Цель:
- знакомство с исторической живописью первой половины 19 века,
- развитие интереса к исторической живописи как ведущему жанру Академии художеств в начале 19 века,
- воспитание чувства любви к прекрасному, любви к своей Родине, её историческому прошлому.
Ход урока
Учитель: Мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие в мир русской живописи. Перед вами картины известных русских художников (используется презентация приложение 3 Слайд 1).
К каким жанрам живописи вы бы отнесли данные произведения? (Ответы детей)
- Исторический жанр
- Портрет
- Парадный портрет
- Пейзаж
- Натюрморт
Учитель:
- Установите соответствие между словами и определениями.
Пейзаж | Жанр, основным предметом изображения которого является природа |
Натюрморт | Жанр искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов, объединенных в группу. |
Портрет | Изображение человека либо группы людей. |
Историческая живопись | Жанр, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Часто переплетается с другими жанрами – бытовым, портретом, пейзажем |
- Какой жанр живописи вам понравился больше всего?
(Ответ уч-ся).
А как вы думаете, в каком жанре наиболее четко отражены проблемы судеб нации, личности и окружающего мира, духовные и нравственные вопросы.
Этот жанр возвращает нас к нашим истокам, заставляет нас осмысливать события и факты, делать выводы и задумываться о будущем.
(Ответы детей: исторический жанр)
Учитель: (Слайд 2) Исторический жанр сформировался в 18-19 веках со становлением научного взгляда на историю. Исторический жанр зарождается в стенах Академии художеств. Его признавали наиглавнейшим, на него возлагали большие гражданственные и воспитательные задачи. В нем поставлены проблемы судеб нации, личности и окружающего мира, духовные и нравственные вопросы.
- Кто же работал в этом жанре? Каких художников и их картины вы можете назвать?
(Ответы детей) (Слайд 3)
Учитель:
- Какова роль исторического жанра в русской живописи?
(Ответы детей)
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем некоторые интересные и немаловажные факты биографии русских художников (Слайд 4). Предлагаю вам немного поработать в группах по следующему плану.
- Изучить некоторые факты из биографии, проанализировать их и поделиться с остальными полученными сведениями
- Проанализировать художественное произведение, составить краткий рассказ по картине
Каждая группа получает задание изучить биографию художника (приложение 1).
Вопросы для анализа картины.
- Какой исторический период изображен? Или какая историческая информация отражена?
- Сюжет картины, окружающий пейзаж, герои картины? Значимо ли их место в истории?
- Можем ли мы отнести эту картину к исторической живописи?
- Попробуйте составить краткий рассказ по картине.
(Ответы учеников после групповой работы)
Учитель: дает комментарии к ответам детей (приложение 2 Слайд 5)
Историческую живопись можно рассматривать не только в целом, но и по направлениям: историко-бытовое, портретно- историческое, батальная живопись и исторический пейзаж. Художники, с творчеством которых мы сегодня познакомились, работали в основном в историко-бытовом и портретно-историческом направлении.
Учитель:
- К каким жанрам относятся данные произведения? (слайд 6).
- Для закрепления знаний выполним проверку – тест. (Для теста можно использовать уже знакомые иллюстрации).
- Определите свое отношение к жанру исторической живописи?
Рефлексия (слайд 7,8).
На уроке применялись истоковские социокультурные технологии: начало урока - проблемный вопрос; развивающие и оценивающие тренинги; групповая работа.
Используемая литература:
- История русской культуры Ю. Рябцев
- Мировая художественная культура Эренгросс Б. А.