Цели урока:
- Выведение правила умножения десятичных дробей, применение правила.
- Развитие логического мышления, внимания, культуры математической речи.
- Формирование умения наблюдать, обобщать, делать выводы.
- Воспитание ответственности, самостоятельности, сплочённости, чувства коллективизма.
Ход урока
Организационный момент.
Индуктор.
Учитель. Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.
- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?
Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.
Задание: на столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления таблицы. Обсудите в группе ваши предположения.
Самоконструкция и социоконструкция (индивидуально и в группе).
Социализация (сообщение результатов групп).
2,42 |
8 |
2,7 |
10 |
2,2 |
2,42 |
|
2 |
0,04 |
10 |
3 |
1,1 |
0,2 |
|
4,84 |
0,9 |
96,1 |
Таблица на умножение. Первая строчка –1 множитель, вторая строчка -2 множитель, третья строчка – произведение.
Задание: заполните таблицу. Если при заполнении таблицы возникнут сомнения, затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.
Самоконструкция и социоконструкция, социализация и афиширование.
На доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную таблицу.
Учитель: Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?
Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число, учащиеся формулируют правило.
- А в чём возникли сомнения?
При умножении десятичных дробей.
- Итак, возникла проблема: как умножить десятичную дробь на десятичную дробь. Тогда сформулируем тему урока: “Умножение десятичных дробей”.
Учитель. Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы.
Группы придумывают и предлагают свои способы умножения десятичных дробей. Социализация, афиширование (на доске).
Учитель. Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавшись в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить классные доски, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.
- Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну классную доску.
Социоконструкция, социализация.
Измерить длину, ширину доски; вычислить площадь доски и узнать расход краски.
Учитель. Вычисляем площадь доски, если её длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?
Социоконструкция и афиширование:
2,2 м = 22 дм; 1,1 м = 11 дм; 22 дм х 11дм = 242 кв. дм = 2,42 кв. м.
- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей.
Выслушиваются мнения групп.
- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.
Задание: рассчитайте расход краски, если на 1 кв. м. площади расходуется 0,2 кг. краски.
Самоконструкция и социоконструкция, афиширование.
Учащиеся выполняют умножение столбиком, применяя выведенное правило.
2,42 х 0,2 = 0,484 примерно 0,5кг.
- Усложняю задачу: определить, сколько денег потребуется для приобретения данного количества краски (1кг. краски стоит 80,5 руб.)
Вся дополнительная информация подаётся по запросу учеников малыми порциями.
Афиширование: дети выполняют записи на доске, проговаривая правило.
80,5 х 0,5 = 40,25 руб.
- Осталось выбрать краску по цвету. В магазине, куда я обратилась за краской, продавец оказался большим любителем всевозможных головоломок. Даже расстановку товара на витрине он подчинял разным замысловатым закономерностям. Попробуйте догадаться, какую банку с краской я выбрала в магазине? (см. Приложение 1)
- Итак, вы успешно справились с заданием администрации школы, кроме того, вы составили смету на покраску классных досок в кабинетах.
Рефлексия:
- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы результатами?
- Что понравилось в работе?
- Какие трудности испытывали?
- Как их преодолевали?
- С чего бы вы предложили начать следующий урок?
- Придумайте себе домашнее задание.
(Например, придумать 3 примера на новое правило и решить их.)
Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да! Путь познания не гладок,
И знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
- Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете!
Ученики на переносной доске небольших размеров могут оставить свои автографы или цветные полоски, нарисованные цветными мелками.