должен помогать ребенку запоминать и учить контролировать правильность запоминания, но и родители.
В первом классе, в начале учебного года, у меня проходит родительское собрание, посвященное проблемам развития познавательных процессов, где я даю рекомендации, игры и упражнения по развитию памяти у первоклассников.
Невнимательность и неусидчивость могут быть обусловлены чисто медицинскими факторами, например, они довольно характерны для детей, в раннем возрасте страдавших повышенным внутричерепным давлением, и длительные занятия могут вызывать у ребенка приступы головной боли, усталости. Отсюда и ошибки. Поэтому здесь уже нужны не упражнения, а консультации врача. Конечно, для тренировки памяти можно заставить ребенка выучить полностью «Плачь Ярославны» из «Слово о полку Игореве». Но только вот особого смысла в этом нет. Ребенок не поймет, зачем это нужно, и скоро забудет все. Поэтому, занимаясь с ним, нужно обязательно соблюдать несколько условий. Во-первых, чтобы эти упражнения были ребенком поняты и, самое главное, интересны. Во-вторых, не нужно превращать их в дополнительный урок. Многие вещи вполне можно делать, например, во время прогулки, поездок в транспорте, ожидая очереди к врачу.
Итак, первая группа заданий относится к непосредственной тренировке памяти. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.
Второй тип упражнений – это запоминание всевозможных таблиц. Например, покажите таблицу 3 x 4 или 5 x 6 клеточек, где записаны либо цифры, либо буквы. После этого закройте таблицу листом бумаги, а ребенок должен воспроизвести ее.
Возможен более легкий вариант – в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребенку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот – что было зеленого цвета, что розового.
Еще одно упражнение того же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название цветов, изображенных на картинке, и еще двух-трех растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного – двух цветков с картинки.
Также можно предложить детям такое задание. Вы раскладываете на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Следующее упражнение влияет не только на развитие памяти, но и внимания.
Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его ещё раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребенку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т.д. Или другой вариант – перечислите героев какой – либо сказки, естественно, известной ему (дровосек, волк, бабушка и т.д.), и попросите угадать, что это за сказка.
Напишите на листе бумаги ряд слов («утро», «солнце», «туча», «мальчик», «чашка», «мяч»), покажите их ребенку и предложите составить рассказ, в котором бы были эти слова. Время от времени, читая ребенку известные ему четверостишья, «забывайте» последнее слово, а потом и целую строчку, предоставив ему возможность досказать стихотворение самому. Также, рассказывая известную сказку, что-нибудь «перепутайте», пусть ребенок уличит вашу ошибку. После каждой прочитанной сказки просите ребенка пересказать содержание, ответить на вопросы по сказке.
Еще одна группа упражнений связана с тактильными ощущениями. Например, лежа в постели, пальцем нарисуйте у ребенка на спине цветочек, букву, цифру и попросите назвать его. Или закройте малышу глаза попросите на ощупь назвать предмет, который вы будете давать ему в руки.
И еще один важный момент, на который следует обратить внимание. Многие родители сетуют, что большинство детей воспринимают только зрительную информацию – прочитанную в книге, увиденную на картинке. А вот то, что они слышат, в большинстве своем проходит «мимо ушей». Чтобы этого избежать, предлагайте ребенку игры – упражнения, тренирующие восприятие информации «на слух». Например, можно поиграть в игру. Пусть ребенок ловит мяч «на слова», в которых встречается буква «А», или можно «ловить» только цвет или животных. Вариантов может быть множество. А если нет возможности поиграть с мячом, то пусть в нужные моменты он просто хлопает в ладоши. Очень полезно слушать аудиокассеты со сказками. Только опять же не забудьте через какое-то время поговорить с ребенком на тему того, что он слушал, задать ему ряд вопросов.
Все упражнения, которые я предлагаю для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даёт возможность выполнять их с детьми в домашних условиях правильно.
Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один.
Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям
Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15 – 20 минут.
Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Родителям также рекомендуется литература по данной проблеме:
- Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. М., - 1986 г.
- Коломенский Я. Л. Человек: психология. М., - 1986 г.
- Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979 г.
- Лаурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968 г.
- Овчаров Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2004 г.
- Черемошина Л.В. Развитие памяти у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997 г.
Работа учителя в классе и родителей дома по развитию данного познавательного процесса приводит не только к развитию памяти. Первоклассники начинают лучше справляться с объемом учебной нагрузки. Значит, у них повышаются адаптационные возможности, в первую очередь социально-психические.