Тема: Наречие.
Цели:
- Дать общее понятие о наречии.
- Общее грамматическое значение наречия.
- Обучать играя.
ХОД УРОКА
I. Повторение
– Ребята, свой урок мы сегодня начнем с повторения изученного. На доске даны слова для запоминания. Давайте их прочитаем.
Напечатать, адаптироваться, рассвирепеть, единовластвовать, чередовать, исцелить, ершиться.
– Объясните значение слов 2, 3, 4, 6. (Адаптироваться
– привыкнуть, рассвирепеть – сильно
рассердиться, единовластвовать – управлять
одному человеку, исцелить – вылечить).
– Что объединяет эти слова, к какой части речи
это относится?
– Мы с вами закончили тему «Глагол», давайте
повторим все, что знаем о глаголе.
II. Игра «Волшебная палочка»
Дети передают эстафету друг другу, рассказывая о глаголе.
– Запишите глаголы в тетрадь.
– Расскажите все о глаголе «ершиться». (Н.ф., 2
спр., несовер. вида, возвратный.)
– Давайте еще раз отчитаем слова. А теперь,
собрав начальные буквы глаголов, мы определим
тему нашего урока: «Наречие»
III. Новый материал
– Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в последнее неизведанное нами море под названием «наречие». Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны хоть что-нибудь узнать о наречиях. Сквозь временные пространства к нам на машине времени профессор Николай Александрович, с которым мы путешествуем по страницам учебника чтения «В океане света» прислал гостей, ученых мужей, из Древнего Рима и Великой Руси. Вот они – то и поведают нам о Наречиях.
Ученый из Великой Руси: Слово наречие – очень старое, оно встречается в древне-русском языке, корень «речь» как бы связывает его с глаголом.
Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.
Ученый из Рима: У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них вы можете разгадать и сейчас. Они помогут вам избежать ошибок при письме.
Учёный из Великой Руси: Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владеньям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Учёный из Рима: Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Учёный из Великой Руси: Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание – в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху и даже верхом.
Учёный из Великой Руси: Очень понравилось это наречие. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречие с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, снова, вновь. Совсем по- новому ведет себя слово!
Ученый Рима: Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – скачь. В отличие от имен и глаголов наречие не изменяется.
– Ну вот, кое-что мы узнали о наречиях. Ребята!
От каких частей речи образовались наречия? (Cуществительных,
прилагательных, глаголов, числительных.)
– Какие значимые части слова участвуют в
образовании наречия? (Приставки, суффиксы.)
– Наречие – самостоятельная часть речи, которая
обозначает признаки действий ил признаки
признаков и отвечает на вопросы: Где? Как?
Откуда? Почему? …
– Запишите словосочетания:
- Говорить шепотом
- Петь громко
- Бежать быстро
– Из каких частей состоит?
Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.
- Ужасно интересный
- Чересчур кислые
- Совсем грустная
– Из каких частей речи состоит?
Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака.
- Слишком громко (В какой степени?)
- Очень далеко (Насколько?)
Повторное чтение правила.
– А сейчас я думаю нам пора сойти на берег и немного размяться. Будем дружно выполнять движения вместе со мной, вашим капитаном. Ну и конечно подпевать артистам – музыкантам. Подпевая, попробуйте найти в тексте песни наречия.
Исполняется песня «Вместе весело шагать».
– Какие нашли наречия? (Вместе, весело, лучше,
хором)
– Запишите.
– Ну что ж, мы с вами должны продолжить свое
путешествие и путешествовать будем на шести
прекрасных парусниках. Каждый имеет свое
название. Ребята, по значению наречие делится на 6
групп. Запишите:
- Образа действия – ….
- Меры и степени – …
- Места – ….
- Времени – ….
- Причины – ….
- Цели – …
– А сейчас, давайте соотнесём вопросы и слова к своей группе. Каждая волна должна омывать свой корабль. (Вместе, далеко, громко, весело …)
– Ну что ж, пора причалить к земле и вспомнить, что весна-красна идет по земле. Растопила снега, разлилась вода.
Запись предложений, разбор по частям речи и членам предложения.
– Каким членом предложения является наречие? Обстоятельством.
IV. Итог урока
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Наречие – это ….
Которое обозначает ….
И отвечает …..
Наречие по значению делится на ….
Наречие …., ….
В предложении наречии являются …..
– Ребята! А что такое антонимы? Сейчас вы будете называть в ответ на мои слова – слова антонимы.
Итак, сейчас пришел черед
Сыграть в игру «наоборот»
Слова в игре мы подбираем
Наречиями их мы называем
Я скажу вам слово тише,
Вы в ответ мне …. Громче.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: близко.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: низко.
Скажу я слово рано,
А ты ответишь: поздно
Ну вот, закончилась игра.
Урок заканчивать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней!