Урок математики в 3-м классе по теме "Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Составить таблицу умножения пяти и на 5, рассмотреть соответствующие случаи деления; закрепить умножение, решать составные задачи, знания о порядке выполнения действий.
  2. Развивать вычислительные навыки, математическую речь мышление,
  3. Формировать интерес к математике, дружеские отношения.

Оборудование:

  • таблица "Город умножения",
  • таблица умножения пяти и соответствующие случаи деления,
  • цветик-семицветик и 9 цветков с пятью лепестками,
  • таблица для устного счета,
  • краткая запись задачи № 401,
  • примеры для № 402,
  • жетоны для оценивания, аббаки.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

– У меня в руках цветик-семицветик, который будет исполнять сегодня все наши желания. Но только желания тех учеников, которые будут стараться, будут прилежными и внимательными.

а) Первое желание.

– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели…

– Вели, чтобы домашнее задание учеников были выполнены верно…”

стр. 35 № 3

Взаимопроверка учащимися, они меняются тетрадями карандашами, исправляют ошибки. Примеры проверяются по листочкам с правильными ответами. Если есть неправильные примеры, то вместе решают эти примеры. Если нет ошибок, то задаются вопросы:

– Какие правила вы знаете о порядке выполнения действий в выражениях без скобок?

2. Устный счёт.

б) Второе желание.

– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели …

– Вели, чтобы мы оказались в городе “Умножения…”.

(Открывается карта города “Умножения").

– Как зовут жителей города “Умножения”? (1 множитель, 2 множитель и произведение).

– Жители города “Умножения”

1 множить 5 4 7 9
2множить 3 3 2 5
произвел. 24 18 27 10

(Ответы показывают на аббаках. Объясняют правила нахождения. 1 множит., 2 множит.)

3. Новая тема.

– У нашего цветика – семицветика есть младший брат, цветок с пятью лепесточками.

(В вазу ставится 1 цветок с пятью лепестками).

– Он всегда грустный и наверно скоро завянет, если мы ему не поможем найти друзей.

в) Третье желание.

– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели …

– Вели, чтобы у цветочка с пятью лепестками появились друзья …”.

(В вазу ставят еще 1 цветок с пятью лепестками).

– Сколько стало лепестков? (по 5 взяли 2 раза = 10)

(Каждый раз в вазу добавляется 1 цветок с пятью лепестками).

– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 3 раза = 15)

– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 4 раза = 20)

– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 5 раз = 25)

– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 6 раз = 30)

– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 7 раз = 35)

– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 8 раз = 40)

– Сколько стало теперь лепестков? (по5 взяли 9 раз = 45)

– У цветочка с 5 лепестками появилось много друзей. Мы помогли не только цветочку,но и себе. Чем помогли мы себе? Кто догадался? (составили таблицу умножения).

(В карте города “Умножения“ открывается домик № 5).

– Но посмотрите на доску. Почему эта таблица умножения пяти начинается с примера

5 * 5 = 25
5 * 6 =30
5 * 7 = 35
5 * 8 = 40
5 * 9 = 45

– На сколько ответы становятся больше? (на 5)

– Прочитайте эти примеры разными способами.

г) Четвёртое желание.

– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели …

– Вели, чтобы все записи в тетрадях были аккуратными…”

(Запись 1 столбика в тетрадь).

– Что произойдет, если поменять множители местами?

– Прочитайте эти примеры с переставленными множителями.

– А теперь мы с вами попадем на улицу деления. Как зовут жителей этой улицы? (делимое, делитель, частное).

– Объясните, как появился второй столбик?

25: 5 =
30: 5=
35: 5 =
45: 5 =
(у доски записывают ответы, прочитывая примеры разными способами)

– Как появился 3 столбик?

30:6= 40:8= 35:7= 45:9 =

(Примеры решаются по цепочке у доски).

– Почему отсутствует 1 пример? (Потому что он повторяется).

4. Физ. минутка.

Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

5. Закрепление (стр.36).

– Посетим несколько домов города “Умножения".

Дом № 2. 1-й подъезд (№2 – 1 столбик)

(С комментарием в тетрадках).

Дом. Задание №2 (3,4,5 столбик)

6. Решение задач.

– В городе “Умножения” есть и своя школа, и свой спортивный зал.

Адрес школы: г. Умножения д. № 4

– Прочитайте задачу:

– Что известно?

– Что требуется найти?

(На обратной стороне доски краткая запись задачи – открыть).

Взяли – 4 м.

Осталось – 12 м.

На сколько мячей больше осталось, чем взяли?

– Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (да)

– Какое правило применим? (Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше, надо от большего числа отнять меньшее).

(Все решают в тетрадях, а 1 ученик за доской).

12 – 4 = 8 (м.)

7. Занимательный материал.

– В городе "Умножения"произошло несчастье. В доме №5 убежали числа и равенства не могут понять: верные они или неверные.

д) Пятое желание.

– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели …

– Вели, чтобы всё встало на свои места…”.

–  Исправим ошибку и вернём числа на место.

b + 18

b= 0 0 + 18 = 18
b= 2 2 + 18 = 20
b= 5 5 + 18 = 23
b= 10 10+ 18= 28

(Все решают в тетрадях, тот кто 1 решит идёт к доске. По 2 ученика работают на листочках – за правильный ответ, получают жетоны.)

8. Итог.

– В г. “Умножение” все должны хорошо знать таблицу умножения и деления. Ведь надо уважать правило того города, в котором мы гостим.

– Проверим, как вы уважаете правила этого города.

Игра “Мяч” по таблице умножения и деления на пять.

(Учитель называет пример и кидает мяч, а ученики возвращают его учителю с ответом.)

9. Оценивание.

– Город “Умножения” большой и мы продолжим путешествие по нему на следующих уроках. А теперь посмотрим, что мы заработали на уроке:

5 жетонов – 5
4 жетона – 4
3 жетона – 3