ЦЕЛИ УРОКА:
- Повторить правила сложения и вычитания дробей; понимание дробной черты как знака деления. Закрепить навык использования теоретических сведений при решении упражнений.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, умение математически грамотно излагать свои мысли.
- Воспитание дисциплинированности, трудолюбия и настойчивости в овладении знаниями.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Плакаты-оформление доски <Рисунок 1>:
1) Камень-распутье (на большом камне написать фразу: “налево пойдешь – в болото ошибок попадешь; прямо пойдешь – в дремучий лес дробей попадешь; направо пойдешь – злодеев встретишь!”);
2) Дерево с сундуком, висящим на цепях. На цепи прикрепить 8 замочков. В течение урока дети зарабатывают ключи для того, чтобы открыть все замки.
(Здесь приведен пример изображения дерева с сундуком. Замочки удобно прикрепить скотчем, чтобы к ним потом прикреплять ключи, по мере их порлучения. Под сундук, на доску, прикрепляется альбомный лист с фразой: «смешанные числа», т.е. те числа, которые мы спасали от дракона-делителя. Когда учащиеся «открыли» последний замок, достается фраза «смешанные числа» из-за дерева и по4казывается ребятам.)
3) Болото (это будет болото ошибок, в которое отправим делегацию из 1 человека за ключом);
4) Лес (это будет дремучий лес дробей, в который отправим делегацию из 6 человек за пятью ключами );
5) Баба-Яга (она предложит задачу для фронтального решения, за которую будет получен 1 ключ);
6) Змей Горыныч (это будет злой Дракон-Делитель, похитивший принцессу. Он предложит для фронтального решения, уравнение, за которое получим последний, восьмой, ключ).
2. Карточка-лото “Собери картинку” по теме: “Сложение и вычитание обыкновенных дробей”.
3. Карточка – “Раскрась картинку” по теме: “Сложение и вычитание обыкновенных дробей”.
4. Набор цветных карандашей для раскрашивания картинки.
5. Три карточки – задачи для индивидуальной работы учащихся и 3 точно такие же карточки для решения гостями.
6. Раздаточный материал – карточки для самостоятельной работы.
7. Набор вырезанных из картона ключей для того, чтобы открыть все замки (8 штук).
ХОД УРОКА
1. Орг. момент (3 мин):
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас состоится открытый урок “Решение уравнений и задач по теме “Обыкновенные дроби”. Мы должны повторить правила сложения и вычитания дробей и то, как действие деление связано с дробями, чтобы с завтрашнего дня приступить к изучению группы чисел.
Урок будет необычный. Это урок-сказка “Спасение похищенных чисел”.
Однажды злой Дракон-Делитель похитил целую группу математических чисел и запрятал их в сундук, чтобы ими никто никогда не смог воспользоваться. Но без них в математике нельзя, они очень нужны, и поэтому нам с вами надо отправится в страну математики, чтобы собрать все ключи от сундука (их 8 штук), открыть его и выпустить на волю эти числа. Что это за числа, мы узнаем в конце урока (конечно же, если нам удастся их спасти).
Ну что ж, в путь. Для начала проверим, готовы ли мы к такому сложному испытанию. Проверим свой запас знаний.
2. Устная работа (7 мин):
(Задания заранее написать на доске перед уроком).
1) Вычислите: ; ; ; .
2) Решите уравнения: ; ; .
3) Все поле – 49 га
1 день – 2/7 от всего поля; ? га
4) 1 день – 4/7 от всего поля - это 28 га
Всего - ?
3. Дифференцированная работа (10 мин).
Ну что ж, я думаю, что все наше снаряжение в порядке, и мы справимся со всеми трудностями, которые встретятся нам на пути.
Мы оказались с вами на распутье: налево пойдешь – в болото ошибок попадешь; направо пойдешь – в дремучий лес дробей попадешь; прямо пойдешь – злодеев повстречаешь. Куда же пойти? Ключи от замков могут оказаться везде, поэтому надо пойти и в болото, и в лес, и навстречу злодеям. Отправляем делегацию:
1 чел – в болото ошибок исправлять ошибки в примерах, написанных на доске (за правильное выполнение класс получает один ключ).
Болото ошибок:
а)
б)
в) Правильные дроби: .
Неправильные дроби: .
3 чел. – в дремучий лес дробей решать сложнейшие задачи – каждому по одной задаче. На всякий случай мы на помощь позовем сегодняшних наших гостей. Мы дадим им такие же задания. Вдруг вы не справитесь, тогда они нам помогут, и мы все равно получим ключи. За правильное решение каждый участник делегации получит по одному ключу, т.е. всего мы сможем за дремучий лес дробей получить 3 ключа.
Карточки для “выездного задания” в дремучий лес дробей для трех человек:
Карточка №1.
Когда истратили имевшихся денег и еще 8 рублей, то осталось 13 рублей. Сколько денег было первоначально?
Карточка №2.
В санатории отдыхали 1500 человек. В один из дней этого количества людей поехали в аквапарк. Количество людей, уехавших в аквапарк, составило количества людей, уехавших на экскурсию. В поход ушли оставшегося количества людей. Сколько человек остались в санатории после всего этого?
Карточка №3.
В библиотеку клуба поступило 2000 новых книг и журналов. При этом этого количества составили журналы для взрослых и этого количества составили журналы для детей. Общее количество поступивших журналов составляет числа поступивших научных книг. А оставшегося количества книг составили различные энциклопедии. Все остальные книги – художественные. Сколько художественных книг поступило в библиотеку?
1 чел – в тот же дремучий лес – задание “Раскрась картинку” - получим 1 ключ.
Задание состоит в следующем:
Необходимо заготовить любую картинку (можно из какой-нибудь детской раскраски). На рисунке в определенных местах (где какой цвет должен быть) написать числа, являющиеся результатами решения заданий с карточки. Учащиеся решают задания и раскрашивают данную им картинку в соответствии с полученными ответами.
Задания:
1) Решите уравнение: . Полученный ответ означает красный цвет.
2) Решите уравнение: . Полученный ответ означает зеленый цвет.
3) Вычислите: . Полученный ответ означает синий цвет.
4) Решите уравнение: . Полученный ответ означает коричневый цвет.
5) решите уравнение: . Полученный ответ означает желтый цвет.
2 чел. – в тот же дремучий лес – задание “Собери картинку” – получим 1 ключ.
Задание состоит в следующем:
Это задание типа “Лото”. Такое задание я даю двум ученикам, сидящим за одной партой (для удобства сбора картинки).
Заготавливаем картинку, разрезаем ее на 12 частей. На каждой части будет написано одно задание. Так как задание “Собери картинку” я даю для двух учеников сразу, то на частях картинки я подписываю задания ручками двух цветов: черной ручкой – для одного ученика; зеленой ручкой – для другого ученика. На отдельном листке я черчу прямоугольник такого же размера, как и картинка, и делю его на такие же 12 частей. В них подписываю ответы. (Ответы надо подписать так, чтобы при наложении всех заданий на подходящие им ответы получилась картинка). При решении учащиеся накладывают кусочек картинки на ответ к заданию, написанному на этой карточке. В результате картинка собирается полностью.
Задания для одного ученика (черная ручка):
1) Вычислите: 2) Вычислите: 3) Вычислите: 4) Решите уравнение: 5) Решите уравнение: 6) Решите уравнение:
Задания для другого ученика (зеленая ручка):
1) Вычислите: 2) Вычислите: 3) Вычислите: 4) Решите уравнение: 5) Решите уравнение: 6) Решите уравнение:
Остальные – ну а мы с вами отправимся на встречу с Бабой-Ягой. Что она нам приготовила?
Это задача:
В видеопрокате с утра было 120 дисков. За первый час взяли на просмотр всего количества дисков; за второй – на меньше, а за третий – на больше, чем в первый час. Сколько дисков забрали из проката за эти три часа?
(Удобно в начале урока заранее заготовленную на листе формата А4 задачу прикрепить под Бабой Ягой на доске, а потом просто “вытянуть” задачу оттуда). Одного учащегося вызвать к доске. За решение этой задачи мы сможем получить 1 ключ от Бабы-Яги.
После решения этой задачи проверяем работу всех делегаций и выдаем заработанные ключи.
4. Решений уравнений от Змея Горыныча (7 мин).
За выполнение этого задания мы сможем получить 1 ключ от Змея Горыныча.
У доски работает 1 человек, остальные – в тетрадях.
Последний ключ нами получен. Открываем сундук. Достаем числа. (На доске, под сундуком, заранее прикреплена фраза: “Смешанные числа”. Именно они-то и были похищены драконом). Что же за числа там были спрятаны? Там написано: смешанные числа. Что это за числа такие?
Нам они не знакомы, но мы с ними будем знакомится на следующем уроке. А сейчас давайте вспомним, какие группы чисел вам уже известны? (Натуральные числа и обыкновенные дроби). На следующем уроке вы узнаете еще одно множество чисел – это смешанные числа.
5. Самостоятельная работа (13 минут).
6. Подведение итога (2 мин).
Д/З: №1041(в,г); №1224(в,г); №1052 – напомнить способ решения задачи.