Цели:
- Составить таблицу умножения пяти и на 5, рассмотреть соответствующие случаи деления; закрепить умножение, решать составные задачи, знания о порядке выполнения действий.
- Развивать вычислительные навыки, математическую речь мышление,
- Формировать интерес к математике, дружеские отношения.
Оборудование:
- таблица "Город умножения",
- таблица умножения пяти и соответствующие случаи деления,
- цветик-семицветик и 9 цветков с пятью лепестками,
- таблица для устного счета,
- краткая запись задачи № 401,
- примеры для № 402,
- жетоны для оценивания, аббаки.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
– У меня в руках цветик-семицветик, который будет исполнять сегодня все наши желания. Но только желания тех учеников, которые будут стараться, будут прилежными и внимательными.
а) Первое желание.
– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели…
– Вели, чтобы домашнее задание учеников были выполнены верно…”
стр. 35 № 3
Взаимопроверка учащимися, они меняются тетрадями карандашами, исправляют ошибки. Примеры проверяются по листочкам с правильными ответами. Если есть неправильные примеры, то вместе решают эти примеры. Если нет ошибок, то задаются вопросы:
– Какие правила вы знаете о порядке выполнения действий в выражениях без скобок?
2. Устный счёт.
б) Второе желание.
– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели …
– Вели, чтобы мы оказались в городе “Умножения…”.
(Открывается карта города “Умножения").
– Как зовут жителей города “Умножения”? (1 множитель, 2 множитель и произведение).
– Жители города “Умножения”
1 множить 5 4 7 9 2множить 3 3 2 5 произвел. 24 18 27 10
(Ответы показывают на аббаках. Объясняют правила нахождения. 1 множит., 2 множит.)
3. Новая тема.
– У нашего цветика – семицветика есть младший брат, цветок с пятью лепесточками.
(В вазу ставится 1 цветок с пятью лепестками).
– Он всегда грустный и наверно скоро завянет, если мы ему не поможем найти друзей.
в) Третье желание.
– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели …
– Вели, чтобы у цветочка с пятью лепестками появились друзья …”.
(В вазу ставят еще 1 цветок с пятью лепестками).
– Сколько стало лепестков? (по 5 взяли 2 раза = 10)
(Каждый раз в вазу добавляется 1 цветок с пятью лепестками).
– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 3 раза = 15)
– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 4 раза = 20)
– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 5 раз = 25)
– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 6 раз = 30)
– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 7 раз = 35)
– Сколько стало теперь лепестков? (по 5 взяли 8 раз = 40)
– Сколько стало теперь лепестков? (по5 взяли 9 раз = 45)
– У цветочка с 5 лепестками появилось много друзей. Мы помогли не только цветочку,но и себе. Чем помогли мы себе? Кто догадался? (составили таблицу умножения).
(В карте города “Умножения“ открывается домик № 5).
– Но посмотрите на доску. Почему эта таблица умножения пяти начинается с примера
5 * 5 = 25
5 * 6 =30
5 * 7 = 35
5 * 8 = 40
5 * 9 = 45
– На сколько ответы становятся больше? (на 5)
– Прочитайте эти примеры разными способами.
г) Четвёртое желание.
– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели …
– Вели, чтобы все записи в тетрадях были аккуратными…”
(Запись 1 столбика в тетрадь).
– Что произойдет, если поменять множители местами?
– Прочитайте эти примеры с переставленными множителями.
– А теперь мы с вами попадем на улицу деления. Как зовут жителей этой улицы? (делимое, делитель, частное).
– Объясните, как появился второй столбик?
25: 5 =
30: 5=
35: 5 =
45: 5 =(у доски записывают ответы, прочитывая примеры разными способами)
– Как появился 3 столбик?
30:6= 40:8= 35:7= 45:9 =
(Примеры решаются по цепочке у доски).
– Почему отсутствует 1 пример? (Потому что он повторяется).
4. Физ. минутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
5. Закрепление (стр.36).
– Посетим несколько домов города “Умножения".
Дом № 2. 1-й подъезд (№2 – 1 столбик)
(С комментарием в тетрадках).
Дом. Задание №2 (3,4,5 столбик)
6. Решение задач.
– В городе “Умножения” есть и своя школа, и свой спортивный зал.
Адрес школы: г. Умножения д. № 4
– Прочитайте задачу:
– Что известно?
– Что требуется найти?
(На обратной стороне доски краткая запись задачи – открыть).
Взяли – 4 м.
Осталось – 12 м.
На сколько мячей больше осталось, чем взяли?
– Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (да)
– Какое правило применим? (Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше, надо от большего числа отнять меньшее).
(Все решают в тетрадях, а 1 ученик за доской).
12 – 4 = 8 (м.)
7. Занимательный материал.
– В городе "Умножения"произошло несчастье. В доме №5 убежали числа и равенства не могут понять: верные они или неверные.
д) Пятое желание.
– “Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему вели …
– Вели, чтобы всё встало на свои места…”.
– Исправим ошибку и вернём числа на место.
b + 18
b= 0 0 + 18 = 18 b= 2 2 + 18 = 20 b= 5 5 + 18 = 23 b= 10 10+ 18= 28
(Все решают в тетрадях, тот кто 1 решит идёт к доске. По 2 ученика работают на листочках – за правильный ответ, получают жетоны.)
8. Итог.
– В г. “Умножение” все должны хорошо знать таблицу умножения и деления. Ведь надо уважать правило того города, в котором мы гостим.
– Проверим, как вы уважаете правила этого города.
Игра “Мяч” по таблице умножения и деления на пять.
(Учитель называет пример и кидает мяч, а ученики возвращают его учителю с ответом.)
9. Оценивание.
– Город “Умножения” большой и мы продолжим путешествие по нему на следующих уроках. А теперь посмотрим, что мы заработали на уроке:
5 жетонов – 5
4 жетона – 4
3 жетона – 3