Цель проекта: создание и продуктивное функционирование центра информационных и коммуникационных технологий «Школа ИКТ», как неотъемлемой части образовательного пространства школы, который позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании, как в урочное, так и внеурочное время.
Созданный Центр решает следующие задачи:
- совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом, с последующим применением в учебном и воспитательном процессе школы;
- более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе – создание методической, дидактической копилки в помощь учителю;
- переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
- создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет (учитывая необходимость контентной фильтрации).
Для своей работы Центра выделил следующие направления:
- техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ и интерактивного оборудования;
- помощь в методическом и дидактическом обеспечении образовательного процесса;
- повышение квалификации педагогических работников;
- программно-методическое обеспечение (создание наглядного учебного материала);
- обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет, организацию мероприятий по осуществлению контентной фильтрации;
- проведение мероприятий по информационной безопасности, информационным возможностям и способам их использования в образовательном пространстве.
Первыми результатами работы Центра стало создание и начало функционировнаия:
1. Два кабинета информатики.
2. Медиатека — мультимедиа кабинет. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: учебные видеокассеты, аудиокассеты, CD-диски, компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, ксерокс. В кабинете проводиться различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИКТ. Здесь же осуществляется индивидуальная работа учащихся, и работа уч-ся с педагогами по различным направлениям образовательного процесса .
3. Школьная библиотека. Библиотека оснащена компьютерной техникой: 2 ПК, сканером, принтер, множительной и копировальной техникой, выходом в Интернет. Библиотека имеет свою медиатеку по учебным предметам4. Оборудованы компьютерной техникой рабочие места администрации, социально-психологической службы, бухгалтерии, секретаря-делопроизводителя, учителей-предметников (в каждом учебном кабинете).
5. Школьный музей истории школы используется как культурно-информационный центр (лекционный зал, оснащенный мульмедийной техникой), для проведения школьных и городских мероприятий.
Так как школьный музей несет на себе серьезную воспитательную и образовательную нагрузку, использование его в работе по внедрению ИКТ можно рассмотреть более подробно.
История здания школы, его неординарность, неповторимость архитектурного облика, а также традиции, связанные с именем ее знаменитого выпускника, дважды героя СССР летчика- космонавта А.А. Леонова, дают возможность использовать эти факторы в культурно-историческом аспекте.
На базе школьного музея создан культурно-информационный центр, целью которого стало вовлечение как можно большего количества учащихся в образовательный процесс и развитие их творческих способностей.
В составе центра входит нескольких функциональных комплексов:
- экспозиция музея,
- конференц-зал (раздвижной стол и стулья, мультимедийная установка),
- помещение для временных выставок,
- помещение для просмотра и хранения медиатеки,
- сценический подиум,
- Интернет- кафе,
- создание учебного планетария (использование программного продукта «Виртуальная прогулка по космическим далям», «Русский космос»)
Реализация данного проекта дает возможность отойти от формальных методов работы и способствует решению следующих задач:
- введение информационных технологий в контекст общей образовательной деятельности,
- использование новых коммуникативных средств в процессе обучения, учитывая возрастной психологический фактор (подверженность детей компьютерному влиянию),
- разработка новых образовательных программ, на основе которых возможно проведение внеурочной и воспитательной работы,
- возможность широкого общения со сверстниками и воспитание готовности молодого поколения к диалогу разных культур.
Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой. (приложение 1)
Результатом внедрения проекта в нашей школе в период с сентября 2006 по декабрь 2007 года стало:
- Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов, мониторингов;
- Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения (разработки уроков, внеклассные мероприятия, дидактические материалы, раздаточный и иллюстративный материал и т.д.);
- Повышения уровня информационной культуры учителя и ученика, 70% учителей стали пользователями ПК, более 60% учащихся охвачены изучением информатики на учебных, элективных, факультативных занятиях).
Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности может обеспечить в нашей школы:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
- повышение квалификации педагогов и работников школы;
- разностороннее развитие школьника;
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Таким образом, мы пытаемся создать единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность школы и ее элементов.