Урок-мастерская "Умножение десятичных дробей", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  1. Выведение правила умножения десятичных дробей, применение правила.
  2. Развитие логического мышления, внимания, культуры математической речи.
  3. Формирование умения наблюдать, обобщать, делать выводы.
  4. Воспитание ответственности, самостоятельности, сплочённости, чувства коллективизма.

Ход урока

Организационный момент.

Индуктор.

Учитель. Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.

- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?

Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

Задание: на столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления таблицы. Обсудите в группе ваши предположения.

Самоконструкция и социоконструкция (индивидуально и в группе).

Социализация (сообщение результатов групп).

2,42

8

2,7

10

2,2

2,42

2

0,04

10

3

1,1

0,2

4,84

0,9

96,1

Таблица на умножение. Первая строчка –1 множитель, вторая строчка -2 множитель, третья строчка – произведение.

Задание: заполните таблицу. Если при заполнении таблицы возникнут сомнения, затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.

Самоконструкция и социоконструкция, социализация и афиширование.

На доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную таблицу.

Учитель: Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число, учащиеся формулируют правило.

- А в чём возникли сомнения?

При умножении десятичных дробей.

- Итак, возникла проблема: как умножить десятичную дробь на десятичную дробь. Тогда сформулируем тему урока: “Умножение десятичных дробей”.

Учитель. Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы.

Группы придумывают и предлагают свои способы умножения десятичных дробей. Социализация, афиширование (на доске).

Учитель. Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавшись в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить классные доски, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.

- Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну классную доску.

Социоконструкция, социализация.

Измерить длину, ширину доски; вычислить площадь доски и узнать расход краски.

Учитель. Вычисляем площадь доски, если её длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

Социоконструкция и афиширование:

2,2 м = 22 дм; 1,1 м = 11 дм; 22 дм х 11дм = 242 кв. дм = 2,42 кв. м.

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей.

Выслушиваются мнения групп.

- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

Задание: рассчитайте расход краски, если на 1 кв. м. площади расходуется 0,2 кг. краски.

Самоконструкция и социоконструкция, афиширование.

Учащиеся выполняют умножение столбиком, применяя выведенное правило.

2,42 х 0,2 = 0,484 примерно 0,5кг.

- Усложняю задачу: определить, сколько денег потребуется для приобретения данного количества краски (1кг. краски стоит 80,5 руб.)

Вся дополнительная информация подаётся по запросу учеников малыми порциями.

Афиширование: дети выполняют записи на доске, проговаривая правило.

80,5 х 0,5 = 40,25 руб.

- Осталось выбрать краску по цвету. В магазине, куда я обратилась за краской, продавец оказался большим любителем всевозможных головоломок. Даже расстановку товара на витрине он подчинял разным замысловатым закономерностям. Попробуйте догадаться, какую банку с краской я выбрала в магазине? (см. Приложение 1)

- Итак, вы успешно справились с заданием администрации школы, кроме того, вы составили смету на покраску классных досок в кабинетах.

Рефлексия:

- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?

- Довольны ли вы результатами?

- Что понравилось в работе?

- Какие трудности испытывали?

- Как их преодолевали?

- С чего бы вы предложили начать следующий урок?

- Придумайте себе домашнее задание.

(Например, придумать 3 примера на новое правило и решить их.)

Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

Да! Путь познания не гладок,

И знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

- Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете!

Ученики на переносной доске небольших размеров могут оставить свои автографы или цветные полоски, нарисованные цветными мелками.