Пояснительная записка.
Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Гуслицкий стиль книжного орнамента тоже можно отнести к декоративному народному искусству. Образцы росписи, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им понять и любить прекрасное, приучают к труду по законам красоты.
Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывает у них желание воспроизвести увиденное.
Задачи данного проекта:
- познакомить детей с новым видом орнамента – гуслицкой росписью книг, с характерными особенностями гуслицкого узора (элементы, композиция и цветосочетание);
- помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, ягод, листьев, столбцов, буквиц, заставок и т.д.;
- учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для гуслицкой росписи;
- формировать умение использовать разные технические приемы рисования: цветная штриховка, рисование концом кисти (“оживок”) для украшения декоративных цветков и листьев;
- самостоятельно учить составлять композиции узора по мотивам гуслицкой росписи;
- развивать интерес ребенка к истории и культуре родного края, воспитывать гордость за своих талантливых предков.
Данный проект содержит историческую справку по искусству художественного оформления книги в средневековой России в целом и в Гуслицах в частности, а также практические рекомендации для учителей начальных классов, которые сами ведут уроки изобразительного искусства. Курс рассчитан на младший школьный возраст.
Историческая справка.
Краткая характеристика гуслицкого стиля книжного орнамента.
На протяжении всей истории русские книгописцы и живописцы выработали несколько последовательно сменявших друг друга орнаментальных стилей.
Древнейшим из них был старовизантийский: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерный признак этого стиля – строгий геометризм и правильность форм.
Позднее его сменил чисто русский оригинальный тератологический (чудовищный, звериный) стиль (от греч. “тератос” - “чудовище”). Так он назывался по тому, что заставки представляют собой переплетенное ремнями или жгутами невообразимых чудовищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других “персонажей” рисунка. Люди и животные как бы стараются разорвать удушающие их путы.
В XV-XVI веках распространяется нововизантийский стиль. Это сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Стиль подчеркнуто народный и роскошный. Присутствует золотописание. Рамка заставки объемна, она как бы “дышит”, прорастая маленькими травинками.
Затем возник старопечатный стиль в тот период, когда стало появляться большое количество печатных книг, и надобность в переписке книг постепенно отпала.
Только старообрядцы продолжают развивать эту художественную традицию. В их среде создается новый стиль – нарядный, роскошный, с пышными растительными мотивами. И называется он гуслицкий, по названию старинного села и местности Гуслицы в восточном Подмосковье.
В Гуслицах переписывали книги. Это азбуковники, по которым дети осваивали грамоту и певческие книги, музыкальная строка которых состояла из крюковых нот. Для местных нужд книги писали еще в XVII веке, а вот в начале XVIII века они начали появляться в продаже.
Гуслицкие певческие книги расходились по всей стране моментально, хотя стоили они не дешево. Их популярности способствовали не только высокая грамотность гуслицких писцов и сохранение пения по крюкам, но и как оказалось, нарядное оформление и богатый орнамент.
Что же особенного в нашей гуслицкой росписи? Это, прежде всего яркие сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением. Такого нет ни в одной из старообрядческих рукописных школ.
Следующей отличительной чертой, пожалуй, самой заметной, характеризующей гуслицкий орнамент, является цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. У инициалов (буквиц) – заглавной буквы укрупненного размера, помещаемой в начале текста – нет длинных орнаментальных веток-отростков, а лишь один пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом с инициалом. Заставки и внутренняя часть букв, объемных и широких, декорированы золотыми и цветными завитками орнамента.
Заставка (небольшая орнаментальная композиция, выделяющая или украшающая начало какого-либо раздела книги) часто занимает всю страницу и являет собой художественно-законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые криулем (ведущим стеблем), а так же горизонтальные основания для трех разделов рисунка. Возможно, наличие этих полос, или ярусов, соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному. Этот мотив часто присутствует в декоративно-прикладном искусстве русских народов. Причем, верхний ярус имеет некую динамику, в которой чувствуется непреодолимое стремление ввысь.
Часто в гуслицких книгах с левой стороны страницы встречается причудливое дерево, которое венчает птица. Возможно, это не что иное, как изображение “мирового” дерева или дерева жизни. А птица, излюбленный элемент гуслицкой росписи, восседающая обычно на верхушке дерева – символ добра, приносящий добрую весть или подарок.
В основе гуслицкого орнамента лежат мотивы старопечатного стиля, вместе с тем в орнаментальных композициях прослеживаются и растительные сюжеты, роднящие их с хохломской росписью, развивающейся в это же время. Кроме того известно, что московские иконописцы и книгописцы – старообрядцы, бежавшие от гонений из Москвы и других городов центральной России в леса дремучие и малодоступные, прятавшиеся там от властей, те раскольники из далеких веков оказались гениальными декораторами и соединили хохломское золото с растительным орнаментом.
Таким образом, наша гуслицкая роспись – это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов, приемов росписи – весьма увлекательное и захватывающее занятие, которое позволяет детям прикоснуться к живой истории Отечества, вклад в культуру и искусство которого, бесспорно, внесла и наша Гуслица.
Практическая часть.
Знакомство с гуслицкой росписью идет поэтапно. Дети постепенно осваивают технологию рисунка, двигаясь от простых элементов к созданию сложных композиций. Данное пособие содержит 17 занятий, количество которых может быть увеличено интересующимся и творческим учителем.
Занятие 1.
Дети знакомятся с образцами росписи, рассматривая оригиналы древних книг, а так же с увеличенными копиями заставок, изготовленного мною в виде наглядного пособия, размером с лист ватмана.
Рассказываю детям о рукописных книгах, их значении в древности, о содержании и ценности, как духовной и культурной, так и материальной.
Любуемся образцами гуслицких узоров, сравниваем их с известными им видами росписи: Гжелью, Хохломой, Дымково, Жостово и др. Отмечаем самобытность и неповторимость наших росписей.
Ребятам рассказываю, как тяжело было людям 200 – 300 лет назад при свете лучины или свечи выводить текст ровным, почти рисованным почерком, а так же украшать страницы неповторимыми узорами от руки. Восхищаемся талантом и терпением книгописца.
Отмечаем, что листья, ягоды, цветы и другие элементы мастер не раскрашивал, а штриховал, что придавало рисунку изящество, объем, легкость.
Предлагаю детям потренироваться в нанесении такой штриховки. Рисуем самые простые ягоды и концом тонкой кисточки штрихуем их по направлению снизу вверх (<Рисунок 1>).
Занятие 2.
Продолжаем осваивать цветную штриховку. Внимательно рассматривая образцы росписи, выделяем наиболее часто повторяющиеся ягоды, отдельные или целые гроздья, различные по размеру, сочетанию с другими элементами, по цвету.
Рисуем от руки карандашом. Образец делаю на доске. Затем штрихуем и делаем “оживку” - обводим рисунок по контуру черным цветом. Лучше это делать гелевой ручкой (<Рисунок 2>).
Занятия 3-4.
На этих занятиях рассматриваем многообразие листочков, выделяем наиболее типичные и тренируемся в их рисовании.
Делаю сначала на доске, затем на бумаге педагогический рисунок и вместе с детьми штрихую концом тонкой кисточки. Для этой работы лучше всего использовать гуашь. Если выделяется группа наиболее заинтересованных и талантливых ребят, можно попробовать штриховать цветной тушью и писчим перышком, но подобрать всю палитру цветов не всегда удается (<Рисунок 3>).
Занятие 5.
Это занятие посвящено многообразию завитков, используемых в гуслицкой росписи.
Технология та же: рассматривание, выделение типичных, рисование и штриховка.
Для завитков наиболее сложных по форме можно использовать шаблоны из картона, который дети обводят и раскрашивают. (<Рисунок 4>).
Занятия 6-7.
Здесь дети начинают упражняться в комбинировании цветной штриховки при раскрашивании гуслицких цветов. К этому моменту учащиеся уже имеют небольшой опыт, и с интересом разглядывая образцы росписей, находят большое количество разнообразных по форме и раскраске цветов и бутонов (<Рисунок 5>).
Учитель предлагает различные образцы приготовленных заранее рисунков, размещает их на доске, а дети выбирают цветок по желанию и уровню сложности.
Можно предварить занятие краткой беседой о богатстве цветов в русской природе, послушать музыку, т.е. создать эмоциональный настрой.
Можно сравнить представленные образцы, с существующими или придумать название сказочным, необычным гуслицким образцам.
Закончить занятие рекомендуется выставкой под музыку Чайковского.
Занятие 8.
Проводится как творческое итоговое. На нем уточняются понятия “узор”, “орнамент”, “фриз” и предлагается самостоятельно составить цепочку по мотивам гуслицкой росписи, используя любые из знакомых элементов.
Если учитель заготавливал для предыдущих уроков шаблоны, то можно использовать их для моделирования возможных цепочек.
Если же таковых нет, то педагогический рисунок делается на доске. Образцы могут предложить дети сами.
Перед самостоятельной работой в зависимости от подготовленности класса учитель сам решает: оставить образцы на доске или нет. Примерные цепочки представлены в на рисунке (<Рисунок 6>).
Здесь же можно начать использовать “золотописание”, предварительно объяснив детям, что это такое. На уроках для этой цели прекрасно подходит “золотая” гелевая ручка.
Занятие 9.
Посвящается гуслицкой птице. Предварительно следует рассказать детям о сказочной птице, образ которой часто присутствует в произведениях устного народного творчества, являясь символом добра.
Данная тема представлена в конспекте открытого урока, проведенного на районном семинаре учителей начальных классов (см. <Приложение 1>).
Занятия 10-11.
Эти занятия посвящаются рассматриванию и рисованию столбцов, колонн и “башенок”.
Технология та же.
Образцы представлены на рисунке (<Рисунок 7>).
Занятия 12-13.
Дети пытаются изобразить и расписать мировое древо (или дерево жизни), которое часто присутствует на страницах рукописей с левой стороны от текста. Желательно показать детям образец в увеличенном виде.
Рисунок выполняется поэтапно. Сначала карандашом делается набросок. Учитель помогает, делая педагогический рисунок на доске. Если задание оказывается слишком сложным, то можно раздать ксерокопии и предложить детям их раскрасить (заштриховать).
(см. <Рисунок 8>).
Занятия 14-15.
Эти уроки посвящаются буквицам. Сначала детям нужно объяснить, что это такое. Показать на примерах книг со сказками, где часто используют в виде оформления заставки и буквицы.
Узоры гуслицких буквиц достаточно сложны. Но некоторым способным детям часто удается создать свой достойный образец.
Показать детям следует увеличенный образец, который учитель изготовит сам или воспользуется техническими средствами.
При штриховке обязательно использовать “золото”.
(<Рисунок 9>).
Занятия 16-17.
Как итог детям дается образец заставки, который они часто видели на уроках. Предлагается самим создать что-то похожее.
Если учителю и детям покажется это трудным, то можно использовать ксерокопию, как в случае с буквицей. Но, как правило, дети не отказываются от собственных попыток нарисовать заставку в гуслицком стиле.
(<Рисунок 10>).
Заключение.
В данном проекте представлена примерная последовательность изучения гуслицкого стиля книжного орнамента. Это мой первый личный опыт. Творческий учитель обязательно дополнит курс своими идеями, приемами работы, новыми темами.
Желаю всем успехов. Буду рада, если кто-нибудь воспользуется данной технологией.