Урок русского языка по теме "Наречие", 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Тема: Наречие.

Цели:

  • Дать общее понятие о наречии.
  • Общее грамматическое значение наречия.
  • Обучать играя.

ХОД УРОКА

I. Повторение

– Ребята, свой урок мы сегодня начнем с повторения изученного.  На доске даны слова для запоминания. Давайте их прочитаем.

Напечатать, адаптироваться, рассвирепеть, единовластвовать, чередовать, исцелить, ершиться.

– Объясните значение слов 2, 3, 4, 6. (Адаптироваться – привыкнуть, рассвирепеть – сильно рассердиться, единовластвовать – управлять одному человеку, исцелить – вылечить).
– Что объединяет эти слова, к какой части речи это относится?
– Мы с вами закончили тему «Глагол», давайте повторим все, что знаем о глаголе.

II.  Игра «Волшебная палочка»

Дети передают эстафету друг другу, рассказывая о глаголе.

– Запишите глаголы в тетрадь.
– Расскажите все о глаголе «ершиться». (Н.ф., 2 спр., несовер. вида, возвратный.)
– Давайте еще раз отчитаем слова. А теперь, собрав начальные буквы глаголов, мы определим тему нашего урока: «Наречие»

III. Новый материал

– Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в последнее неизведанное нами море под названием «наречие». Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны хоть что-нибудь узнать о наречиях. Сквозь временные пространства к нам на машине времени профессор Николай Александрович, с которым мы путешествуем по страницам учебника чтения «В океане света» прислал гостей, ученых мужей, из Древнего Рима  и Великой Руси. Вот они – то и поведают нам  о Наречиях.

Ученый из Великой Руси: Слово наречие – очень старое, оно встречается в древне-русском языке, корень «речь» как бы связывает его с глаголом.

Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.

Ученый из Рима: У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них вы можете разгадать и сейчас. Они  помогут вам избежать ошибок при письме.

Учёный из Великой Руси: Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владеньям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Учёный из Рима: Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Учёный из Великой Руси: Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание – в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху и даже верхом.

Учёный из Великой Руси: Очень понравилось это наречие. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречие с помощью суффикса -о-.  Получается?  Вот прилагательное новый. С суффиксом -о-  наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, снова, вновь. Совсем по- новому ведет себя слово!

Ученый Рима: Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – скачь.  В отличие от имен и глаголов наречие не изменяется.

– Ну вот, кое-что мы узнали о наречиях. Ребята! От каких частей речи образовались наречия? (Cуществительных, прилагательных, глаголов, числительных.)
– Какие значимые части слова участвуют в образовании наречия? (Приставки, суффиксы.)
– Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий ил признаки признаков  и отвечает на вопросы: Где? Как? Откуда? Почему? …
– Запишите словосочетания:

  • Говорить шепотом
  • Петь громко
  • Бежать быстро

 – Из каких частей состоит?

Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.

  • Ужасно интересный
  • Чересчур кислые
  • Совсем грустная

– Из каких частей речи состоит?

Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака.

  • Слишком громко (В какой степени?)
  • Очень далеко (Насколько?)

Повторное чтение правила.

– А сейчас я думаю нам пора сойти на берег и немного размяться. Будем дружно выполнять движения вместе со мной, вашим капитаном.  Ну и конечно подпевать артистам – музыкантам. Подпевая, попробуйте найти в тексте песни наречия.

Исполняется песня «Вместе весело шагать».

– Какие нашли наречия? (Вместе, весело, лучше, хором)
– Запишите.
– Ну что ж, мы с вами должны продолжить свое путешествие и путешествовать будем на шести прекрасных парусниках. Каждый имеет свое название. Ребята, по значению наречие делится на 6 групп. Запишите:

  • Образа действия – ….
  • Меры и степени – …
  • Места – ….
  • Времени – ….
  • Причины – ….
  • Цели – …

– А сейчас, давайте соотнесём вопросы и слова к своей группе. Каждая волна должна омывать свой корабль. (Вместе, далеко, громко, весело …)

– Ну что ж, пора причалить к земле и вспомнить, что весна-красна идет по земле. Растопила снега, разлилась вода.

Запись предложений, разбор по частям речи и членам предложения.

– Каким членом предложения является наречие? Обстоятельством.

IV. Итог урока

Игра «Я начну, а ты продолжи»

Наречие – это ….
Которое обозначает ….
И отвечает …..
Наречие по значению делится на ….
Наречие  ….,  ….
В предложении наречии являются …..

– Ребята! А что такое антонимы? Сейчас вы будете называть в ответ на мои слова – слова антонимы.

Итак, сейчас пришел черед
Сыграть в игру «наоборот»
Слова в игре мы подбираем
Наречиями их мы называем
Я скажу вам слово тише,
Вы в ответ мне …. Громче.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: близко.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: низко.
Скажу я слово рано,
А ты ответишь: поздно

Ну вот, закончилась игра.
Урок заканчивать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал  немножечко умней!