Учебно – воспитательные задачи урока:
- Расширить знания учащихся о природных комплексах своей местности, сформировать умение выделять главные компоненты П.К., указать меры по охране окружающей среды. Научить фиксировать результаты наблюдений.
- Дать представление об особенностях природы Шолоховского района и своего хутора.
- Развивать у учащихся умения называть и показывать особенности компонентов природы устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать тенденции в изменении природы под влияние деятельности человека.
Воспитательная:
- Создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу родного края.
- Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Шолоховского района и своего хутора.
- Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру и чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.
Оборудование: полевые дневники, карандаши, ластик, линейка, компас, папка для гербария.
Ход урока
I этап. Подготовка к уроку
Вводная беседа в классе:
- Сообщение целей работы во время урока – похода.
- Вычерчивание плана местности с указанием остановок во время похода.
- Создание творческих групп по ведению полевых дневников.
- Сообщение методики проведения практических работ на каждой из остановок похода.
- Записывание заданий в полевой дневник.
Задание № 1
Опишите П.К. своей местности по плану:
а) Географическое положение;
б) Особенности рельефа, горных пород, изменение рельефа под действием человека.
в) Особенности поверхностных вод, находящихся на территории нашего хутора; особенности озер поймы Дона ( питание озера, изменение уровня воды в озере по временам года, меры по охране).
г) Особенности почв С.П.К. имени Шолохова, их использование, меры по сохранению и повышению плодородия.
д) Растительный мир, изменение растительности под влиянием хозяйственной деятельности человека, меры по охране растительного мира.
Маршрут урока-похода
Остановки:
- Поле. Изучение почв.
- Курган.
- Лесополоса.
- Степной участок.
- Озеро.
Задание 2
1. Описать, как может измениться П.К. нашей местности если:
- Резко уменьшится среднегодовое количество осадков;
- Повысится уровень грунтовых вод;
2. Что можно изменить в П.К. нашей местности, чтобы улучшить условия для жизни и отдыха людей? Это задание творческое. Его можно выполнить дома.
Выполнение практической части работы по группам. Деление класса на группы по 4 человека.
II этап
Остановка №1. Изучение почвенного покрова нашей местности
- Беседа о выполнении заданий по изучению почвы.
- Общая характеристика почв.
- Строение почвы ( изготовление и рассматривание почвенного монолита).
- Особенности почв Ростовской области и своего населенного пункта. Сравнение почв.
- Использование почв.
- Меры по охране и повышению плодородия.
Остановка № 2. Курган.
- Наука археология. ( беседа с классом)
- Рассказ о содержании курганов, которые были раскопаны на территории С.П.К. имени Шолохова. Этот курган можно использовать для описания склона, измерения высоты кургана.
Остановка № 3. Лесополоса.
- Для чего человек сажает лесополосы?
- Определение основных видов деревьев.
- В полевой дневник зарисовать формы листьев 5 видов деревьев, или собрать небольшой гербарий из листьев, а на уроках биологии определить и описать эти виды деревьев.
- Ответить на вопросы: Какова польза лесополос в нашей местности? Как давно они были посажены? Кто их сажал? Что будет, если они погибнут?
Остановка № 4. Растительность степного участка.
- Определить основные виды растительности.
- Указать сроки цветения степных растений.
- Собрать гербарные образцы 5 видов степных растений.
- Указать основные меры по охране и использовании растительного покрова степей Ростовской области и нашего хутора.
Остановка № 5. Изучение озера.
- Записать в полевой дневник общие данные об озере ( площадь, глубина, связь с рекой, как называется озеро).
- Исследовать водную растительность. Определить видовой состав растений.
- Животный мир озера: водоплавающие птицы, промысловые животные, рыбы и другие обитатели озера.
- Определить, нуждается ли это озеро в охране? Какие мероприятия по охране данного озера могут провести учащиеся во время похода.
- Зарисовать план – схему озера.
III этап. Подведение итогов урока-похода
Сделать общий вывод об основных компонентах П.К. нашей местности. Как используются природные комплексы на территории нашего хутора. Обратить внимание на экологическое состояние природных объектов в окрестностях хутора.
Наметить пути решения некоторых экологических проблем.
Задание на дом: привести в порядок записи в полевом дневнике, оформить гербарий растений степи и рисунки листьев деревьев лесополосы. Зарисовать схему озера и надписать растения и животные, которые обитают в данном озере.