Цели:
- познакомить детей с гласными звуками, со способом их образования;
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
- научить выделять гласные звуки в слогах, словах, предложениях.
Оборудование:
- зеркала,
- картинки,
- фишки,
- мяч,
- ручки,
- тетради,
- веер гласных букв.
Ход занятия
I. Организационный момент.
“Сказка о весёлом язычке”.
II. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Упражнения: “Горка”, “трубочка”, “грибочек”, “лошадки”, “чашечка” –
(Слайд 2, 3)
поём песенку, нам помогают петь сказочные герои из сказки “Теремок”.
ААААА – рот широко открыт, поёт лягушка (Слайд 4)
ООООО – губы овальной формы, поёт лисичка (Слайд 5)
УУУУУ – губы трубочкой, воет волк (Слайд 6)
ИИИИ – губы в улыбке, пищит мышка (Слайд 7)
ЫЫЫЫ – губы маленьким овалом, поёт медведь (Слайд 8)
ЭЭЭЭЭ – губы большим овалом, поёт зайка (Слайд 9)
III. Знакомство со способом образования гласных звуков. Схемы.
Артикуляция перед зеркалом, отгадывание по беззвучной артикуляции.
-“Угадай, какую песенку поёт мышка?” (Слайд 7)
-“Угадай, какую песенку поёт лисичка?” (Слайд 5)
-“Угадай, какую песенку поёт лягушка?” (Слайд 4)
-“Угадай, какую песенку поёт зайка?” (Слайд 9)
-“Угадай, какую песенку поёт волк?” (Слайд 6)
-“Угадай, какую песенку поёт мишка?” (Слайд 8)
Буквы показывается по щелчку после угадывания
IV. Физминутка.
Игра с мячом: называем слова, начинающиеся на гласные.
V. Выделение гласных из ряда звуков на слух:
а, м, п, у, с, ы, т, о, и, л, э. Дети выбирают гласную букву на веере и показывают.
VI. Звуковой анализ слов по картинкам.
(Слайд 11,12,13,14)
Выкладывание схем слов из цветных магнитов, дети выходят к доске по одному. На местах составляют слова из цветных фишек, делят на слоги, выделяют гласные, называют их.
Объяснение значения нового слова “эскалатор”
VII. Графическое закрепление.
Работа у доски и в тетрадях по слоговой схеме. (Слайд 15)
Запись схемы слова в тетрадь. Гласные выделяем красным карандашом.
Тигр __и__, розы __о__ы, туча __у_а__, тыква _ы__|_а__, этажи _э_|_а__|_и__.
VIII. Графический диктант словосочетаний и предложений в тетради и на доске.
Тома рада. Мыли руки. Купи рыбу. Второй этаж.
(оа аа. ыи уи. уи ыу. оо эа.). Читаем, проверяем.
Итог занятия: о каких звуках мы сегодня говорили?
Литература:
- Рыбина Э.В. “Работа над гласными звуками на логопедических занятиях”, 1 класс.
- Журнал “Начальная школа” №1, 1995 год.
- Костыгина В.Н. “Тру-ля-ля” М. 1999г.
- Ефименкова Л.Н “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991г.