Логопедическое занятие на тему "Гласные звуки и буквы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с гласными звуками, со способом их образования;
  • развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
  • научить выделять гласные звуки в слогах, словах, предложениях.

Оборудование:

  • зеркала,
  • картинки,
  • фишки,
  • мяч,
  • ручки,
  • тетради,
  • веер гласных букв.

Ход занятия

Приложение

I. Организационный момент.

“Сказка о весёлом язычке”.

II. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

Упражнения: “Горка”, “трубочка”, “грибочек”, “лошадки”, “чашечка” –

(Слайд 2, 3)

поём песенку, нам помогают петь сказочные герои из сказки “Теремок”.

ААААА – рот широко открыт, поёт лягушка (Слайд 4)

ООООО – губы овальной формы, поёт лисичка (Слайд 5)

УУУУУ – губы трубочкой, воет волк (Слайд 6)

ИИИИ – губы в улыбке, пищит мышка (Слайд 7)

ЫЫЫЫ – губы маленьким овалом, поёт медведь (Слайд 8)

ЭЭЭЭЭ – губы большим овалом, поёт зайка (Слайд 9)

III. Знакомство со способом образования гласных звуков. Схемы.

Артикуляция перед зеркалом, отгадывание по беззвучной артикуляции.

-“Угадай, какую песенку поёт мышка?” (Слайд 7)

-“Угадай, какую песенку поёт лисичка?” (Слайд 5)

-“Угадай, какую песенку поёт лягушка?” (Слайд 4)

-“Угадай, какую песенку поёт зайка?” (Слайд 9)

-“Угадай, какую песенку поёт волк?” (Слайд 6)

-“Угадай, какую песенку поёт мишка?” (Слайд 8)

Буквы показывается по щелчку после угадывания

IV. Физминутка.

Игра с мячом: называем слова, начинающиеся на гласные.

V. Выделение гласных из ряда звуков на слух:

а, м, п, у, с, ы, т, о, и, л, э. Дети выбирают гласную букву на веере и показывают.

VI. Звуковой анализ слов по картинкам.

(Слайд 11,12,13,14)

Выкладывание схем слов из цветных магнитов, дети выходят к доске по одному. На местах составляют слова из цветных фишек, делят на слоги, выделяют гласные, называют их.

Объяснение значения нового слова “эскалатор”

VII. Графическое закрепление.

Работа у доски и в тетрадях по слоговой схеме. (Слайд 15)

Запись схемы слова в тетрадь. Гласные выделяем красным карандашом.

Тигр __и__, розы __о__ы, туча __у_а__, тыква _ы__|_а__, этажи _э_|_а__|_и__.

VIII. Графический диктант словосочетаний и предложений в тетради и на доске.

Тома рада. Мыли руки. Купи рыбу. Второй этаж.

(оа аа. ыи уи. уи ыу. оо эа.). Читаем, проверяем.

Итог занятия: о каких звуках мы сегодня говорили?

Литература:

  1. Рыбина Э.В. “Работа над гласными звуками на логопедических занятиях”, 1 класс.
  2. Журнал “Начальная школа” №1, 1995 год.
  3. Костыгина В.Н. “Тру-ля-ля” М. 1999г.
  4. Ефименкова Л.Н “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991г.