Цели урока:
Образовательные:
- умение читать простейшие математические записи вида: 1+1, 3-2 и соотносить такие записи с конкретной иллюстрацией;
- прочное усвоение всех случаев состава чисел 2, 3 и 4 из двух слагаемых;
- умение, на основе полной предметной наглядности, решать соответствующие задачи и записывать их решения с помощью карточек с цифрами;
- умение различать и называть геометрические фигуры, использовать эти фигуры в качестве счетного материала.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать бережное отношение к учебнику и тетради;
- воспитывать бережное отношение ко всему живому, что нас окружает.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать память, внимание.
I. О/м
- Сегодня на уроке математики отправимся за новыми знаниями. А путешествовать будем по морю на парусном судне. (Приложение – иллюстрация корабля).
- Я буду капитаном корабля, а вы моей командой. Все команды капитана нужно выполнять четко и быстро. Если команда будет помогать капитану, путешествие пройдет благополучно.
II. Устный счет
- Ну, что же проверим готовность команды к путешествию.
- Посчитаем от 1 – 10 и обратно от 10 – 1; посчитаем от 2 до 10. Игра “Хлопки” по вариантам (1 в. – 1 хлопок, 2-хлопок, 2 в. – 3 – хлопок, 4 – хлопок и т. д.)
- Команда готова к следующему заданию?
Игра “Перетягивание каната” - работа в ППС.
- У каждого на столе карточка с канатом (Приложение). Переходя от каждого узелка-примера, нужно первым добраться до флажка. Кто закончит, поднимите свой светофорчик.
- Проверяем. Взаимопроверка, а ответы проверим по паруснику.(контрольная карточка)
- Кто быстрее перетянул канат? Поднимите светофорчики. Молодцы!
- Следующее задание моей команде! Приготовьте свои веера цифр. Игра “Молчанка” - на спасательных кругах примеры “+” и “-” 2.
-Молодцы! Вперед! Па морям! По волнам!
- Работа с кассой цифр. Решение задач с составлением решения на наборном полотне с помощью цифр.
1). Вот 9 маленьких ребят. Они на лодочке сидят:
5 ребятишек на одной. А сколько деток на другой?
2) Группа малышей – утят плавать и нырять хотят.
6 уплыли далеко, 2 нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду? Сосчитать я не могу.
- Ребята, посмотрите. Кто плывет к нам навстречу? (Приложение)
3) 2 пингвина в черных фраках спорят целый день. Однако,
Ни один решить не может: 2+2, кто им поможет?
-Молодцы! Вперед! Па морям! По волнам!
III. Постановка темы урока
- Посмотрите внимательно на наш парусник. (Приложение)
- Сколько у него алых парусов? (3) Сколько голубых? (1) Сколько всего парусов?
(4)
- Как вы думаете, с каким числом мы сегодня познакомимся? (4) Найдите цифру 4
в своих кассах цифр. (1 уч-ся находит в классной кассе цифру 4)
IV. Физминутка (под музыку О.Газманова “Морячка”)
V. Новый материал
- Соствляем лесенку из кубиков на парте, а 1 уч-ся у доски. Возьмите квадраты из математических пеналов.
(Присчитывание кубиков по одному в каждый столбик и сравнение, аналогичная работа на уменьшение в правую сторону).
- Давайте проверим себя по учебнику (С. 16)
- Вывод: Как же мы можем получить 4?- 1+1+1+1=4, 2+2=4, 3+1=4
- Молодцы! Вперед! Па морям! По волнам!
Работа в тетрадях (С. 9)
VI. Физминутка
Корабли по морю плыли, к чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей, первоклассных малышей.
VII. Работа в тетрадях
- Морская прохлада помогла восстановить нам силы. Продолжаем путешествие.
Письмо цифры 4 (с.31) – показ и объяснение учителем, предупреждение ошибок (индивидуально), самостоятельное письмо учащихся.
VIII. Закрепление
- Заходим в порт “Мастеров” (учебник с. 16 - верхний правый рисунок).
- Что делают юные конструкторы? (Кораблики) Сколько мальчиков? Один мальчик делает кораблики. Сколько он уже сделал? Какой по счету кораблик он складывает? Он решил подарить 1 кораблик другу. Как сказать, сколько корабликов у него останется? (4 без 1) Как это записать? Молодцы!
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Для того, чтобы скорее нам вернуться домой, давайте каждый из вас раскрасит корабль. (Приложение) Работаем в парах сменного состава (ПСС). Выбираете один из элементов рисунка целиком и раскрашиваете его, затем переходите на другое место и раскрашиваете еще какой- либо элемент картинки.
- Молодцы!
X. Итог урока
- Наше путешествие подошло к концу. С каким новым числом мы познакомились? Из каких чисел состоит число 4? В каких городах мы были? Что больше всего понравилось?
Литература
- Учебник 1 класс М.И.Моро, С.В.Степанова.
- Тетрадь № 1 по математике.